История и развитие вьетнамской диаспоры в России

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся истории миграционного процесса из Вьетнама в Россию с начала XX в. и до настоящего времени. Используя исторические и статистические данные по трудовой и учебной миграции из Вьетнама в Россию, автор исследует особенности развития вьетнамской диаспоры на различных исторических этапах. Выявлена зависимость интенсивности миграционных потоков из Вьетнама в Россию от характера экономических и политических отношений между двумя странами. Показаны отличительные черты вьетнамской диаспоры касательно сферы занятости и территориального распределения по стране.

Миграция, вьетнамская диаспора, эмиграция, иммиграция в Россию, вьетнамские мигранты, рабочая сила, учебные мигранты, трудовые мигранты, сфера занятости, территориальное распределение

Короткий адрес: https://sciup.org/14937778

IDR: 14937778

Текст научной статьи История и развитие вьетнамской диаспоры в России

На сегодняшний день миграция стала глобальной проблемой, влияющей на развитие каждого государства, в том числе и Вьетнама. Согласно данным Государственного комитета по миграции, вьетнамские сообщества за рубежом продолжают расти количественно и расширяют территории проживания.

История появления первых вьетнамских граждан на территории России восходит к началу XX в. Профессор Н.И. Никулин считает, что первый контакт вьетнамцев с Россией связан с важным событием: в 1919 г. вьетнамский гражданин Тон Дык Тханг поднял восстание на французском военном корабле, прибывшем в Одессу для участия в интервенции, а позже стал первым президентом объединенного Вьетнама.

В начале 1920-х гг. вьеткиеу (по-вьетнамски это вьетнамцы, живущие за границей) в России появляются как политические изгнанники, это революционеры, коммунисты, которые участвовали в борьбе за национальное освобождение, в их числе был и Нгуен Ай Куок (один из псевдонимов Хо Ши Мина. Хо Ши Мин – премьер-министр и президент Демократической Республики Вьетнам). Летом 1923 г. Нгуен Ай Куок приехал по приглашению Коминтерна из Парижа в Москву и работал в Исполкоме Коминтерна. Он окончил Коммунистический университет трудящихся Востока. В СССР Нгуен Ай Куок окончательно сформировался как коммунистический лидер. Потом было много молодых коммунистов, которые приезжали в СССР учиться или работать: Ле Хонг Фонг учился в СССР и после окончания учебы был направлен в ряды РККА в звании подполковника, позже стал генеральным секретарем коммунистической партии Индокитая; Нгуен Хань Тоан – политический деятель, ученый, впоследствии ставший академиком АН СССР. Кроме того, в 1941–1942 гг. в числе защитников Москвы были вьетнамцы, выступавшие в качестве международных солдат-добровольцев [1, c. 49–50].

В 20–30-е гг. некоторые вьетнамцы переселялись в СССР, работали и даже создавали семьи c гражданами СССР. После Второй мировой войны история вьетнамской иммиграции в Россию переходит в новую фазу. 23 января 1950 г. министр иностранных дел Хоанг Минь Зиам отправил дипломатическую ноту министру иностранных дел Советского Союза, в которой предложил установить официальные дипломатические отношения между двумя странами, после чего произошел обмен послами. Дипломатические отношения между Вьетнамом и СССР были установлены 30 января 1950 г. [2].

С этого момента Советский Союз снабжал Вьетнам военно-техническим оборудованием, направлял военных советников во время войны с США, что, несомненно, явилось значительным вкладом в победу Вьетнама в войне 1965–1975 гг. В середине 50-х гг. в Москве была создана школа-интернат для вьетнамских детей, в это же время Вьетнам отправлял много делегаций вьетнамских студентов во многие большие города Советского Союза . В результате переписи 1959 г. было выявлено, что в стране проживают 838 этнических вьетнамцев, 93 % из которых прописаны на территории РСФСР [3, c. 41].

Каков был характер вьетнамской диаспоры в то время? Большинство ее представителей являлись студентами, аспирантами, дипломатами посольства и должностными лицами, которые приезжали на работу. Главной целью вьетнамских иммигрантов в Россию в то время была учеба, а после ее окончания – возвращение и служба на благо родины.

После победы 1975 г. Вьетнам развивался в свободных условиях. Один из вопросов, который должен был быть решен после войны, это использование труда граждан для развития экономики и строительства страны. Необходимо было занять определенную часть рабочей силы Вьетнама, для которой не нашлось работы на родине, тогда происходил ее экспорт в Россию и в восточноевропейские страны. Так появилась новая форма иммиграции вьетнамцев в Россию – трудовая [4, c. 52].

