История переселения старообрядцев-реэмигрантов из Южной Америки на российский Дальний Восток в освещении СМИ
Автор: Федирко Оксана Петровна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4, 2022 года.
Бесплатный доступ
Работа посвящена обзору публикаций в средствах массовой информации, освещавших переселение староверов из Южной Америки на Дальний Восток. Особое внимание автор уделяет статьям, в той или иной степени повлиявшим на изменения государственных программ адаптации мигрантов и формирование позитивного восприятия старообрядчества в дальневосточном обществе. Отмечается, что в процессе освещения жизни старообрядческих групп реэмигрантов из Южной Америки в СМИ применяются коммеморативные практики, которые создают определенное, чаще положительное, отношение к этой конфессиональной группе. Ретроориентированность текста публикаций позволяет обеспечить связь времен, тем самым мемориализируя образ старообрядцев. Таким образом, СМИ, рассматривая наиболее острые вопросы жизнедеятельности, вносят значительный вклад в трансформацию социальных и политических отношений в обществе, выстраивают новые типы взаимодействий как внутри госструктур, так и между властью и обществом. Медиа не только распространяют информацию о старообрядстве, но и делают его узнаваемым.
Российский дальний восток, медиа, старообрядство, миграция, адаптация, конфликт
Короткий адрес: https://sciup.org/149139909
IDR: 149139909
Текст научной статьи История переселения старообрядцев-реэмигрантов из Южной Америки на российский Дальний Восток в освещении СМИ
Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия, ,
,
иное отношение к рассматриваемой теме. В большинстве случаев адресант уже имеет собственный опыт и представление о религии и может критически оценивать получаемые данные. Однако этот принцип не работает по отношению к малоизвестным или «закрытым» конфессиональным сообществам. Ореол загадочности, в свою очередь, порождает повышенный интерес к религиозным организациям со стороны как СМИ, так и потребителей информации.
Проблема взаимоотношения религии и медиа активно разрабатывается современными исследователями, среди которых С. Хьярвард (Hjarvard, 2008), М. Лёвхейм (2020), Е.И. Гришаева, В.А. Шумкова (2020), Н.С. Душакова (2020) и др. Эти авторы обсуждают целесообразность приложения термина «медиатизация» к разным конфессиям и государствам с различными подходами к формированию государственно-конфессиональных отношений.
Вслед за указанными авторами мы используем термин «медиатизация». В соответствии с концепцией посредничества он применяется в самом простом толковании. Медиатизация религии – это процесс влияния медиа на общественные и политические процессы, а также на восприятие обществом той или иной конфессии.
Наше исследование носит источниковедческий характер, так как его предметом является история старообрядцев – реэмигрантов из Южной Америки, прибывших на Дальний Восток в рамках программы возвращения соотечественников в Россию, в материалах СМИ. В соответствии с изложенным, целью настоящей статьи выступает анализ публикаций дальневосточных СМИ, посвященных переселению на Дальний Восток старообрядческих групп из Южной Америки в XXI в. Данная цель определила постановку исследовательских задач: проанализировать различные типы публикаций по обозначенной тематике; определить приемы и методы, применяемые их авторами для формирования общественного мнения к конфессии; изучить влияние СМИ на выстраивание отношений между властью, обществом и переселенцами.
Данное исследование является оригинальным и не имеет аналогов в дальневосточной исторической науке. Дальневосточными учеными, Ю.В. Аргудяевой (2018а, 2018б) и В.С. Матю-щенко (2020а, 2020б), занимающимися анализом современного старообрядства в регионе, проблемы медиатизации образа старообрядцев в дальневосточных СМИ не поднимались.
Современная история старообрядцев-реэмигрантов на российском Дальнем Востоке насчитывает чуть более 10 лет. Первыми переселенцами из Южной Америки в Приморье были семьи Федора Килина и Петра Фефелова, переехавшие в таежное село Дерсу Дальнекутского сельского поселения Красноармейского района Приморского края в 2009 г. В 2010–2012 г. на Дальний Восток в рамках реализации программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом, приехали представители старообрядческих общин из Боливии и Уругвая (Аргудяева, 2018б). Все прибывшие являлись представителями приморских старообрядческих семей, покинувших Россию в 1917–1920-е гг. В большинстве своем это были представители семьи Мурачевых. Первоначально реэмигрантам было предложено поселиться в селе Корфовка под городом Уссурийском. Однако в результате проблем с интеграцией в российское правовое пространство и местное сообщество подавляющее число старообрядцев покинуло Дальний Восток, за исключением одной семьи, которая в 2012 г. переехала в село Дерсу. В 2014–2015 гг. в Приморье прибыли старообрядцы из Боливии, которые поселились в селе Любитовка (хутор Русский флаг Дальнереченского района). Приняв приглашение амурских властей в 2015 г., несколько семей староверов переехали из Приморья в Амурскую область, где и поселились около города Свободного.
