История создания научного кабинета по изучению преступности и преступника при НКВД ТАССР

Автор: Бикчурина Эльвира Загировна

Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 2 (12) т.6, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается попытка создания научного кабинета по изучению преступности и преступника при Народном комиссариате внутренних дел ТАССР. Раскрыты цель и направления научно-исследовательской деятельности кабинета.

Кабинет, научные исследования, преступность, преступник, нквд, тасср

Короткий адрес: https://sciup.org/142231061

IDR: 142231061

Текст научной статьи История создания научного кабинета по изучению преступности и преступника при НКВД ТАССР

В годы становления советской власти в стране наблюдалась неоднозначная экономическая и политическая ситуация, ставшая результатом революции и Гражданской войны. Падение уровня жизни, безработица и голод способствовали росту преступности. Важной задачей правоохранительных органов стала стабилизация криминогенной обстановки. Параллельно решались вопросы поиска эффективных мер борьбы с преступностью. В этой ситуации становится очевидным, что без научного исследования причин, вызывающих рост правонарушений, успешно бороться с преступностью невозможно. Осознание этой проблемы и попытки ее решения способствовали развитию советской криминологии.

В 1920-е годы в стране в определенной степени сохранялась «гласность», в частности, были доступны статистические материалы, отражающие данные о преступности и преступлениях. Это позволяло проводить значимые криминологические исследования. В целях обобщения и систематизации информации при различных ведомствах создавались кабинеты и клиники, изучающие личность преступника и особенности преступлений. Первый подобный кабинет был от- крыт в Петрограде в 1918 г., затем в 1923 г. – Московский кабинет по изучению личности преступника и преступности при Мосздравотделе, а в 1925 г. – криминологический кабинет при Ленинградском областном суде [1, с. 6].

В марте 1925 года в Москве при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР был открыт Государственный институт по изучению преступности и преступника [2, с. 48]. Научное руководство институтом возлагалось на межведомственный совет, формировавшийся из представителей Народного комиссариата внутренних дел, Народного комиссариата юстиции, Народного комиссариата здравоохранения, Народного комиссариата просвещения РСФСР. Филиалами института стали уже открытые кабинеты в Ленинграде, Саратове и Ростове-на-Дону. Все они до вхождения в состав институ- 143 та, осуществляли свою деятельность как самостоятельные учреждения.

Несмотря на то, что в отчетах ТатНКВД неоднократно указывалось на повышение активности уголовного бандитизма и рост преступности в республике, в том числе и за счет преступных групп, прибывших из других регионов страны1, подобный кабинет в ТАССР отсутствовал.

Попытка открытия научного кабинета по изучению преступности и преступника была предпринята в Казани в 1926 году. Информация об этом имеется в материалах, хранящихся в Государственном архиве Республики Татарстан. Так, на июньском совещании, проводившемся при Народном комиссариате юстиции ТАССР с участием представителей НКВД, а также научной интеллигенции республики было принято решение о необходимости организации подобного учреждения в г. Казани, утверждено положение о научном кабинете по изучению преступности и преступника при НКВД ТАССР, избран совет и члены кабинета. В состав казанского кабинета вошли: нарком юстиции и прокурор Х.Р. Палютин, Главный инспектор мест заключения НКВД республики Каменский, представитель Наркомздрава профессор Казанского университета Т.И. Юдин, представитель Наркомпроса член Государственного института по изучению преступности и преступника Б. Змиев и ряд практических работников НКВД и Наркомюста ТАССР.

Секции кабинета были представлены известными уже на тот период научными работниками Казанского университета. так, в состав секций входили: профессор А.В. Фаворский и И.С. Алуф (секция невропатологии), профессоры В.П. Неболюбов и А.Д. Гусев (секция судебной медицины), специалисты М.П. Андреев, И.Н. Жилин, Н.М. Попов (секция психиатрии). Для проведения анкетных обследований, психологических, психиатрических и социологических ис- 143 следований планировалось привлечение профессорско-преподавательского состава Восточного педагогического института и областных юридических курсов, а также обучающихся в них студентов.

