История развития законодательства о лишении родительских прав
Автор: Галиченко М.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-3 (51), 2020 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье рассмотрены основные исторические этапы становления и развития института лишения родительских прав в России. Проанализированы положения нормативно-правовых актов разных периодов истории нашей страны, начиная с самых первых упоминаний о лишении родительских прав в семейном законодательстве. Ретроспективный анализ института лишения родительских прав проведен с целью определения истоков правового регулирования соответствующих правоотношений, соотношения современной правовой регламентации указанного института в российском законодательстве.
Семья, семейное право, история, защита прав детей, лишение родительских прав
Короткий адрес: https://sciup.org/170187252
IDR: 170187252 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11444
Текст научной статьи История развития законодательства о лишении родительских прав
Семья является основой современного общества. Семейные ценности, имеющие незыблемый характер и важное социальное значение, обеспечиваются различными средствами охраны и защиты, среди которых основная роль принадлежит правовым средствам. В России как в государстве, имеющем богатое культурное наследие, семейные ценности всегда признавались в качестве фундаментальных. Современное законодательство также нацелено на всестороннее обеспечение института семьи, что отражено в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В структуре семейных отношений дети являются самой уязвимой с социальной и правовой точки зрения категорией граждан. Для российского общества характерно наличие двух полярных явлений: с одной стороны, институт семьи признается и всячески охраняется со стороны государства и общества, с другой стороны, отдельным социальным группам свойственно нигилистическое отношение к семейным ценностям и отсутствие ответственности за благополучие своих несовершеннолетних детей. В первую очередь, речь идет о неблагополучных слоях населения, которые составляют существенную часть современного российского общества. Та- кая ситуация в обществе порождает необходимость реализации таких механизмов охраны прав детей, которые учитывают их незащищенность. Одним из важных механизмов защиты в случае нарушения прав детей является институт лишения родительских прав. Согласно данным судебной статистики, за 2019 г. рассмотрено 39 815 дел о лишении родительских прав, по которым вынесено итоговое решение [1]. Это говорит об актуальности изучения института лишения родительских прав с целью выявления основных проблем правового регулирования и правоприменительной практики в указанной сфере.
Следует отметить, что ни одно правовое явление не может быть в должной степени изучено без определения генезиса и истории его развития. Ретроспективный анализ правовых явлений и процессов позволяет увидеть истоки, из которых такие явления берут свое начало, и понять закономерности их развития. Институт лишения родительских прав не является исключением. Семейное законодательство России, учитывая историко-культурные особенности нашего государства и общества, имеет свою специфику. Так, в отношении лишения родительских прав можно констатировать, что далеко не во всех современных государствах такой институт вообще существует.
В историческом развитии института лишения родительских прав в России можно выделить три основных периода.
Первый, дореволюционный этап характеризуется абсолютной властью родителей над своими детьми. Отношения между ними строились на многовековом обычае, по которому родительская власть обладала безоговорочным приоритетом по отношению к интересам детей. Патриархальные традиции поддерживались церковью и одобрялись государством, поэтому о существовании института лишения родительских прав на данном этапе говорить не приходится. Как отмечает О.Б. Вахромеева, такой подход был основан на том, что фундаментом родительской власти являлась автономия семьи [2, с. 58].
Абсолютная родительская власть над детьми была минимизирована в начале ХХ в., после установления советской власти. С этого момента начинается второй этап развития института лишения родительских прав. Развитие законодательства в последующем было направлено также на разработку и закрепление законодательного понятийного аппарата и терминологии [3, с. 1176]. В рассматриваемый период институт родительских прав получил свое нормативное закрепление (ст. 153 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.). В норме закона указывалось, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав. Аналогичная норма была отражена в ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г.
Достаточно продолжительное время нормы о лишении родительских прав оставались неизменными, и только в 1968 г. ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. была дополнена положением, согласно которому родители, лишенные родительских прав, утрачивают все личные и имущественные права, основанные на факте родства с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав. В том же году были приняты Основы за- конодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Статья 19 Основ была посвящена лишению родительских прав, а также закреплены основания лишения родительских прав: уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию детей или злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, оказание вредного влияния на детей своим аморальным, антиобщественным поведением, хронический алкоголизм или наркомания. Аналогичные положения были отражены в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г.
В таком виде институт лишения родительских прав просуществовал до реформы государственного устройства, произошедшей после распада Советского Союза. С 1991 г. и по настоящее время продолжается третий этап исторического развития института лишения родительских прав в российском законодательстве. В 1995 г. был принят новый СК РФ, который подробно определил основания и порядок лишения родительских прав (ст. 69-71 СК РФ).
Нормы современного семейного права в отношении лишения родительских прав в целом основаны на положениях ранее действующего законодательства, при этом за весь период действия СК РФ его предписания о лишении родительских прав практически не изменились.
В настоящее время семейное законодательство достаточно конкретно определяет основания лишения родительских прав, правовые последствия данной меры. Особенностью норм о лишении родительских прав, отраженных в СК РФ, является наличие предписаний процессуального характера, которые определяют порядок лишения родительских прав.
На основании изложенного можно утверждать, что институт лишения родительских прав в России имеет относительно непродолжительную историю, однако уже укоренился в правовой системе и стал традиционным институтом для российского семейного права. Меры ответственности, которые заключаются в возможности в принудительном порядке лишить родителя права воспитывать своих детей, обу- словлены культурными особенностями российского общества и практической необходимостью, продиктованной уязвимым положением несовершеннолетних детей как особой социально-демографической группы.
Список литературы История развития законодательства о лишении родительских прав
- Отчет о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских, административных дел по первой инстанции за 2019 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.
- Вахромеева О.Б. Отношения между родителями и детьми: из истории семейного права дореволюционной России // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 19.
- Гринь Е.А. Исторический процесс возникновения и развития норм о принудительном прекращении прав на земельный участок по российскому законодательству // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95. - С. 1174-1191.