Несмотря на насыщенность событиями, история миграции староверов на Дальний Восток получила слабое освещение на страницах местных и центральных СМИ. С 2009 по 2017 г. публиковались лишь информационные сжатые сообщения, посвященные констатации фактов прибытия потенциальных переселенцев в регион.
Одна из первых крупных статей о приезде старообрядцев в Приморье опубликована 25 февраля 2011 г. на страницах BBC News1. Д. Климов в этом очерке не только осветил историю переселения, но обозначил острые вопросы, которые возникли у приехавших ранее: «До сих пор они не получили российского гражданства и, как следствие, землю в долгосрочное пользование»; «Еще староверы не могут понять запрета властей рубить лес на дрова там, где на десятки километров – ни души. Не разрешают рубить и стоячую сушину (высохшие деревья), можно только собирать трухлявые, валяющиеся на земле ветки»2. Автор, рассуждая о демографических проблемах на Дальнем Востоке, выражает удивление: «Решение десятков обеспеченных трудоспособных жителей Южной Америки перебраться в Приморский край кажется странным, когда смотришь на статистические данные»3. В целом статья носит информационный характер и не содержит оценочных суждений.
Среди множества публикаций о старообрядцах-переселенцах в последующие годы, на наш взгляд, самой интересной является статья «Сей, молись, жди: Родина переселенцам в приморском селе Дерсу – пока не мать, а мачеха»1. В ней впервые поднимается весь пласт нерешенных проблем, связанных с жизнью реэмигрантов в Приморье: недостаток земли в востребованных объемах, невозможность кредитования для покупки сельхозтехники, необоснованные природоохранные запреты, отсутствие помощи от местной власти и невыполнение ранее данных обещаний. Необходимо отметить хорошие фотографии А. Хитрова, иллюстрирующие без прикрас текст материала. Вопросы, поставленные В. Шкодиным, и его мрачный прогноз оказались пророческими: «Но может ли любая, даже самая крепкая, вера быть бесконечной, есть ли у нее какой-то разумный предел? Где та точка невозврата, пройдя которую, прибывшие в Приморье старообрядцы повернут в обратном направлении, бросив желанную землю зарастать бурьяном, а построенные дома – гнить и разрушаться?»2.
Культурная интеграция старообрядцев, прибывших из Южной Америки, в принимающее российское общество, адаптация к природным условиям Приморья прошли успешно. Однако хозяйственные и социальные проблемы не были решены. Более того, власть отказывалась содействовать в объеме, обещанном староверам во время принятия ими решения об эмиграции в Россию. Это могло стать причиной не только отказа от идеи переселения других желающих, но и возвращения назад тех, кто прожил в Приморье уже 8 лет. Как следствие, в 2016 г. три десятка старообрядцев перебрались из Приморского края в Амурскую область.
Таким образом, на Дальнем Востоке сформировались два центра, где сегодня живут староверы-реэмигранты. Эти две локации имеют свои особенности, связанные не только с условиями жизни, но и с особенностями формирования их взаимоотношения с местными и региональными властями.
В 2017 г. проблеме реэмигрантов на Дальнем Востоке было посвящено огромное количество публикаций как в местных, региональных СМИ, так и в центральных. Особенно работа в данном направлении активизировалась после того, как на положение старообрядцев обратил внимание президент РФ В.В. Путин.
Конфликтные отношения между местными властями и переселенцами жителями села Дерсу достигли своего пика в начале 2017 г. Подробная статья М. Алешковского «Борьба с бездушностью» акцентировала внимание читателей на тех сложностях, с которыми столкнулись староверы, переселившиеся на Дальний Восток: «Мы им доверили свои жизни, когда уехали из Боливии, а они нам только и делают, что палки в колеса вставляют»; «Государство выделило 46 миллионов, чтобы дома нам построить. Ничего не построили. А 46 миллионов кто-то украл»; «У любого из нас спроси – никому не хочется обратно в Боливию уезжать. Нам иной раз кажется, что тут и Бог ближе, чем там. Нам даже кажется, что Бог нас тут лучше слышит. А государство не слышит»3. Высказывания староверов, приведенные в материале, характеризуют их отношение к действительности.
