Исторический факультет двгу во второй половине 1970-х - 1990-е гг.: вспоминают деканы

Автор: Самигулин Рим Мисбахович, Сидоренко Олег Владимирович

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: Vita memoriae. К 100-летию исторического образования на Дальнем Востоке

Статья в выпуске: 3 (45), 2018 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170175768

IDR: 170175768

Текст статьи Исторический факультет двгу во второй половине 1970-х - 1990-е гг.: вспоминают деканы

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДВГУ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-х – 1990-е гг.:

ВСПОМИНАЮТ ДЕКАНЫ

FENU FACULTY OF HISTORY

IN THE SECOND HALF OF THE 1970s–1990s

IN THE MEMORIES OF ITS DEANS

Рим Мисбахович Самигулин , кандидат исторических наук, декан исторического факультета с 1978 по 1987 гг. и с 1989 по 1991 гг. :

Факультет в конце 1970-х – 1980-е гг., как и весь университет, получил значительное развитие. Постоянно укреплялась материальная база. В 1975 г. переехали в долгожданный новый учебный корпус (Октябрьская, 27, блок «Б»), кафедры получили отдельные помещения, были открыты методические кабинеты с литературой, кабинет технических средств обучения, музейная комната. Появилось большое число современных учебных аудиторий, улучшилось оснащение оборудованием, инвентарем, мебелью.

В этот период многократно увеличился библиотечный фонд. Историческая периодика поступала уже и непосредственно на кафедры. Вводом в строй новых общежитий (Пограничная, 26 – в 1971 г., Алеутская, 65 – в 1978 г.) в целом была решена проблема с жильем для студентов. Студенты-историки, счастливчики, в числе представителей немногих факультетов-монополистов поселились тогда и проживали до окончания советского периода в самом комфортабельном из общежитий – на Алеутской. В феврале 1989 г. факультет вновь справил новоселье в гуманитарном учебном корпусе по Алеутской, 56, что позволило ликвидировать многосменность дневного отделения.

Общую динамичную картину улучшения условий учебы, жизни и быта омрачили лишь два памятных кризиса с водоснабжением в зимы 1967/68 гг. и 1977/78 гг. Наиболее трудной была первая из них. Тогда во всем городе вода подавалась лишь на один кран в подвальных помещениях зданий, у которых выстраивались неописуемые очереди. Все прочие удобства были выведены во дворы. Рядом с нашим общежитием был построен длиннющий дощатый туалет с двумя отделениями, просуществовавший до весны. Этот очень значимый объект МЧС был удостоен большого внимания общежитских собирателей фольклора, юмористов и поэтов.

Одновременно проходило и организационное укрепление. В 1966 г. прекращен эксперимент с четырехлетним обучение, устанавливался единый пятилетний срок обучения. В итоге в 1970 г. выпуск был только на заочном отделении. В 1974 г. вдвое – с 25 до 50 человек – был увеличен прием на дневное отделение. Рост контингента стал основанием для обретения историками организационной самостоятельности, и в следующем году историко-правовой факультет был разделен на два: исторический и юридический. Первым деканом истфака стал С.Г. Григорьев. Впоследствии факультет возглавляли Р.М. Самигулин (1978–1987 гг. и 1989–1991 гг.), Э.В. Ермакова (1987–1989 гг.), О.В. Сидоренко (1991–2002 гг.) и З.А. Ковалева (2002–2012 гг.).

В 1976 г. было открыто вечернее отделение с приемом 25 человек, ставшее важным подспорьем для молодых людей: не прошедшие по конкурсу на очное теперь поступали на вечернее. После первого курса желающие из числа наиболее сильных студентов вечернего отделения могли перейти на вакантные места очного отделения, образовавшиеся после отчисления неуспевающих. Вечерники были самыми мужественными и отважными студентами факультета. И самыми веселыми. Когда объявляли, что лекции не будет в связи с болезнью преподавателя, они радовались искренне и непосредственно, как дети, и бежали в «Пингвин» есть мороженое. Староста одной из вечерних групп, кузнец с завода «Металлист» (сам чуть больше кувалды), 25-летний отец троих детей, сдал экзамен Д.Л. Бродянскому с 18-го раза. Это событие отмечалось у него дома как семейный праздник.

В ходе перестройки, в 1988 г., на волне роста общественного интереса к истории, в разовом порядке прием на очное был увеличен на 25 человек. Тогда же состоялось разделение студентов на два отделения: педагогическое и научно-производственное. Особых отличий они не имели. На первом была усилена психолого-педагогическая составляющая, на втором – специализация и, что наиболее значимо, существенно увеличено число часов на изучение иностранного языка. На январь 1990 г. общее число обучающихся на факультете составило около 900 человек. С начала 1990-х гг. и в образовании ведущую роль стали приобретать рыночные интересы и механизмы по их реализации. В 1991 г. было закрыто вечернее отделение. Срок обучения на заочном сокращен с 6 до 5 лет. Контингент обучающихся на истфаке стал снижаться.