Формирование современной вьетнамской диаспоры в России началось после подписания 2 апреля 1981 г. Соглашения между Правительством СССР и Правительством СРВ «О направлении и приеме вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на предприятиях и в организациях СССР». Процесс миграции из Вьетнама в то время носил элементы обучения рабочим профессиям, после чего, как правило, мигранты оставались работать на тех же предприятиях в качестве высококвалифицированных рабочих. В 1981–1991 гг. прошла широкомасштабная волна учебной и трудовой иммиграции из Вьетнама в СССР. За 10 лет было принято 103 392 тыс. чел. на около 400 промышленных предприятий в 7 советских республиках, преимущественно в РФ (83 %). На отдельных предприятиях вьетнамцы составляли 10–15 % численности рабочего коллектива. Об экономической выгоде этой формы сотрудничества для СССР свидетельствует тот факт, что если вначале прием вьетнамских рабочих осуществляли четыре союзных министерства, то через некоторое время – уже более 30 министерств и ведомств [5, c. 366].

Всего обучение велось по 70 профессиям. По оценкам специалистов было приглашено около 100 тыс. чел., которые по окончании срока учебы или работы возвращались на родину. Число вьетнамцев, прошедших обучение в СССР, достигает 70 тыс. чел. На предприятиях легкой и текстильной промышленности трудились 50 % граждан СРВ (женщины), более 16 % – в строительстве, 15 % – в машиностроении, остальные – на предприятиях химической, угольной и других отраслей индустрии. Отраслевая структура занятости вьетнамцев была достаточно стабильна на протяжении всего периода их привлечения. Географические центры привлечения вьетнамской рабочей силы сформировались в Западной Сибири, в Центральном и Поволжском районах [6].

Потом эта волна была прервана распадом Советского Союза и экономическим кризисом 1992–1998 гг. С 1991 г. в Советском Союзе было около 150 000 вьетнамцев, которые после распада СССР лишились социальных гарантий, жилья и даже возможности вернуться обратно во Вьетнам, поскольку большинство промышленных предприятий, на которых работали вьетнамские трудовые мигранты, обанкротились. У вьетнамских студентов и аспирантов не было стипендии по причине резкого сокращения государственного финансирования вузов. Из-за этого многие из них занялись рыночной торговлей, чтобы добывать средства к существованию, и стали как легальными, так и нелегальными мигрантами. Ввиду событий, связанных с распадом СССР, вьетнамская сторона остановила отправку новых групп (трудовой договор заключался на шесть лет для мужчин и на четыре года для женщин и мог быть продлен не более чем на один срок, что обусловило регулярную ротацию рабочей силы) [7, c. 42–43].

Второе межправительственное соглашение «О принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу в Россию» было заключено 29 сентября 1992 г. По причине непрерывных изменений в структуре, организации соответствующих ведомств, а также нехватки средств и снижения потребности в рабочей силе российских государственных предприятий по этому соглашению российской стороной было принято не больше 1 300 чел. С 1994 г. правительство Вьетнама прекратило отправку трудовых мигрантов в Россию. Исходя из реально сложившейся ситуации, российская сторона использовала соглашение 1992 г. для продления в 1996–1997 гг. сроков пребывания в стране тех вьетнамских рабочих, которые не выехали по соглашению 1981 г. Фактически большинство оставшихся вьетнамских граждан уже не работали по полученной профессии и на прежних местах. Они прошли регистрацию с целью оформить временный вид на жительство, легализоваться и продолжить свободное предпринимательство в России. Многие из них начали получать образование в вузах и техникумах [8, c. 367–368].

В 2000-х гг. объем вьетнамской иммиграции в Россию вновь начал расти. По официальным данным в 2001 г. в России вьетнамские граждане составили 7,1 % всей легально занятой иностранной рабочей силы. В 2004 г. количество вьетнамцев, которые получили разрешение на осуществление трудовой деятельности в России, выросло до 42 тыс. чел. (9 % от общего количества иностранной рабочей силы). В 2005 г. вьетнамцы получили 55,6 тыс. разрешений (8 %), а в 2006 г. – 69,1 тыс. разрешений (6,8 %). Только в первой половине 2007 г. более 53,2 тыс. вьетнамцев въехали в Россию с целью осуществления трудовой деятельности [9, c. 44].

В начале XXI в. Вьетнам был одной из 10 стран, которые являются основными «поставщиками» рабочей силы в Россию, в том числе Китай, Украина, Узбекистан, Турция, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан. В России около 80 % мигрантов из Вьетнама заняты преимущественно в сфере розничной и оптовой торговли и ремонтных услуг, в то время как в самом Вьетнаме (данные на июль 2005 г.) 55,6 % национальной рабочей силы было занято в сельскохозяйственном секторе, 25,5 % – в сфере услуг и 18,9 % – в промышленном секторе [10].