В июне-июле 2017 г. тема получила развитие как в местных СМИ, так и в центральных. В большей степени это было связано с тем, что на положение старообрядцев обратил внимание губернатор Приморского края В. Миклушевский. Его визит в село Дерсу носил ознакомительный характер и не повлек за собой решения обозначенных староверами проблем, но получил широкое освещение в СМИ4.
«Новые известия» 21 июня 2017 г. опубликовали статью «Родина-мачеха. В Приморье староверы-переселенцы оказались у разбитого корыта» с острой критикой приморских властей5. Материал привлек внимание к ситуации, сложившейся в крае.
Издание Lenta.ru посвятило проблеме старообрядцев-реэмигрантов два очерка специального корреспондента Ю. Васильева о сложившейся ситуации в селе Дерсу. В первом материале «Какой дурак сюда поедет? (Как живут староверы, переселенцы из Южной Америки. Репортаж из уссурийской тайги)» автор описывает историю переселения старообрядцев на Дальний Восток, их первые впечатления о крае и те сложности, с которыми они столкнулись в период адаптации на новом месте1. Во второй статье «Нас жгут и травят? Переживем. (Кто угрожает переселенцам-староверам из Боливии)» приводятся зарисовки из жизни старообрядческой общины и их взаимоотношений с местным сообществом2. Ю. Васильеву удалось поднять проблемы жизнедеятельности не только староверов, но и представителей коренных малочисленных народов Севера. Несмотря на сложности, по мнению автора, реэмигранты уверено смотрят в будущее: «…Люди, по словам староверов, вокруг по большей части хорошие – “и лучше быть в Лаулях среди них, чем в той Америке…”»3.
Реальную помощь старообрядцы стали получать лишь осенью 2017 г., когда на Дальний Восток прибыл митрополит Русской православной старообрядческой церкви Корнилий, который совместно с ВРИО губернатора Приморья А. Тарасенко посетил в конце октября староверов в селе Дерсу. Содержание статьи, посвященной этому визиту, напоминает по стилю отчет местных властей перед главой региона и постановку им новых задач. Деловой характер встречи А. Тарасенко с местными и региональными чиновниками произвел впечатление на митрополита Корнилия: «Сегодня мы видим, как оперативно решаются проблемы староверов и президентом, и губернатором. Здесь, в регионе, есть желание помогать простым людям, труженикам. И для старообрядцев, приезжающих на русскую землю, это большая ответственность. Они должны своим примером показывать, как нужно жить, работать на родной земле и воспитывать детей»4. Е. Ковалев, автор описанной статьи, далее продолжил освещать действия властей, информируя читателей о том, как А. Тарасенко выполняет просьбы местных жителей и главы Красноармейского района.
Несколько иначе складывались взаимоотношения старообрядцев-мигрантов и местных властей в Амурской области, что нашло отражение в публикациях. Подробно причины принятия староверами приглашения амурских властей изложены в статье А. Ярошенко, формирующей у читателя позитивное восприятие представителей данной конфессии («Они нужны России, трижды нужны в дальневосточном безлюдье. Работящие, надежные, совестливые») и методов работы с ними местных, свободненских, властей5. В материале сделан особый акцент на роль мэра города Свободного Р. Каминского в переселении в область части старообрядцев из Приморья. Именно он пригласил мигрантов в Свободненский район, и с его подачи местным предпринимателем староверам была подарена земля, что оказалось решающим фактором в принятии решения о переезде в Приамурье.
Кроме того, положительный опыт взаимодействия властей и старообрядцев получил широкое освящение в статьях «Опыт Свободного привели в пример на международном круглом столе «Возвращение староверов на Дальний Восток»6, «В Амурской области появятся села ста-рообрядцев»7. Формируя у читателей представление о старообрядцах, амурские СМИ неоднократно отмечали их трудолюбие, стремление развивать сельское хозяйство и бесконфликтность в отношении властей. Подчеркивалось, что амурские власти оказывали всяческую помощь переселенцам при адаптации на новом месте, акцентируя внимание на значимости этого процесса: «Вопрос переселения староверов очень важен для нас. Они приезжают к нам жить, работать, развивать экономику. Староверы строятся здесь, провели электричество. Мы подарили им пять дойных коров, которые пополнили небольшое местное стадо. Имеется сельскохозяйственная техника. К нашей небольшой общине готовы присоединиться переселенцы из Уругвая и Приморского края. Все это говорит о том, что вопрос надо ставить глубже, речь идет о создании новых поселений»1. В свою очередь, как отмечается в публикациях, староверы, прибывшие в область, заявили о желании связать свою жизнь и жизнь своих детей с Приамурьем2.
