История развития договора поставки в России

Автор: Сашилина А.А.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 6 (27), 2019 года.

Бесплатный доступ

В работе отображены основные этапы развития договора поставки в России: дореволюционный, советский и современный. Объектом анализа в работе является совокупность общественных отношений, возникающих при заключении, исполнении, прекращении договора поставки. Предметом является трансформация условий заключения договора поставки на протяжении длительного периода.

Договор поставки, предпринимательская деятельность, поставщик, покупатель, история развития договора

Короткий адрес: https://sciup.org/140264782

IDR: 140264782

Текст научной статьи История развития договора поставки в России

Договор поставки занимает одно из центральных мест в договорных отношениях. Этот договор является разновидностью договора купли-продажи и поэтому нормы о его правовом регулировании закреплены в главе 30 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)141.

Можно условно выделить несколько этапов развития договора поставки: дореволюционный, советский и современный.

Характерной чертой дореволюционного российского гражданского законодательства являлось выделение договора поставки в качестве самостоятельного договора наряду с договором купли-продажи. При этом под поставкой понимался договор, по которому одна сторона обязывалась доставить другой какую-либо вещь за известную цену к известному сроку.

Все отличие поставки от купли-продажи состояло в том, что поставка предполагала некоторый промежуток времени между заключением и исполнением договора, тогда как купля-продажа не предполагала (хотя и не исключала) такого промежутка времени. Это обстоятельство имело решающее значение, поскольку продавцом по договору купли-продажи мог выступать только собственник вещи, а, следовательно, данным договором не охватывались правоотношения, предусматривающие, что лицо, обязующееся доставить имущество покупателю, приобретет это имущество в будущем к сроку исполнения обязательства.

В гражданско-правовой доктрине того времени отмечалось значительное сходство договоров купли-продажи и поставки и, более того, отсутствие каких-либо серьезных правовых оснований для выделения договора поставки в качестве самостоятельного договора.

Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Совокупность юридических отношений, охватываемых на Западе одним понятием купли-продажи, у нас разлагается на три вида по едва уловимым признакам, а именно: на куплю-продажу в тесном значении этого слова, запродажу и поставку. С этой системой трех договоров, служащих одним и тем же юридическим средством достижения экономической цели, русское законодательство стоит совершенно одиноко среди других правильных законодательств»142.

При подготовке V книги проекта Гражданского уложения, который был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 году договор поставки российскими цивилистами рассматривался как один из видов договора купли-продажи, определяя его как договор, в силу которого продавец обязуется за денежное вознаграждение доставить покупателю известное количество заменимых вещей к назначенному в договоре сроку. При этом подчеркивалось, что порядок исполнения договора поставки вполне применим и к договору купли-продажи, в особенности, если он заключен с условием о доставке товара к известному сроку143.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. так же не включал в себя нормы о договоре поставки как самостоятельном виде гражданско-правового договора. Однако в дальнейшем в связи с жестким централизованным регулированием имущественного оборота договор поставки стал рассматриваться в качестве оптимального средства доведения плановых заданий до конкретных участников имущественного оборота. В советский период развития гражданского права договор поставки признается самостоятельным договором, являющимся основной правовой формой отношений организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором144 [6].

Под договором поставки понимался плановый договор, по которому организация-поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок в оперативное управление организации-покупателю определенную продукцию согласно обязательному для обеих организаций плановому акту распределения продукции; организация-покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам.

В соответствии со ст. 258 ГК РСФСР145 принятым 17.05.1964 г. и вступившим с 01.08.1964 г. договором поставки признавался также и заключаемый между организациями по их усмотрению договор, по которому поставщик обязуется передать покупателю продукцию, не распределяемую в плановом порядке, в срок, не совпадающий с моментом заключения договора.

Отличительными признаками договора поставки как самостоятельного договора признавались:

  •    участие в договоре поставки только социалистических организаций;

  •    плановый характер договора;

  •    несовпадение момента исполнения возникающего из договора обязательства со сроком заключения договора.

Как отмечалось, законодательство той поры предусматривало две разновидности договора поставки:

  • а)    договор, основанный на плановом акте распределения продукции;

  • б)    договор, заключаемый по усмотрению сторон.

Преобладающим являлся плановый договор поставки, который конкретизировал и детализировал задание, установленное плановым актом.

В гражданско-правовой доктрине советского периода необходимость выделения самостоятельного планового договора поставки объяснялась тем, что производство на социалистических предприятиях велось в плановом порядке. Планировалось также снабжение торговой сети товарами народного потребления. Обеспечение планового характера производства и снабжения было возможным лишь при условии, если такой же плановый характер будут носить и договоры, направленные на обеспечение производства оборудованием, сырьем и на реализацию продукции социалистических предприятий.

Таким образом, в нормативных правовых актах советского периода государственный заказ рассматривался исключительно как документ (наряд, наряд-заказ, государственный заказ), который выдавался заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) по установленной типовой форме, содержал императивно определенные заказчиком условия исполнения обязательств и являлся основанием (юридическим фактом) для обязательного заключения между заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг в рамках управленческих (вертикальных) отношений в сфере исполнительнораспорядительной деятельности государственного заказчика146.

В этой связи заслуживает поддержки точка зрения М.И. Брагинского, отмечавшего, что «логическим завершением этой системы стали заключенные в форме принятия к исполнению наряда договоры, при которых сторонам вообще нечего было согласовывать, а свою волю заключить между собой договор они могли выражать путем обоюдного молчания»147.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994 г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса (далее – ГК РФ), в которой закреплены правовые статусы различных субъектов гражданского оборота [10].

Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям.