С 2000 г. наблюдается тенденция постоянного увеличения количества вьетнамской рабочей силы, прибывающей в Россию. Некоторые вьетнамские ученные оценивают численность своих граждан на территории России к 2001 г. в 50–60 тыс. чел. При этом критикуются неверные оценки российских СМИ, расходящиеся с приведенными на десятки тысяч. Ведущий специалист Вьетнама по эмиграции Чан Ч.Д.Д., располагающий комплексными сведениями, признает наличие в России уже к середине 90-х гг. 100 000 вьетнамских мигрантов. Следовательно, даже при максимальной оценке численности вьетнамских мигрантов их доля среди всех приезжих в среднем по России не превышает 0,5–1,0 %, хотя среди нелегалов она на порядок выше. Относительно населения России они составляют лишь 0,069 %. Если сравнивать с численностью вьетнамских эмигрантов по всему миру, то в России их находится не менее 5 % [11, c. 67].

В России вьетнамские иммигранты имеют свою специфику. Это касается не только сферы занятости, но и территориального распределения диаспоры по стране. В 2005 г. большинство вьетнамцев занимались торговой и коммерческой деятельностью в Москве и Московской области (76,6 %), Башкортостане (3,75 %), Приморском крае (2,82 %), Хабаровском крае (1,65 %), Воронежской области (1,44 %), Ульяновской области (1,12 %), Татарстане (1,06 %) и Санкт-Петербурге (1 %) [12, c. 44].

Согласно данным РОССТАТа, в 2012 г. в России насчитывалось 62 961 вьетнамских мигрантов (в том числе 3 959 учебных мигрантов), в 2014 г. это число достигло 75 840 чел. (в том числе 3 615 учебных мигрантов) [13].

Хотя число вьетнамцев, проживающих в России в 2014–2015 гг., снижается, вьетнамская община все равно является одной из наиболее крупных этнических диаспор в России. Согласно данным ФМС России по состоянию на 4 октября 2015 г. число вьетнамских иммигрантов в России составляло около 32 тыс. чел. и большинство вьетнамских иммигрантов в России находятся в трудоспособном возрасте [14].

Таким образом, становление вьетнамской диаспоры в России имеет свою богатую историю и связано с развитием экономических и политических отношений между двумя странами. Современные миграционные процессы, какие бы формы они ни приобретали, призваны укреплять и развивать международное взаимодействие и сотрудничество во благо тех граждан, которые работают и приносят ощутимую пользу как для родной страны, так и для принимающей.

Ссылки:

  • 1.    Tran T.D.D. Nguoi Viet Nam o nuoc ngoai: NXB Chinh tri quoc gia. Hanoi, 1997. 665 tr.

  • 2.    Досье: основные вехи отношений России и Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/tass-dos-e-vi- zity/735256 (дата обращения: 17.09.2015).

  • 3.    Чесноков А.С. Вьетнамская диаспора в России: история и современность // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. 2009. Т. 69. С. 40–46.

  • 4.    Tran T.D.D. Op. cit.

  • 5.    Мазырин В.М. Вьетнамские мигранты в современной России: пути возникновения, образ жизни, отличительные черты и особенности // Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений. М., 2004. С. 357–410.

  • 6.    Там же. С. 366.

  • 7.   Чесноков А.С. Указ. соч. С. 42–43.

  • 8.   Мазырин В.М. Указ. соч. С. 367–368.

  • 9.   Чесноков А.С. Указ. соч. С. 44.

  • 10.    Там же.

  • 11.    Tran T.D.D. Op. cit.

  • 12.    Чесноков А.С. Указ. соч. С. 44.

  • 13.    Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах : докл. на 3-м всемир. форуме иностр. выпускников совет. и рос. вузов [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02.php (дата обращения: 17.09.2015).

  • 14.    Статистические сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по состоянию на 4 октября 2015  г.) [Электронный ресурс].  URL:

(дата обращения: 19.09.2015).

Список литературы История и развитие вьетнамской диаспоры в России

  • Tran T.D.D. Nguoi Viet Nam o nuoc ngoai: NXB Chinh tri quoc gia. Hanoi, 1997. 665 tr.
  • Досье: основные вехи отношений России и Вьетнама . URL: http://tass.ru/tass-dos-evizity/735256 (дата обращения: 17.09.2015).
  • Чесноков А.С. Вьетнамская диаспора в России: история и современность//Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. 2009. Т. 69. С. 40-46.
  • Мазырин В.М. Вьетнамские мигранты в современной России: пути возникновения, образ жизни, отличительные черты и особенности//Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений. М., 2004. С. 357-410
  • Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах: докл. на 3-м всемир. форуме иностр. выпускников совет. и рос. вузов . URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02.php (дата обращения: 17.09.2015).
  • Статистические сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по состоянию на 4 октября 2015 г.) . URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54891/(дата обращения: 19.09.2015).
Статья научная