Исторические взгляды Ф.М. Достоевского на Римскую Католическую Церковь
Автор: Волкова Екатерина Александровна, Фролова Елена Владимировна
Журнал: Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research @bulletensocial
Статья в выпуске: 11 (13), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу отношения Ф.М. Достоевского к западным ценностям и католичеству, как к мировоззренческой основе западноевропейской цивилизации и идеологии. Писатель особое внимание уделял исследованию различных типов европейских народов, их религиозным взглядам, а также сравнивал русский народ с западноевропейским. Авторы статьи указывают на критическое отношение Ф.М. Достоевского к Западу и католицизму как органической части западного образа жизни и мышления.
Творчество, Ф.М. Достоевский, религиозно-философские взгляды, идеология, религия, католичество, христианство, культура, мировоззрение, ценности, цивилизация
Короткий адрес: https://sciup.org/14118450
IDR: 14118450 | DOI: 10.52270/26585561_2021_11_13_3
Текст научной статьи Исторические взгляды Ф.М. Достоевского на Римскую Католическую Церковь
-
I. ВВЕДЕНИЕ
Консервативным течением в российской идеологии второй половины XIX столетия стало близкое к славянофильству почвенничество, которое безоговорочно гподдерживал Ф.М. Достоевский. Основой идеологии данного идейно-политического течения стали державность России и Российского государства, самобытность, преимущества социальных и нравственных черт русского народа в противоположность Западу. Представители адпочвенничества геонадеялись объединить все существующие на тот момент политические течения идеей уникальности русского народа, особой мессианской роли России в мировой цивилизации.
Выдвигая гидею самобытности России, представители почвенничества критиковали Запад, не отказываясь в то же время от использования в России передовых западных идей, которые казались им полезными, например, достижения науки и техники.
Основным отличием русского характера от западных Достоевский считал утрату европейцами христианских идеалов. «…В русском характере есть резкое отличие от европейского, резкая особенность, что в нем по преимуществу выступает способность высокосинтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности. В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он тсо всеми уживается и во все вживается. Он ксочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы. Он находит и немедленно допускает разумность во всем, в чем хоть сколько-нибудь есть общечеловеческие интересы. У него инстинкт общечеловечности». Достоевский часто подчеркивал, что нравственность русского народа неизмеримо выше, чем народов Европы: «Нравственные вещи Европы годнельзя копировать: номстительность, возмездие, жестокость, честь рыцарская – все это очень плохо. Вера их хуже нашей. Гуманность же, которую вы столь цените, без сомнения ниже нашей (взгляд народа на преступника, прощение и забвение обид, широкое понимание исторической необходимости – это у нас лучше, чем на Западе… Гуманные же начала даны в нашей вере, наи эти роднаши хиначала лучше». «Созидается общество, - еёписал Достоевский, - наначалами нравственными. В нравственных пначалах вы зничего кнароду не япринесете лучшего, ибо у ктнего православие, а у вас ничего».
-
II. ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Степень изученность темы в избранном ключе позволяет нам опираться на собственные работы (Волкова Е.А, Фролова Е. В. Роль Ф.М. Достоевского в исторической науке / Наука России: Цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XIV международной научно-практической конференции 10 апреля 2019 г. Часть 2 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. – С. 46-49; Волкова Е.А., Лихорадова И.Н., Фролова Е.В. Достоевский и петрашевцы: споры о революции и социализме / Известия ВГПУ. -2019. – Т.282. - №2. – С. 87-95; Волкова Е.А., Бочарова И.М., Фролова Е.В. Монархизм и народность Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя» / Ученые записки Курского государственного университета. – Курск, 2018. – Вып. 2(46). – С. 37-45.)
Конечно, наше исследование опирается на общеизвестные труды: (Точиева Х.Ш. К вопросу о религиозном мировоззрении Достоевского/ Х.Ш. Точиева // Литературное обозрение: история и современность.- 2011.- № 1.- С.158; Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование / Б.И. Бурсов.- Л.: Сов. писатель, 1979.- С.70; Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д.С. Мережковский.- М.: Республика, 1995.- С.46; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России / Н.А. Бердяев. - С.106; Зеньковский В. История русской философии: в 2 т.: Т.1 / В. Зеньковский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1989.- С.44-45).