В пояснительной записке об открытии кабинета говорилось, что «в Татреспу-блике научно-исследовательская работа в области раскрытия преступлений не представлена надлежащим образом. Изучение вопроса предупреждения преступлений и воздействия на заключенных лиц даст возможность проводить правильную уголовную и пенитенциарную политику…»2.

Основной целью деятельности кабинета являлось: «выяснение причин и условий, вызывающих или благоприятствующих развитию преступности вообще и отдельных преступлений в частности; разработка вопросов уголовной политики, а также системы и методов изучения заключенных лиц и пенитенциарного воздействия на них; изучение влияния отдельных мер исправительно-трудового воздействия на заключенных» в условиях Татарской республики1. Для достижения указанной цели планировались следующие мероприятия:

  • -    организация лабораторий, клиник, библиотек;

  • -    издание печатной продукции;

  • -    проведение научно-практических конференций и совещаний;

  • -    заслушивание докладов и лекций;

  • -    регулярные и целевые научные обследования лиц, проходящих через органы уголовного розыска, дознания и следствия;

  • -    постоянное наблюдение и изучение лиц, находящихся в местах заключения республики.

Предполагалось привлекать к работе кабинета и иные советские, научные, общественные и профессиональные учреждения и органы. Кроме того, совет 144 кабинета по изучению преступности и преступника при НКВД ТАССР планировал постоянно поддерживать научную и практическую связь с Государственным институтом по изучению преступности и преступника при НКВД РСФСР, а также с заграничными учреждениями подобного рода.

Практическая сфера деятельности кабинета была подотчетна Народному комиссариату внутренних дел, а научная – Наркомпросу республики. Кабинет начал работать уже летом 1926 года.

Единственно нерешенным оставался вопрос финансирования. С целью получения материальных и денежных ресурсов, которые дали бы возможность развернуть и углубить уже начатую работу до максимальных пределов, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров ТАССР выступили с ходатайством перед СНК РСФСР «о по- полнении списка учреждений НКВД ТАС-СР, состоящих на балансе государственного бюджета, кабинетом по изучению преступности»2.

Вопрос о принятии на баланс госбюджета казанского кабинета рассматривался на заседаниях СНК РСФСР с участием представителей республики 23 июля и 4 августа 1926 года. По итогам заседаний ходатайство отклонили. Для пересмотра решения СНК РСФСР республика обратилась в Президиум ВЦИК РСФСР, однако вышеуказанное решение было оставлено в силе. Отказ мотивировался тем, что бюджет на 1926 год был принят и свободных средств изыскать не удалось. При этом указывалось на необходимость поднятия вопроса вновь в 1927/28 бюджетном году.

По причине отказа СНК и ВЦИК РСФСР Нарком внутренних дел республики в конце 1926 года выступил перед 144 СНК ТАССР с просьбой о принятии кабинета на баланс уже республиканского бюджета. Решением СНК ТАССР от 7 января 1927 года просьба также была от-клонена3.

Таким образом, попытка создания научно-исследовательской базы по изучению вопросов причин преступности на уровне Татарской республики не получила государственной поддержки.

Уже в конце 1920-х гг. кабинеты по изучению преступности и личности преступника были закрыты. Официально подобные кабинеты признавались как последователи буржуазных антропологической и социологической школ уголовного права. В целом и сама криминология как наука прекратила свое существование, считалось, что в советском обществе не может быть собственных причин преступности.

Список литературы История создания научного кабинета по изучению преступности и преступника при НКВД ТАССР

  • Дерешко Б.Ю., Невский С.А. Государственный институт по изучению преступности и преступника при НКВД РСФСР - первая научная организация в органах внутренних дел // Научный портал МВД России. 2017. № 1. С. 5 - 11.
  • Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Отечественная криминология: история, современное состояние, перспективы развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 4. С. 47 -51.
  • Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Российская криминология: история и современность // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. № 2. С. 101 - 108.
Статья научная