История археологических исследований на территории Кабардино-Балкарии в довоенный период (20-е - начало 40-х гг. ХХ в.)
Автор: Фоменко Владимир Александрович, Тубаев Мухамед Асланович
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 11, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье освещается история археологических исследований на территории Кабардино-Балкарской Республики в 20-е - начале 40-х гг. XX в. Приведены основные публикации полевого материала, его анализа и интерпретации. Характеризуются актуальная в довоенное время научная проблематика исследований и обобщения археологических данных. Рассмотрено развитие подходов к изучению древностей, целей и методики археологических работ в послереволюционный период, дана оценка их качественным изменениям. Актуальность исследования заключается в том, что история довоенного этапа развития археологического кавказоведения является одной из важных, сложных и малоразработанных проблем истории отечественной науки. При проведении исследования авторами было установлено, что довоенный этап изучения и атрибуции археологических памятников республики, вне всякого сомнения, является своеобразным фундаментом для работ ученых послевоенного и современного этапов.
Северный кавказ, кабардино-балкария, 20-е - начало 40-х гг. хх в, история научного изучения, археологические разведки и раскопки, динамика качества археологических исследований, а.а. иессен, б.е. деген-ковалевский
Короткий адрес: https://sciup.org/149133878
IDR: 149133878 | DOI: 10.24158/fik.2019.11.11
Текст научной статьи История археологических исследований на территории Кабардино-Балкарии в довоенный период (20-е - начало 40-х гг. ХХ в.)
Кабардино-Балкария является одним из наиболее насыщенных археологическими памятниками самых разных эпох и культур регионом Российской Федерации. Накопленный в республике археологический материал недостаточно мобилизован, но и этот уровень использования источников позволяет в значительной степени проследить ход важнейших исторических событий, уровень социально-экономического и культурного развития местного населения в древности и Средневековье. Существенно, что основными достоверными и научно проверяемыми видами исторических источников являются источники археологические.
Научная новизна статьи состоит в том, что в ней на современном уровне, доступными средствами исследован сложный этап становления региональной археологии Кабардино-Балкарии в довоенное время, обозначены общие тенденции и локальные особенности развития важнейшей отрасли исторической науки. Также объективно проанализирован позитивный исторический опыт функционирования основных археологических экспедиций в регионе в 20-х – начале 40-х гг. ХХ в. Показано, что краеведческий музей в Нальчике в довоенные годы являлся не только культурно- просветительским, но и важнейшим региональным научно-исследовательским учреждением. Характерно, что в наши дни ряд научно-исследовательских функций историко-краеведческих музеев (в частности, функция полевых археологических работ) на Северном Кавказе, в том числе в Кабардино-Балкарии, заметно ослаб. Устранение современных проблем развития археологии в регионе невозможно без осмысления и использования предшествующего научно-организационного опыта и традиций.
Наше исследование основано на принципе научности и использовании проблемно-хронологического, историко-ретроспективного и других методов. Кроме того, авторы стремились к объективности при анализе некоторых «достижений» в развитии региональной науки и культуры в советский период. В работе в основном учтены опубликованные материалы археологических раскопок и разведок, обобщенные к 1941 г. [1]. Во время оккупации Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны многие музейные и архивные документы были утрачены.
Изучение археологических и историко-архитектурных памятников на территории нынешней Кабардино-Балкарии началось с экспедиций последней трети XVIII и первых десятилетий XIX в. (И.А. Гильденштедт [2], П.С. Паллас [3], Ю. фон Клапрот [4]). В середине XIX в. здесь проводили исследования собиратель древностей А.С. Фиркович [5] и путешественник Н.А. Нарышкин [6]. В период после окончания Кавказской войны и до начала Первой мировой войны в пределах современной Кабардино-Балкарии раскопки и разведки осуществляли многие местные и столичные археологи. Недавно итоги исследований этого периода были рассмотрены в статье одного из авторов настоящей работы [7].
В целом материалы здешних полевых исследований дореволюционного периода были слабо введены в научный оборот, в том числе из-за отказа советской власти от наследия дворянско-буржуазного прошлого.
Для археологических работ досоветского периода на территории нынешней Кабардино-Балкарии характерны: поиск вещей, имеющих художественную и материальную ценность, почти полное отсутствие раскопок древних и средневековых поселений. Преимущественно случайный характер исследований и частые грабежи памятников кладоискателями привели к тому, что значительное число находок с территории республики оказалось в музеях других российских регионов и зарубежных стран [8, с. 12].