Мы надеемся, что собственной работой сможем дополнить анализ мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского по отношению к католицизму.
В романе «Идиот» Европа предстала символом нравственного разврата и духовного опустошения, местом, где человека сопровождают различного рода искушения, а сама атмосфера европейского города приводит к греху. Азартные игры становятся символом европейского образа жизни. Еще до оформления антиевропейских воззрений в идеологию, в конце 1840-х годов, давая оценку событиям французской революции 1848 года, Достоевский писал: «Тридцать шесть миллионов людей каждый день ставят словно на карту всю свою будущность, имение, существование свое и детей своих!», сравнивая европейскую реальность с карточной игрой.
Помимо самих европейцев, Достоевский осуждал также русских, уехавших в Европу. В «Дневнике писателя» за 1880 год Достоевский называл этот национальный тип – «русские бездомные скитальцы», название, отсылающее к евангельской притче про блудного сына.
В «Игроке» поднимался вопрос и о покинувших Родину русских.
4
Бедность и любовь к Полине толкают главного героя «Игрока» Алексея Ивановича на поиски денег. Действие происходит в европейском городе Рулетенбурге (из названия уже всё ясно), который преподносится Достоевским как иллюзия рая, являющегося на самом деле адом. Внешне этот мир ярок и чрезвычайно привлекателен, но при более детальном рассмотрении оказывается лишь вывеской, за которой хискрывается онстрашное яи греховное. Центральным троместом города является тэорулетка, расположенная в воксале. Этим словом в бытность Достоевского обозначался не привычный нам вокзал с поездами и кассами, а увеселительное место для отдыха и развлечений. Рулетенбург выстроен так, что все дороги его ведут к центру – к рулетке. В течение всего повествования периодически упоминается вокзал, поа также описывается движение иперсонажей к квенему, каждый онараз как бы иподчеркивая магнетическое притяжение игры.
Достоевский в течение многих лет сам был страстным, фанатичным игроком, болел игрой. В письме к А.Н. Майкову от 28 августа 1868 года из Женевы он писал о своей страсти: «С одной стороны – легкий выигрыш, а с другой – тревога душевная, невозможность вернуться в Россию. Но есть третье – и главное – сама игра. Знаете, как это втягивает?». И далее: «Это легкая возможность поправить всё!».
В романе просматривается библейский сюжет об изгнании из рая. Главный герой – учитель Алексей Иванович – находится под опекой генерала. И это его угнетает, опека предстает не заботой, а ограничением свободы. Не выдержав проступков Алексея Ивановича, генерал, в конце концов, отвергает его. Но не только заботливый генерал тяготит главного героя. Главное – он стыдится своих русских истоков, возмущается «татарской породой». Идеалом игрока стали деньги – выражение порока, причем не заработанные собственным трудом, а сомнительно выигранные на рулетке. Деньги, как понимал их писатель, сам непрерывно игравший на рулетке и проигрывавший крупные суммы, не имели чувства. Критикуя капитализм за бесчувственное отношение к человеку, Достоевский подверг критике и азартные игры, оставаясь в то же время рабом рулетки.
«Достоевскому не нужно было доказывать себе, что деньги – зло, что гследует отречься от собственности: он мучился бедностью и придавал деньгам, по крайней мере, в своем сознании, большое значение; но только что они оказывались у него в руках, – он обращался с ними так, как будто считал их даже не злом, а совершенным вздором», - отмечал Д.С. Мережковский.
Достоевский в «Игроке» вновь обращался к архетипической ситуации: возлюбленная героя Полина становится искусительницей, посылая его на игру: « …возьмите эти семьсот флоринов и ступайте играть, выиграйте мне на рулетке, сколько можете больше; мне деньги во что бы то ни стало теперь нужны». И Алексей Иванович теряет себя, свою личность, растворяясь в игре. Не зря приверженность к игре является пороком: человек забывает о семье, о долге, становится безразличен ко всему, что не связано с игрой. Даже если выигрывает, то не может остановиться – так затягивает его это дьявольское действо.
Один из персонажей подытоживает противопоставление Достоевским Москвы, как образа России, и Европы: «Ох, уж эта мне заграница! Говорил, что не к добру. И уж поскорее бы в нашу Москву! И чего-то у нас дома нет, в Москве? Сад, цветы, каких здесь и не бывает, дух, яблоньки наливаются, простор, – нет, надо было за границу!». В этих словах «мужика из народа» Потапыча прослеживается идея, близкая к почвенничеству.