Формирование контингента обучающихся в рассматриваемый период особых проблем не представляло ввиду бесплатного обучения, малого числа гуманитарных специальностей в вузах региона. Без расхода средств на профориентацию, преференции для поступающих из центра страны, престиж вуза и факультета обеспечивал ежегодно поступление до 30–35% студентов из-за пределов края, до 15–20% – из-за пределов Дальнего Востока. На факультете учились студенты из Читы, Бурятии, Ангарска, Тюмени, Казахстана, Краснодарского края, Молдавии, Черниговской, Хмельницкой и других областей. Во все времена конкурс на «Историю» занимал 1–3 места среди 15–20 специальностей ДВГУ, при высоком уровне школьной подготовки поступающих.

На истфак поступали не только любители истории. Поступали многие вынужденно из числа желающих стать философами, психологами, социологами, демографами, экономистами, специалистами-международниками и т. п. Подготовка таких специалистов в советское время была ограничена как географически (в основном в центре страны), так и по числу вузов. На востоке страны таких не готовили вообще. Это накладывало на факультет особую ответственность за специализацию, качество подготовки, реализацию интересов студентов. При кооперации преподавателей кафедр истфака с обществоведами, экономистами, психологами вуза на факультете нередко защищались такие дипломные работы, как: «Об умственных способностях студента-историка», «Влияние природных условий на сельскую экономику центральных и южных районов Приморского края», «Изменение демографической картины в районах строительства БАМа», «Роль общественной работы в воспитании лидерских качеств старшеклассников» и др. Не случайно, что из выпускников 1970-х – 1980-х гг. каждый пятый стал кандидатом или доктором наук, в том числе не только исторических, но и философских, социологических, политических, экономических, педагогических. Такая палитра интересов несвойственна выпускникам ни одного из гуманитарных факультетов ДВГУ(ДВФУ).

При госаттестации ДВГУ в 1998 г. эксперт указала, что при наличии профильных факультетов выпускники истфака 1960-х – 1980-х гг. кроме своего возглавляют пять других факультетов в университете (факультеты журналистики, политических наук, экономический, социального менеджмента, менеджмента и бизнеса), за пределами своего факультета являются руководителями восьми кафедр. При этом как положительный момент отмечался высокий уровень подготовки историков и как недочет – отсутствие среди руководителей указанных структур лиц с профильным образованием. Показательно и то, что именно истфак во многом явился основой для открытия в ДВГУ в 1990-е гг. новых гуманитарных специальностей: философия, политология, культурология, международные отношения, социология, религиоведение, теология.

С конца 1950-х гг. постоянное внимание уделялось подготовке преподавателей и повышению их квалификации. Использовались такие формы, как направление студентов для завершения обучения на стажировку и в аспирантуру в Томский, Уральский университеты, но, как правило, – в центральные вузы страны. В 1970-е – 1980-е гг. прошли обучение в аспирантуре ведущих исторических школ страны и защитили диссертации: в МГУ – Г.А. Ка-зачун, Ю.И. Курбатов, В.Б. Хлебникова; в ЛГУ – А.В. Березкин, Е.Ю. Тимофеева, И.К. Авилова, В.А. Печенкина, О.В. Сидоренко; в ТГУ – Н.А. Троицкая. Собственную аспирантуру ДВГУ окончили Р.М. Самигулин, В.В. Со-вастеев, А.Г. Унпелев, С.С. Балдин. В порядке соискательства защитили диссертации работающие преподаватели – Д.Л. Бродянский, Г.С. Сараджан, Е.А. Лыкова, Э.Н. Осокина.

В результате, если в 1968 г. доля остепененных преподавателей составляла около 50%, то в 1982 г. – 76,2%, а в 1987 г. – 82,6% (при среднем по ДВГУ – 61,5%). Каждый преподаватель раз в пять лет проходил обязательное четырехмесячное обучение на ФПК МГУ. Значимость последнего была неоценимой еще и в силу сосредоточения в столице основных госархивов, главных книгохранилищ, объектов культурно-исторического назначения. Это позволяло сделать значительный задел при работе над диссертациями, написании монографий, разработке новых спецкурсов.

Основной кадровой проблемой являлась подготовка докторов наук. Это было связано с отдаленностью основной источниковой и литературной базы (Томск, Москва, Ленинград), крайне ограниченным числом диссертационных советов (от Владивостока до Байкала – всего один совет), трудностями в опубликовании монографий. В итоге, если в 1960-е гг. было защищено 2 докторские диссертации, то в 1970-е гг. – ни одной, в 1980-е гг. – 1. Тем не менее в целом по качеству преподавательского состава факультет занимал призовые места в университете.