В период Первой мировой и Гражданской войн изучение археологических памятников на Северном Кавказе приостановилось в связи со сложной экономической и политической обстановкой. После установления власти Советов и окончания Гражданской войны отношение к истории народов Северного Кавказа изменилось. В Кабардино-Балкарии уже в 1926 г. был создан научно-исследовательский институт [9, с. 12]. Однако археологические исследования в новой автономии в довоенный период осуществлялись в основном краеведами (в том числе музейными работниками) и приезжими учеными.
Новая власть взяла под контроль все научные археологические исследования, которые теперь осуществляли государственные учреждения. Кроме того, был запрещен и фактически уничтожен частный рынок древностей, что способствовало прекращению грабительских раскопок памятников.
«Важнейшим шагом в деле организации археологического изучения области (Кабардино-Балкарии. - Примеч. авт. ) явилось открытие в 1921 г. областного музея в Нальчике» [10, с. 12]. Музей стал не только местным центром полевых исследований, но и хранилищем археологических материалов, в том числе случайных находок. Создателем и руководителем музея стал археолог-любитель М.И. Ермоленко. Еще в досоветскую эпоху Макар Иванович, будучи активным и предприимчивым человеком, проводил самостоятельные раскопки и доставлял археологические находки в Ставропольский и Терский музеи [11, с. 12-13].
Деятельность музея в Нальчике была плодотворной. Уже 1928 г. его археологическая коллекция насчитывала 5960 номеров (предметов. - Примеч. авт .), добытых во время многочисленных поездок, полученных от отдельных лиц и государственных учреждений. В период с 1922 по 1925 г. сотрудники музея проводили раскопки. Было исследовано несколько десятков курганных насыпей [12, с. 3–7]. К сожалению, сведения об условиях этих раскопок и полевая документация отсутствуют. Тем не менее уже «в первое десятилетие своего существования музей заслужил положительные отзывы от посещавших его деятелей российской науки» [13, с. 103], в том числе археологов.
Следует также отметить, что М.И. Ермоленко одним из первых обратил внимание на древние поселения, значительное количество которых было им осмотрено. В 1929 г. Макар Иванович провел раскопки древнего поселения близ Нальчика [14, с. 13].
Важнейшую роль в довоенных археологических исследованиях в Кабардино-Балкарии имели экспедиции Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Академия начала работу на Северном Кавказе в 1923 г., организовав для этой цели Северо-Кавказскую экспедицию под руководством А.А. Миллера.
Приоритетной задачей экспедиции было изучение исторического развития местного населения с опорой прежде всего на материалы раскопок древних поселений. Это было одним из отличий работы экспедиции А.А. Миллера от исследований досоветской эпохи. Поставленные перед археологами вопросы исторического порядка определили направление и специфику новых исследований [15].
В 1924 г. экспедицией были проведены разведочные работы на древних поселениях в Нальчике и его окрестностях, а также совершена поездка в горы для изучения прежде всего местных историко-архитектурных памятников. Также была изучена археологическая коллекция, хранящаяся в Нальчикском музее. Позже экспедиция вернулась в Кабардино-Балкарию в 1929 г. и далее вела здесь археологические раскопки и разведки в 1930, 1932 и 1933 гг. (рис. 1).

Рисунок 1 - Сотрудники Северо-Кавказской экспедиции. Стоят (слева направо): Б.Е. Деген-Ковалевский, Е.Ю. Кричевский, Г.В. Подгаецкий, А.А. Тудоровский; сидят (слева направо): А.А. Миллер, А.А. Иессен, С.Н. Аносов, А.П. Круглов. Нальчик, 1933 г.
Деятельность экспедиции в эти годы осуществлялась по трем основным направлениям:
-
1. Изучались музейные коллекции и собирался материал по уже проводившимся археологическим работам [16, с. 13].
-
2. Проводились стационарные раскопки памятников энеолита и бронзового века в ближайших окрестностях Нальчика. Был изучен древний могильник на территории новой больницы, где местный музей проводил раскопки в 1923 г. В 1929 и 1930 гг. на этом могильнике (так называемый «курган № 1») было раскопано более ста погребений, давших качественный и отчасти уникальный материал [17].
-
3. Третьим направлением работ явились разведки А.А. Иессена, проводившиеся в соседних регионах с целью расширения изучаемого экспедицией района «как в сторону степи, так и в сторону гор» [22, с. 13].
Были исследованы три кургана эпохи бронзы в окрестностях Нальчика [18] и два кургана XIV–XV вв. н. э. [19].
Важной составляющей работы экспедиции стало изучение древних поселений. Был осмотрен и зафиксирован ряд древних укрепленных и неукрепленных поселений по рекам Нальчик, Кенже и Шалушка, датированных разными историческими периодами (от эпохи бронзы до Средневековья).