После освобождения из каторги у Достоевского, что вполне естественно, наблюдался период, похожий на творческий кризис. «Записки из Мертвого дома» были написаны легко и быстро, но «Село Степанчиково» он писал почти полтора года, и то спустя три года после каторги, а «Униженные и оскорбленные» спустя еще три года. Чего не хватало Достоевскому? Очевидно, серьезной, глубокой опоры в номировосприятии. Вероятно, этим ктаи объясняется обращение онаписателя к онаправославию, способствовавшему расширению его сознания до гениальности. Возможно, сыграла свою роль и Анна Григорьевна (она была очень набожна), и знакомство с православным священником И. Янышевым, выдающимся деятелем Православной церкви, ктаи критическое восприятие католицизма, иатеизма каи революционного социализма. Появилась глубина веры, как бы новая ступень в развитии личности писателя.
5
В ностатье «Социализм и христианство» Достоевский утверждал христианство высшим этапом эволюции человека. Не очень разбираясь в научных формулировках, в точности применения дефиниций, он писал: «Патриархальность было состояние первобытное. Цивилизация – тсреднее, переходное. Христианство – третья и последняя степень человека, но тут кончается развитие, достигается идеал…». По сути, замечание верное – христианство явило собой высшую ступень нравственности, приблизило человечество к осознанию нравственного идеала.
Роман «Преступление и наказание», написанный гстремительно за полтора месяца, явился отражением того найденного Достоевским мировоззрения, которое повлекло за собой один за другим все романы «Великого Пятикнижия».
В связи с идеей романа «Преступление и наказание» Достоевский в третьей записной книжке писал: «Идея романа. Православное воззрение; в чем есть Православие? нет счастья в комфорте, покупается счастье страданиями – человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье и всегда еёстраданием». Писатель еёсвоим обостренным чутьем уловил глубокий внутренний зисмысл православия: счастье, блаженство достигаются только через страдание. В этом романе писатель не касался католичества, не сравнивал два течения христианства – западное и восточное.
Резкой критикой католицизма отмечен роман «Идиот». Достоевский непосредственно столкнулся с католичеством во время путешествия по Европе. Не всегда гсправедливой была критика писателем западного христианства. Так, он адставил знак ониравенства адммежду католичеством яи касоциализмом.
Социализм,- писал он в Записных тетрадях 1864-1865 гг.,- «продукт западного христианства». Неприятие социализма, негативное отношение к социалистическим идеям отразилось и на отношении Достоевского к католичеству.
Достоевский капроследил связь католицизма зне только с яевропеизмом, атеизмом, но зии нс социализмом. Католицизм порождал атеизм, а тот был непосредственно связан с социализмом, являлся его органической составляющей. «Атеизм прежде всего с них самих начался; могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; от порождения их лжи и бессилия духовного!». И даже: «Ведь и социализм – порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возрождавшегося человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже свобода через насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь!».
В романе «Идиот» писатель противопоставлял католичеству истинную веру – православие. «Надо чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать перед ними…».
Продолжая имначатые в ониромане «Идиот» традиции, Достоевский зипротивопоставлял Россию Западной Европе, онправославие – католичеству, обвинял подсторонников католицизма в квеискажении христианства. Ослабление христианства на Западе мыслитель связывал с распространением в странах Западной Европы революционных идей, либерализма, социализма, атеизма. В католичестве он видел в большей степени не христианскую религию, не веру, а политику завоевания, покорения мира, как было это во время Римской империи, в конечном счете, угрозу для России. «Христианская связь, до сих пор их (европейские государства.- Авт.) соединявшая, с каждым днем теряет свою силу»,- пророчески писал он в «Ряде статей о русской литературе» (1861).
Писатель считал, что лишь восточное христианство сохранило в чистоте и неприкосновенности христианские традиции. «Не в Православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте?..» - размышлял он в «Дневнике писателя» за 1873 год.
Резко критикуя католичество, кмыслитель меньше внимания уделял анализу зпротестантизма. Связано данное обстоятельство, очевидно, с тем, что протестантские течения при жизни Достоевского не получили еще широкого распространения в России, появились значительно позже, за временными рамками жизненного пространства писателя.