Это сказывалось на успеваемости, имевшей возрастающий характер по результатам как промежуточной, так и итоговой аттестации. За 1982–1987 гг. качественный показатель по сессиям вырос на 12% и составил 61,5% – самый высокий по университету. По госэкзаменам (история КПСС и научный коммунизм) рост составил в среднем 7%.

Повышению качественных показателей способствовали и совершенствование учебных планов (постоянное увеличение числа спецкурсов, объема семинарских занятий), высокая активность студентов, демократические принципы управления (тесная связь администрации, кафедр с общественными организациям). Кафедра – основа вуза. Эта форма была непоколебима. При высоком уровне самоуправления без согласования с коллективом кафедры, без его решения ни один вопрос, особенно кадровый, не мог быть решен ни деканатом, ни Ученым советом, ни ректоратом. Росту качества учебной и научной работы содействовали работа методологического семинара факультета, вза-имопосещаемость занятий преподавателями, открытые лекции. Не требовала больших затрат преподавательского времени подготовка учебно-методических материалов и документации. Постоянно приглашались ученые из ведущих научных центров и вузов. Студенты слушали лекции академиков И.Д. Ковальченко, А.П. Окладникова, А.И. Крушанова, Е.М. Примакова, профессоров МГУ, ЛГУ, профильных институтов АН СССР.

Нельзя не отметить характерную для указанного периода довольно высокую внеаудиторную нагрузку на студентов и преподавателей. Студенты занимались уборкой картофеля в сентябре, работали на овощебазах с сентября по март, на хлебозаводах и колбасных фабриках 7–8 ноября, дежурили в ДНД, участвовали в бесконечных месячниках и субботниках по уборке закрепленной и иной территорий, уборке снега. Периодически привлекались к работам по завершению строительства университетских и городских объектов (к/т «Океан», Цирк, Дом пионеров и др.). С ними всегда были преподаватели. По-разному можно оценить эту деятельность. Это, конечно, отвлекало студентов от учебы в сентябре, самостоятельной работы в течение года. С другой стороны, расширяло их кругозор, позволяло заглянуть в мир основ производства, экономики, управления и др., что так важно для любого будущего специалиста.

Все это требовало огромных организационных усилий со стороны деканата, а также кафедр и преподавателей. Без помощи общественных, особенно комсомольской, организаций это было бы просто невыполнимо. Залогом успеха являлась и высокая активность самих студентов. В 1980-е гг. студенты сами распределяли стипендии, места в общежитии, участвовали в составлении расписания занятий и сессий, графиков выхода учебных групп на общественные работы. По их просьбе устраивались встречи с представителями городских и краевых властей, крайоно, КГБ, МВД. Неоднократными были их встречи с ректором ДВГУ В.В. Горчаковым. Он приходил прямо на факультет, они – к нему в кабинет. Об уровне активности студентов, важности выполняемой ими общественной работы свидетельствует такой факт: в 1982 г. за многолетнюю работу на опорном пункте милиции с подростками студенты 4 курса Г. Липунова и М. Рогозина получили правительственные награды – медали «За отличие в охране общественного порядка».

Сегодня с большой благодарностью вспоминаю совместную работу с ныне находящимися на пенсии парторгами факультета Г.С. Сарад-жан и Е.А. Лыковой, с комсоргами факультета С. Анищенко (Дударенок), В. Печенкиной, Е. Шитовой, И. Ишиной (Гладковой), С. Баженовой, членами бюро ВЛКСМ факультета Е. Купцовой, Л. Кандауровой, И. Махно, Н. Деревянко (Шабельниковой), председателями студсовета общежития факультета О. Сидоренко, С. Гребениченко, профоргами факультета

А. Ботнарем, С. Москвитиной, выполнявшими универсальные задачи старостами групп В. Ткачуком, В. Дмитровичем, В. Ширининым и другими. Постоянную поддержку факультету оказывал его выпускник, секретарь Комитета ВЛКСМ ДВГУ А.М. Буяков (ныне председатель Приморского отделения РГО – Общества изучения Амурского края). Трудно перечислить всех, кто искренне, по зову души отдавал свои силы на общественное благо, развитие факультета, приумножал студенческие традиции. Все они заслуживают самых теплых слов и доброй памяти!

Олег Владимирович Сидоренко , кандидат исторических наук, декан исторического факультета ДВГУ с 1993 по 2000 гг.:

Исторический факультет для меня – место не только учебы, но и становления как руководителя и организатора исторического образования в ДВГУ. С февраля 1993 по 2000 гг. я вместе со своим сокурсником Андреем Павловичем Ботнарем возглавлял исторический факультет. Я был деканом, а Андрей Павлович – заместителем декана факультета.