На двух из этих поселений проводились раскопки (у хутора Долинского в 1932, 1933 гг. [20] и на так называемом Агубековском поселении близ Нальчика, ранее уже исследованном М.И. Ермоленко в 1932 и 1933 гг. [21]).
В 1933 г. в работе экспедиции было выделено дополнительное направление изучения следов древнего горного дела и металлургии. Разведки, проведенные в ущельях Баксана и Чегема, дали интересный материал, значительно дополнивший известные ранее факты.
Изначально работы экспедиции ГАИМК были опубликованы в виде кратких отчетов за 1924, 1929 и 1932 гг. Некоторые из этих отчетов были более полно представлены в обобщающем своде по археологическим памятникам Кабардино-Балкарии, опубликованном в серии «Материалы и исследования по археологии СССР» в 1941 г. [23].
Помимо указанных работ Северо-Кавказской экспедиции, следует отметить охранные работы в долине реки Баксан, организованные Академией истории материальной культуры и позволившие расширить территорию археологических исследований.
В 1933 г. отряд во главе с Б.Е. Деген-Ковалевским провел обследование района строительства у селений Заюково и Кызбурун I (Атажукино), а также выполнил небольшие раскопочные работы на поселении VI–VII вв. н. э. и на могильнике эпохи позднего Средневековья у Заюково [24].
В 1934 г. эти работы были продолжены А.А. Иессеном. Кроме того, были раскопаны два кургана эпохи бронзы в селении Заюково [25].
Следует особо выделить роль археолога Александра Александровича Иессена в изучении древностей Кавказа, и в частности Кабардино-Балкарии. А.А. Иессен (1896–1964) с 1927 по 1960 г. работал в Государственном Эрмитаже и с 1929 г. был сотрудником ГАИМК (ныне Институт истории материальной культуры РАН) [26, с. 16].
В деятельности А.А. Иессена сочеталось проведение полевых исследований, в том числе на территории Кабардино-Балкарии, с глубоким анализом собственных и музейных материалов, а также с научно-теоретическими построениями. Эти качества сделали Александра Александровича к концу 1930-х гг. одним из ведущих археологов-кавказоведов.
Научные заслуги Александра Александровича в кавказоведении широко известны и обще-признаны. Его основное внимание было сосредоточено на сложных проблемах эпохи бронзы юга Восточной Европы, и особенно Северного Кавказа. А.А. Иессен разработал и предложил схему культурно-исторического развития Кавказа в древности.
Ряд работ А.А. Иессена был посвящен вопросам древней металлургии меди, определению очагов кавказской металлургии и выявлению их местной сырьевой базы. Особое значение имело выделение Александром Александровичем прикубанского очага металлургии и обработки бронзы [27].
Важны работы А.А. Иессена, посвященные периодизации и хронологии древностей Кавказа, в частности датировке Майкопского кургана эпохи ранней бронзы [28].
Бесспорны заслуги Александра Александровича и в изучении культур Предкавказья пред-и раннескифского времени, а также вопросов присутствия в регионе киммерийцев и скифов [29].
Именно А.А. Иессеном впервые были обобщены археологические исследования на территории КБР в досоветский и довоенный периоды [30].
Подводя итог анализу археологических исследований довоенного времени в Кабардино-Балкарии, подчеркнем важность перехода от стихийного и разрушительного, научно неосмысленного накопления археологического материала, характерного для дореволюционного периода, к более современному в практическом и теоретическом отношениях этапу, начавшемуся в 1924 г. с приезда в Кабардино-Балкарию Северо-Кавказской экспедиции ГАИМК.
Для довоенного периода археологического изучения территории Кабардино-Балкарии были характерны новые тенденции, переведшие региональные археологические исследования на качественно новый уровень и направившие их к дальнейшему развитию и росту.
Выросли новые организационные формы археологических работ, методологическая и методическая планомерность, системность и комплексность исследований. Важны были также административная централизованность, свойственная периоду развития отечественной науки после установления советской власти [31, с. 14].
Фундамент, сформировавшийся в археологии Кабардино-Балкарии в 20-х и 30-х гг. XX в., был настолько академичным и прочным, что это заметно и в наши дни. Материалы полевых исследований периода стали основой для многочисленных работ по древней и средневековой истории региона. Национальный музей Кабардино-Балкарии, основанный в 1921 г., сегодня является одним из крупнейших хранилищ археологических находок на Северном Кавказе.
Ссылки:
-
2) Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 23. Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. М. ; Л., 1951. С. 75–124.
-
28. Иессен А.А. К хронологии «больших кубанских курганов» // Советская археология / отв. ред. М.И. Артамонов. М. ; Л., 1950. Вып. XII. C. 157–200.