6
Хотя и в протестантизме мыслитель видел прямой путь к атеизму, о чем неоднократно говорил на страницах «Дневника писателя». «Протестантские секты… уж и теперь почти все наклонны перейти в какую-нибудь «гуманность» или даже просто в атеизм». И далее: «Протестантизм исполинскими шагами переходит в атеизм и в зыбкое, изменчивое (а не вековечное) нравоучение».
Таким образом, в художественных и публицистических произведениях Достоевского, в его письмах и записках нашли отражение его религиозные воззрения. Глубоко с самого детства веря в Христа, воспитанный пона гправославных традициях, будучи ктпоследовательно геоправославным христианином, мыслитель ипостепенно углублял ктасвое знание о христианстве. Во второй еёполовине 1840-х годов христианские идеи не получили сколько-нибудь полного отражения в творчестве писателя, его занимали иные проблемы, иная тематика.
Краеугольным камнем углубленного приобщения к христианству стали годы каторги и ссылки, выпавшие на долю писателя. Пребывание на каторге заставило его переоценить многое в собственном мироощущении, равно как и в окружающем его мире, людях. Годы каторги и ссылки в корне изменили мировоззрения Достоевского: он стал православным писателем. Н.А. Бердяев писал: «Достоевский был глубоко христианский писатель. Я не знаю более христианского писателя».
Вернувшись в Петербург, Достоевский квеприступил к касозданию годподлинно христианских произведений. Начало переходу на позиции христианства положило знакомство писателя с Западной Европой, европейским образом жизни, который писатель не мог принять. «Игрок», «Зимние заметки о летних впечатлениях» отразили взгляды Достоевского на Европу и европейцев. Им он противопоставлял русский народ, который определенным образом идеализировал.
Роман «Преступление нади геонаказание» адмстал подпервым ктасугубо христианским геопроизведением Достоевского, хотя христианские мотивы еще не были представлены в полном объеме. В романе лишь одна Соня Мармеладова является носителем христианских идей, что противоречит ее образу жизни и роду деятельности. Однако сила христианства оказалась гораздо глубже иных влияний. В конце романа Раскольников пришел к христианству, хотя нераскрытое Евангелие пока лежало под его подушкой.
Подлинно православным романом стал роман «Идиот». Здесь автор представил своего главного героя – князь-Христос – Лев Мышкин. Мышкин глубоко верующий человек, отстаивающий православие. В романе писатель обрушился с резкой критикой на католичество как ложное направление в христианстве, подменившее Христа ложными ценностями. В дальнейшем Достоевский не раз возвращался к критике католицизма, противопоставляя ему православие в качестве истинной веры.
Роман «Бесы» – сугубо политический роман. В нем автор явил образ бесов-революционеров, ставших отражением бесов из преисподней. И те, и другие являлись, по мнению писателя, носителями злого начала, причиняли вред людям. Негативно относившийся к революционному насилию, ко всем его проявлениям, Достоевский вывел в романе целую галерею бесов-революционеров. В конечном счете, многие бесы-революционеры трагически закончили свое земное существование.
В романе «Бесы» Достоевский впервые показал образ священника, списанного им с образа святителя Тихона Задонского, которого писатель глубоко ценил и уважал. Эта традиция изображения священников Русской Православной Церкви была продолжена в романе «Братья Карамазовы», где изображен старец Зосима – носитель истинной православной веры. Достоевский хорошо знал церковную и монастырскую жизнь и писал о гней со знанием дела. Критика католицизма была продолжена писателем в «Легенде о Великом инквизиторе», где в непримиримой схватке сошлись представитель Римско-католической церкви – старец-инквизитор и Сын Божий Иисус Христос. В образе этих двух персонажей писатель противопоставил силы абсолютного добра и абсолютного зла. В острой схватке не на жизнь, а на смерть победу одержал Иисус Христос, победив зло своим смирением. Достоевский как православный мыслитель шел к Христу всю свою жизнь до самой смерти.