В конце 1980-х гг. – начале 1990-х гг. перед историческим сообществом встали сложнейшие задачи перестройки образования, связанные с изменением политики страны в области подготовки специалистов-гуманитариев в высших учебных заведениях, обеспечением процесса обучения современной материально-технической базой, научной и методической литературой, отходом от догматического толкования исторических событий.

Политика гласности, обсуждение всеми слоями общества ранее закрытых тем отечественной истории потребовали от коллектива исторического факультета кардинального пересмотра своей работы.

Традиции исторического факультета, сильный кадровый состав (в 1992 г. более 78% преподавателей имели ученые степени и звания) позволили в сжатые сроки перестроить учебный процесс и добиться ощутимых результатов. В 1994 г. на факультете появились две новые специальности – «Регионоведение» и «Философия», было открыто философское отделение. Для специальности «Регионоведение» была открыта специализация по англоязычным странам Азиатско-Тихоокеанского региона (США,

Канада, Австралия, Новая Зеландия). В конце 1990-х гг. началась подготовка по специальностям «Теология» и «Религиоведение».

Подготовка специалистов по новым направлениям потребовала структурных изменений. В состав факультета (с 1994 г. – факультет истории и философии) вошли пять новых кафедр: философии; культурологии; политической истории; археологии, этнографии и истории мировой культуры; теологии и религиоведения.

Открытие новых специальностей и специализаций позволило коллективу преподавателей и сотрудников сохранить контингент студентов, улучшить материальную базу, значительно усилить научно-исследовательскую и учебно-методическую работу.

В 1990-е гг. обучение на факультете истории и философии велось по пяти специальностям: история (по двум специализациям – историк-педагог и историк-исследователь), философия, регионоведение, религиоведение, культурология. По всем специальностям прием осуществлялся на дневное и заочное обучение.

О качестве подготовки специалистов свидетельствует тот факт, что шесть студентов проходили стажировку в Университете штата Калифорния (США, Сакраменто), двое из них защитили магистерские диссертации, несколько человек обучались в Открытом европейском университете. Ежегодно студенты принимали участие в региональных конференциях, получая высокие оценки за результаты научной деятельности. Более 50% дипломных работ защищались на основе научно-исследовательских изысканий.

В 1990-е гг. преподаватели факультета защитили две докторские и четыре кандидатские диссертации, что позволило значительно повысить качество обучения, открыть аспирантуру по философии, всеобщей истории, археологии (аспирантура по отечественной истории была открыта в 1986 г.).

Особый вклад в развитие факультета внесли профессора Э.В. Ермакова, Э.В. Шавкунов, В.В. Совастеев, Д.Л. Бродянский, принимавшие активное участие в разработке новых учебных курсов, организации международных конференций, получивших признание за рубежом.

Разумеется, нельзя не упомянуть профессоров И.И. Глущенко, К.Ф. Лыкова, С.В. Плохих, Е.А. Лыкову, А.А. Биневского, Р.М. Самигули-на, доцентов Н.А. Троицкую, Г.П. Куликова, В.Н. Кравцова, Ю.И. Курбатова, Л.А. Демченко, С.М. Дударенок, Г.А. Казачун, Н.Л. Малинину, И.К. Авилову, старших преподавателей

А.П. Ботнаря, А.А. Щербину, Л.Л. Столетневу, чей жизненный опыт, знание традиций высшей школы, высокий профессионализм оказали решающее влияние на развитие гуманитарных наук в ДВГУ, прежде всего – в структуре факультета истории и философии.

Традиции исторического образования, сбалансированный кадровый состав позволили в то непростое время полностью переработать учебные курсы, программы спецсеминаров, учебных и производственных практик. Особое внимание коллектив факультета уделял вопросам методологии исторической науки, внедряя в учебный процесс новые подходы к изучению проблем отечественной и всеобщей истории.

С 1992 г. исторический факультет получил возможность знакомиться с опытом подготовки историков за рубежом. Именно тогда был заключен договор о сотрудничестве, во мно- гом благодаря помощи А.В. Александрова, с Университетом штата Калифорния. В 1996 г. кафедра археологии, этнографии и истории мировой культуры выиграла грант на стажировку в Мэрилендском университете (США, Колледж-Парк), где преподаватели и студенты получили благожелательные отзывы зарубежных коллег по итогам командировки. В 1990-е гг. профессор Г.И. Каневская установила связи с университетами Австралии, КНР, активно занимаясь проблемами русской эмиграции.

В 1992–1997 гг. были заключены договоры о сотрудничестве с Российским государственным историческим архивом Дальнего Востока, школами Владивостока, что, несомненно, способствовало повышению качества образования и предоставило возможности для прохождения практик студентам-историкам, получения ими дополнительных знаний.

Статья