Любые цивилизованные правоотношения в хозяйственной деятельности могут быть реализованы путем заключения и реализации договоров.

На сегодняшний день российское государство в результате реформ прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества. Непосредственно нормы о договоре поставке размещены в § 3 части второй ГК РФ и охватываются ст.ст. 506-524 ГК РФ.

В ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка определена как договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Поставка сформулирована в Гражданском кодексе Российской Федерации как вид купли-продажи. Это означает, что она, во-первых, характеризуется родовыми признаками купли-продажи и, во-вторых, имеет отличительные качества, обусловившие специфическое регулирование.

Специфика поставки состоит в том, что это сугубо предпринимательское правоотношение, в котором и продавец, и покупатель действуют с предпринимательской целью. Предпринимательский характер правоотношения служит основой для унификации норм, применимых к предпринимательским обязательствам различной направленности, включая договор поставки.

В правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче товаров, а долгосрочные договорные связи между поставщиками и покупателями»148.

Конечно, один из ключевых вопросов, это отличие договора купли-продажи и договора поставки.

Между договорами купли-продажи и поставки настолько много общего, что делает отграничение одной правовой формы от другой весьма проблематичным и вызывает определенные сложности в применении указанных правовых форм на практике.

В.Ф. Яковлева в связи с этим отмечала, что «общественноэкономические отношения, регулируемые договорами поставки и купли-продажи, в основном тождественны: они лежат в сфере обращения и представляют собой куплю-продажу в ее экономическом значении»149. О.С. Иоффе также указывал на общность указанных договоров: «Договор поставки и купли-продажи сходны в том смысле, что оба они юридически опосредствуют возмездно-денежную реализацию имущества, которая по своей экономической сущности есть не что иное, как купля-продажа»150.

Таким образом, даже в период плановой экономики, когда договор поставки, как правило, являлся плановым, а договор купли-продажи лишь испытывал некоторое влияние плановых начал хозяйствования, ученые отмечали не только экономическую, но и значительную юридическую общность названных договоров. Впрочем, известную условность поставки отмечал еще Г.Ф. Шершеневич, поскольку, по его мнению, данный договор от договора купли-продажи отличался «по едва уловимым признакам». В частности, продавец по договору купли-продажи должен был являться собственником продаваемой вещи, тогда как в поставках к продавцу такие требования не предъявлялись151.

В настоящее время в связи с возможностью заключения договора на будущие вещи (п. 2 ст. 455 ГК РФ) наличие вещного права у продавца на момент заключения договора во внимание не принимается.

Е.В. Богданов поддержал позицию В.В. Витрянского о том, что основной целью выделения договора поставки в отдельный вид договора купли-продажи следует признать необходимость обеспечения детальной правовой регламентации отношений, складывающихся между профессиональными участниками имущественного оборота. Данные правоотношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче товара, а долгосрочные договорные связи между поставщиками и покупателями152.

Ю.В. Романец предложил признаками договора поставки считать следующие: особый порядок заключения договора (ст. 597 ГК РФ); специальная регламентация вопросов, касающихся периодичности поставки (ст. 598 ГК РФ); восполнение недопоставок (ст. 511 ГК РФ), ассортимента (ст. 512 ГК РФ); особенности расторжения договора поставки, что, например, проявляется в праве поставщика отказаться от исполнения договоров поставки в случае не предоставления покупателем отгрузочной разнарядки; требования, вытекающие из поставки некачественных товаров, которые могут быть заявлены поставщику не только покупателем, но и получателем. Другие признаки, предложенные названным автором, однотипны с вышеизложенными153.

Таким образом, выделение договора поставки в качестве особого вида договора купли-продажи было продиктовано необходимостью учета специфики правоотношений, требующих более жесткого и детального регулирования. Вместе с тем не следует забывать, что договор поставки остается лишь одним из видов договора купли-продажи, что влечет за собой субсидиарное применение к отношениям, связанным с поставкой товаров, норм о договоре купли-продажи.

Таким образом, задача законодателя применительно к регулированию договора поставки свелась лишь к определению специальных правил, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров и подлежащих приоритетному (по сравнению с общими положениями о купле-продаже) применению.

Список литературы История развития договора поставки в России

  • Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.05.2018 г. № 69-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410
  • Гражданский кодекс РСФСР: утвержден ВС РСФСР 11.06.1964 (ред. от 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407 (утратил силу).
  • Богданов, Е. В. Договоры в сфере предпринимательства: Монография / Е. В. Богданов. - М.: Проспект, 2018. - 304 с.
  • Богданов, Е. В. Договоры купли-продажи и поставки: проблемы правоприменения и дифференциации // Законодательство и экономика. - 2017. - № 1. - С. 19 - 24.
  • Иоффе, О. С. Избранные труды: в 4 т. Т. 3. Обязательственное право. - М.: Юридическая литература, 2016. - 880 с.
  • Кабанова, И.Е. Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов: вопросы теории и практики: Монография / И. Е. Кабанова. - М.: Юстицинформ, 2018. - 398 с.
  • Канцер, Ю.А. Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики: Монография / Ю. А. Канцер. - М.: Юстицинформ, 2017. - 196 с.
  • Морозов, А.А. Эволюция развития механизма правового регулирования договора поставки для государственных нужд в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 3. - С. 99 - 107.
  • Опыты цивилистического исследования: Сборник статей / Д.В. Гудков, И.И. Зикун, А.А. Зябликов и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербаков. - М.: Статут, 2016. - 448 с.
  • Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография / Ф. А. Тасалов. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.
  • Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. - М.: Тейс, 2016. - 540 с.
Еще
Статья научная