К концу 2017 г. положение старообрядцев-реэмигрантов на Дальнем Востоке стабилизировалось. Властями была принята комплексная программа, позволившая снять большинство проблем, с которыми столкнулись мигранты из Латинской Америки в Приморье, назначены омбудсмены по правам старообрядцев. В последующие годы интерес у СМИ к жизни староверов заметно угас. Отдельные публикации были посвящены ознакомительным поездкам старообрядцев из Латинской и Центральной Америки, заявивших о желании переехать в Россию. Благодаря взвешенной политике по отношению к переселенцам местом для обоснования было выбрано Приамурье3.
Публикации 2019 г. носят агитационный характер. В них мало информации о самих староверах. Они полны призывов, подчас обезличенных: «Мы считаем, что наши соотечественники, которые имеют желание вернуться в Россию, не делятся на старообрядцев и нестарообрядцев, наша главная задача – чтобы органы власти оказали им максимальное содействие и чтобы местные жители восприняли конструктивно, что люди возвращаются домой и им надо в чем-то помочь. А в чем-то и поучиться у этих людей, потому что они занимаются сельским хозяйством с детства и у них это очень хорошо получается»4.
Пандемия COVID-19 остановила миграцию реэмигрантов по объективным причинам, и публикаций в СМИ, посвященных дальневосточным староверам в 2020 г., практически не было, за исключением информационных материалов центральных газет о введении отсрочки от армии для старообрядцев-фермеров, прибывших в Россию по программе переселения5.
Таким образом, в процессе освещения жизни старообрядческих групп реэмигрантов из Южной Америки в дальневосточных СМИ необходимо отметить широкое применение коммеморативных практик. Медиа описывают старообрядцев – бородатого мужика в косоворотке, труженика и хозяина земли, женщину в сарафане, умело ведущую домашнее хозяйство, мать большого количества детей, которые помогают родителям, скромных девушек на выданье и т. п. – так, что образ закрепляется в сознании читателя, формируя определенное, чаще положительное, отношение к этой конфессиональной группе. Ретроориентированность текста (например, включаемые исторические справки) обеспечивает слияние с историей, традициями дореволюционного, часто идеализируемого, мира, погружает в драматически насыщенное прошлое, позволяя ощутить сопричастность к нему, связь времен, тем самым мемориализируя образ старообрядцев. Медиа не только распространяют информацию о старообрядстве, они конструируют узнаваемый в обществе образ.
Необходимо отметить, что СМИ, освещая наиболее острые вопросы жизнедеятельности, вносят большой вклад в трансформацию социальных и политических отношений в социуме, выстраивают новые типы взаимодействий как внутри госструктур, так и между властью и обществом. В результате, благодаря формированию общественного мнения и публикациям в медиа, к старообрядцам-реэмигрантам пришла помощь от меценатов, были пересмотрены переселенческие программы с учетом их потребностей, оказано влияние на местные органы власти, устранившихся от решения сложившихся проблем.
Список литературы История переселения старообрядцев-реэмигрантов из Южной Америки на российский Дальний Восток в освещении СМИ
- Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы в Приморье: миграция, эмиграция и реэмиграция их потомков из Южной Америки // Историческая демография. 2018а. № 1 (21). С. 8-12.
- Аргудяева Ю.В. Русские старообрядцы из Южной Америки в Приморье: реэмиграция и адаптация // Религиоведение. 2018б. № 4. С. 62-67. DOI: 10.22250/2072-8662.2018.4.62-67
- Гришаева Е., Шумкова В. Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 7-40. DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-7-40
- Душакова Н. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 184-206. DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-184-206
- Лёвхейм М. Медиатизация религии: критическая оценка // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 76-97. DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-76-97
- Матющенко В.С. Адаптация бразильских старообрядцев в Амурской области // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: материалы IV Всерос. науч.-практ. онлайн-конференции, посвященной 100-летию ТАССР / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. Казань, 2020а. С. 114-117.
- Матющенко В.С. Культурно-религиозная идентичность старообрядцев в ретроспективе и в современном обществе // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации: материалы Всерос. науч. семинара / под общ. ред. А. П. Романовой, Д. А. Черничкина. Астрахань, 2020б. С. 149-155.
- Hjarvard S. The mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29, no. 2. P. 105-134.