-
29. Иессен А.А.: 1) К вопросу о памятниках VIII–VII вв. до н. э. на юге Европейской части СССР (Новочеркасский клад 1939 г.) // Советская археология / отв. ред. Б.А. Рыбаков. М. ; Л., 1953. Вып. ХVIII. С. 49–110 ; 2) Некоторые памятники VIII–VII вв. до н. э. на Северном Кавказе // Вопросы скифо-сарматской археологии. М., 1954. С. 112–131.
-
30. Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3.
-
31. Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения … С. 14.
Список литературы История археологических исследований на территории Кабардино-Балкарии в довоенный период (20-е - начало 40-х гг. ХХ в.)
- Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. Материалы по археологии Кабардино-Балкарии / под ред. М.И. Артамонова. М.; Л., 1941. 325 с
- Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / пер. Т.К. Шафрановской. СПб., 2002. 512 с
- Pallas P.S. Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794. Bd. 1. Leipzig, 1799. 516 S
- Клапрот Ю. фон. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 гг. / пер. с англ. К.А. Мальбахов. Нальчик, 2008. 318 с
- Фиркович А.С. Археологические разведки на Кавказе // Балкария: страницы прошлого. Нальчик, 2006. Вып. III. С. 46-69
- Нарышкин Н.А. Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археологическою целию в 1867 г. // Известия Императорского Русского археологического общества. СПб., 1877. Т. VIII. С. 325-368
- Фоменко В.А. История изучения археологических памятников на территории современной Кабардино-Балкарии в последней трети XVIII - начале XX в. // Научный диалог. 2019. № 8. С. 390-403.
- DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-390-403
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 8-14
- Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований 1926-2016: наука в лицах / ред., авт. вступ. ст. К.Ф. Дзамихов. Нальчик, 2016. 194 с
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 8-14
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 12-13.
- Ермоленко М.И. Кабардино-Балкарский областной музей (его история и экспонаты). Владикавказ, 1928. 18 с
- Аппаева Ж.М. История создания краеведческого музея в Нальчике [Электронный ресурс] // Наследие веков. 2015. № 3. С. 103-108. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/11/2015_3_Appaeva.pdf (дата обращения: 13.11.2019)
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 13.
- Миллер А.А. Десять лет работы ГАИМК в Северо-Кавказском крае // Сообщения ГАИМК. Л., 1932. № 9/10. С. 63-67
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 8-14
- Круглов А.П., Пиотровский Б.Б., Подгаецкий Г.В. Могильник в гор. Нальчике // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 67-146
- Деген Б.Е. Курганы в Кабардинском парке г. Нальчика // Там же. С. 213-293
- Мачинский А.В. Кабардинские курганные погребения в окрестностях г. Нальчика // Там же. С. 317-324
- Круглов А.П., Подгаецкий Г.В. Долинское поселение у г. Нальчика // Там же. С. 147-212
- Кричевский Е.Ю., Круглов А.П. Неолитическое поселение близ гор. Нальчика // Там же. С. 51-66
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 13.
- Деген-Ковалевский Б.Е. Работа на строительстве Баксанской гидроэлектростанции: отчет о работах // Археологические работы Академии на новостройках в 1932-1933 гг.: в 2 т. Т. 2. М.; Л., 1935. С. 11-28
- Иессен А.А. Отчет о работе Баксанской экспедиции 1934 г. // Археологические исследования в РСФСР. 1934-1936. Краткие отчеты и сведения / отв. ред. М.И. Артамонов. М.; Л., 1941. С. 220-236
- Иессен Александр Александрович // Выдающиеся ученые Санкт-Петербурга и изучение древних культур и цивилизаций Центральной Азии и Кавказа / отв. ред. В.М. Массон. СПб., 2003. 28 с
- Иессен А.А. К вопросу о древнейшей металлургии меди на Кавказе // Известия ГАИМК. М; Л., 1935. Вып. 120.
- Иессен А.А. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 23. Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. М.; Л., 1951. С. 75-124.
- Иессен А.А. К хронологии "больших кубанских курганов" // Советская археология / отв. ред. М.И. Артамонов. М.; Л., 1950. Вып. XII. C. 157-200
- Иессен А.А. К вопросу о памятниках VIII-VII вв. до н. э. на юге Европейской части СССР (Новочеркасский клад 1939 г.) // Советская археология / отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.; Л., 1953. Вып. ХVIII. С. 49-110.
- Иессен А.А. Некоторые памятники VIII-VII вв. до н. э. на Северном Кавказе // Вопросы скифо-сарматской археологии. М., 1954. С. 112-131.
- Иессен А.А. Очерк истории археологического изучения Кабарды и Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. С. 14.