7
-
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом можно отметить, что Достоевский был одним из наиболее значительных российских православных писателей, отразивший в своем творчестве многие идеи православия. «Никто, может быть, в такой мере, как Достоевский, не понимал того, что окончательные судьбы христианства – выше всех тросудеб квеисторических.., подно он родпонимал также, что онпрежде, чем вступить пона этот квепуть сверхисторический, надо пройти до конца, до крайней точки все пути исторические… Религия для Достоевского ктаесть надне отрицание, как для Л. Толстого, поа высшее утверждение роди завершение – преодоление истории. Никто, может быть, в такой мере, как Достоевский, не чувствовал живую связь прошлого с будущим, живую цепь всемирно-исторической религиозной преемственности, из которой нельзя вынуть ни одного звена, не разорвав всей цепи»,- писал Д.С. Мережковский.
Продолжателями православных идей и оценок великого русского мыслителя Ф.М. Достоевского стала целая плеяда русских философов и писателей начала ХХ столетия, внесших неоценимый вклад в сокровищницу мировой социально-исторической, религиозной и философской мысли.
Список литературы Исторические взгляды Ф.М. Достоевского на Римскую Католическую Церковь
- Волкова Е.А, Фролова Е. В. Роль Ф.М. Достоевского в исторической науке Наука России: Цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XIV международной научно-практической конференции 10 апреля 2019 г. Часть 2 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. – С. 46-49.
- Волкова Е.А., Лихорадова И.Н., Фролова Е.В. Достоевский и петрашевцы: споры о революции и социализме / Известия ВГПУ. -2019. – Т.282. - №2. – С. 87-95.
- Волкова Е.А., Бочарова И.М., Фролова Е.В. Монархизм и народность Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя» / Ученые записки Курского государственного университета. – Курск, 2018. – Вып. 2(46). – С. 37-45.)
- Волкова Е.А., Фролова Е.В. Место и роль Ф.М. Достоевского в общественной мысли России середины XIX века: история и современность (к 200-летнему юбилею со дня рождения)// Известия воронежского государственного педагогического университета. – 2020. - № 4(289). – С. 143-146.
- Иустин (Попович), преподобный. Философия и религия Ф.М. Достоевского / Иустин (Попович), преподобный.- Минск: Издатель Д.В. Харченко, 2008.- С.295.
- Точиева Х.Ш. К вопросу о религиозном мировоззрении Достоевского/ Х.Ш. Точиева // Литературное обозрение: история и современность.- 2011.- № 1.- С.158.
- Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование / Б.И. Бурсов.- Л.: Сов. писатель, 1979.- С.70.
- Неизданный Достоевский // Литературное наследство.- М.: Наука, 1971.- С.461.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д.С. Мережковский.- М.: Республика, 1995.- С.46.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России / Н.А. Бердяев. - С.106.
- Иванов В.И. Родное и вселенское (Сост. В.М. Толмачева) / В.И. Иванов.- М.: Республика, 1994.- С.337.
- Зеньковский В. История русской философии: в 2 т.: Т.1 / В. Зеньковский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1989.- С.44-45.
- Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т.: Т.2. - М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994.- С.218.
- Борисова. В.В. Синтетизм религиозно-мифологического подтекста в.- Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1991; Борисова В.В. Достоевский и Коран творчестве Ф.М. Достоевского.
- (Библия и Коран) / В.В. Борисова // Творчество Достоевского: искусство синтеза / В.В. Борисова // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях».- Новгород, 1989; Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. М., Б.и., 2002, и др.
- Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т.: Т.2. - С.138.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Религия / Д.С. Мережковский // Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники.- М.: Республика, 1995.- С.247.
- Ershov B. A., Perevozchikova L. S., Volkova E. A., Fursov V. N., Frolova E.V. Socio-historical retrospect of the relationship of the church and youth in Russia/ Abstracts & Proceedings of ADVED 2017 - 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017- Istanbul, Turkey P. 896-901.
- Ershov B. A., Perevozchikova L. S., Volkova E. A., Frolova E.V. Russian Orthodox Church in views of F.M. Dostoevsky in Russia in XIX century/ European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. RPTSS2017 International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences, 2017. Р. 319-323.
- Perevozchikova L. S., Ershov B. A., Ashmarov I.A., Volkova E. A., Tonkih V.A. Socio-religious and historiographic aspects of the Dostoevsky F.M. heritage for future generations \ The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Edited by: Fabio Casati, G.А. Barysheva & Wolfgang Krieger. 2017. - С. 151-160.