История о зайсангах Джова-Дорджи и Эмген-Убуши в калмыцком фольклоре: прообразы и этнографическая специфика мотива соперничества

Автор: Бакаева Эльза Петровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 2 (61), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению сюжета о зайсангах Джова-Дорджи и Эмген-Убуши в калмыцком фольклоре. Текст «История о двух зайсангах Джова-Дорджи и Эмген-Убуши» записан в 1974 г. учеными Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ныне Калмыцкий научный центр РАН) у Н.С Балеева в совхозе Сухотинский Приозерного района Калмыцкой АССР. В статье выявлена историческая основа сюжета. Показано, что прообразами главных персонажей стали зайсанги Дорджи-Джаб Кутузов (1850-1889; в народе его именовали Джова-Дорджи или Джава-Дорджи) и Эмген-Убуши Дондуков (1840-1902), владельцы двух аймаков Малодербетовского улуса Калмыцкой степи, представители этнической группы малых дербетов (калм. 6ah дврвд), жившие в одно время и реально встречавшиеся друг с другом. По свидетельству монголоведа К. Ф. Голстунского, познакомившегося с ними во время своего исследования в Калмыцкой степи, эти два зайсанга выделялись среди представителей своего социального слоя, и равных им не было. Сделан вывод о том, что указание на одного из героев как представителя другой этнической группы связано с характеристикой «чужого», который пространственно отдален от «своих». Сказитель, который должен был знать о реальных прообразах героев сюжета, «повышает» уровень их субэтнического различия. В фольклорном тексте этот мотив связан с репрезентацией локальных групп и кодами прозвищного фольклора, который отражает особенности субэтнической идентичности калмыков.

Еще

Фольклор, калмыцкие предания, прообразы, зайсанг, локальная идентичность, мотив соперничества, репрезентация

Короткий адрес: https://sciup.org/149140457

IDR: 149140457   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-2-346

Список литературы История о зайсангах Джова-Дорджи и Эмген-Убуши в калмыцком фольклоре: прообразы и этнографическая специфика мотива соперничества

  • Алексеева П. Э. Народные просветители Кутузовы // О людях и времени: сб. ст. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 61-64.
  • Алексеева П. Э. Народные просветители Кутузовы // Теегин герл. 2003. № 6. С. 42-48.
  • Алексеева П. Э. Обзор материалов о коневодстве и коннозаводстве у калмыков в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. 2001. № 3. С. 153-164.
  • Алтайцы (Материалы по этнической истории) / сост., перевод, предисл., коммент. Н. В. Екеева. Горно-Алтайск: Институт алтаистики, 2005. 176 с.
  • Басангова Т. Г. Прозвищный фольклор калмыков // Новые исследования Тувы. 2012. № 2. С. 101-109.
  • Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX в. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 226 с.
  • Большой академический монгольско-русский словарь. Т. 2. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 507 с.
  • (а) Веселовский Н. Дорджеев Николай Нилович // Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Санкт-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869-1894: в 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. и литография Б. Г. Вольфа, 1896. С. 237-238.
  • (b) Веселовский Н. Кутузов Дорджи Джаб // Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Санкт-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869-1894: в 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. и литография Б. Г. Вольфа, 1896. С. 361-362.
  • Горяев М. С., Команджаев А. Н. Организация управления калмыцким народом после упразднения Калмыцкого ханства (1771-1825 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2012. № 7 (126). Вып. 22. С. 113-123.
  • Дранникова Н. В. Роль фольклорно-речевых материалов в изучении локальной идентичности жителей Зимнего берега // Традиционная культура. 2013. № 2 (50). С. 40-46.
  • История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 1. Элиста: Герел, 2009. 848 с.
  • Калмыцкие загадки и пословицы. Издал Вл. Котвич. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1905. 112 с.
  • Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
  • Команджаев А. Н. Хозяйство и социальные отношения в Калмыкии в конце XIX — начале XX века: исторический опыт и современность. Элиста: Джангар, 1999. 262 с.
  • Кутузов Дорджи Джаб // Биографика СПбГУ URL: https://bioslovhist.spbu. ru/person/148-kutuzov-dordzhi-dzhab.html (дата обращения: 01.04.2022).
  • Манжикова Л. Д. Очерки истории Большедербетовского улуса. Элиста: Джангар, 2003. 144 с.
  • Матвеичева Т. В. «Свое» и «чужое» как способ самоидентификации культуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (50). Ч. 1. C. 117-119.
  • Митиров А. Г. Ойраты — калмыки: века и поколения. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998. 384 с.
  • (а) Митиров А. Г. Зайсанг Бага-Чоносова рода Эмген-Убуши Дондуков // Митиров А. Г. Истоки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2002. С. 80-83.
  • (b) Митиров А. Г. Зайсанги Кутузовы // Митиров А. Г. Истоки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2002. С. 89-93.
  • Республика Калмыкия. Административно-территориальное деление. 1918-2017 гг. Справочник. Элиста: КалмНЦ РАН, 2019. 908 с.
  • Целинный район // КалмыкияТур. URL: https://www.kalmykiatour.com/ celinnyj-rajon/ (дата обращения: 01.04.2022).
  • Ramstedt G. J. Kalmflkische Lieder: bearbeitet und herausgegeben von S. Balinov und P. Aalto // Journal de la Societe Finno-Ougrienne. Вd. 63. 1962. S. 1-127.
Еще
Статья научная