История становления кантаты в Марий Эл

Автор: Протасова Виктория Вадимовна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Культура регионов

Статья в выпуске: 3, 2022 года.

Бесплатный доступ

Прослеживается история становления жанров хоровой миниатюры в марийской профессиональной музыке как фундамента для возникновения крупных вокально-хоровых жанров - кантаты и оратории. Рассматривается развитие и тематическое разнообразие кантат, появление первой марийской духовной кантаты «Кусото» («Священная роща») С. Н. Макова.

Марийская профессиональная музыка, кантата в марий эл, марийское композиторское творчество, хоровая музыка, духовная музыка

Короткий адрес: https://sciup.org/170195849

IDR: 170195849   |   DOI: 10.34685/HI.2022.38.3.007

Текст научной статьи История становления кантаты в Марий Эл

Говоря о жанре кантаты, стоит отметить, что она имеет много общего с ораторией. Оба жанра являются вокально-симфоническими видами произведений и включают в себя одни и те же формы изложения: хоры (в большинстве случаев с сопровождением, реже a cappella), арии или песни, речитативы, различные ансамбли, симфонические вступления и (или) внутренние симфонические эпизоды. Небезосновательно их зачастую определяют в одну кантатно-ораториальную группу, которую, к тому же, объединяет и общая историческая или гражданская тематика, эпос и героика.

Несмотря на общие черты, имеются и явные различия между кантатой и ораторией, которые объясняются происхождением этих жанров.

Кантата изначально была тесно связана с оперой и хоровыми жанрами эпохи Возрождения, и только в эпоху Барокко утвердилась как крупное сочинение, где обычно раскрывалось какое-то одно событие или одна тема. Соответственно, кантата была скромной по масштабу, и даже не всегда включала в свой состав исполнителей хор.

Оратория же сохранила крепкую связь с эпосом, несмотря на то, что стала своеобразным смежным жанром словесной музыки. Данная прочная связь объясняет важнейшие характеристики оратории — масштабность, монументальность и нарративность, сюжетность.

Г. Гроув в своем музыкальном словаре находит отличие оратории от кантаты в объеме произведений: «Кантата отличается от оратории меньшими размерами»1. С данным утверждением можно согласиться лишь отчасти, так как композиторы-романтики и композиторы XX столетия внесли много нововведений в кантатно-ораториальный жанр.

Говоря о развитии жанра кантаты в Марий Эл, нельзя обойти стороной ее возникновение и процесс становления в русской музыкальной культуре. Крылова В.Д. в своей диссертации «Русская кантата "на случай" конца XIX–начала XX века: поэтика жанра» отмечает, что «как любой инокультурный жанр на новой национальной почве, кантата в процессе своей ассимиляции проходит несколько этапов»2.

В первый этап своего развития (1730– 1770-е гг.) кантаты в России создавали только придворные итальянские композиторы. Наряду с кантатами, серенады и другие жанры «на заказ» играли большую роль в жизни двора. Кантаты писали Ф. Арайи, В. Манфредини, Б. Галуппи, Д. Чимароза, Дж. Паизиелло.

В 1770–1880-е годы (второй этап), с появлением первых кантат русских композиторов, она становится полноправным жанром русской музыки. Авторами первых русских кантат были Д.С. Бортнянский и П.А. Скоков, однако их произведения не сохранились. Несколько позднее были написаны кантаты А.Н. Верстовского, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского. Данные два периода представлены в диссертации Огарковой Н.А «Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора: XVIII–начало XIX века».

Третий этап — рубеж XIX–XX веков (1880– 1910-е годы) — расцвет русской кантаты. Этот период связан с углублением образной сферы жанра и включением в нее новых выразительных средств, что позволяет говорить о трансформации жанровой традиции. Жанр кантаты данного периода изучен более подробно: данной теме посвящены диссертации Крыловой В.Д. «Русская кантата "на случай" конца XIX–начала XX века: поэтика жанра», Панкратовой О.В. «Жанровый стиль кантаты эпохи романтизма», Борисовой Л.Н. «О взаимовлиянии оперы и лирической кантаты в русской музыке рубежа XIX-XX веков» и др.

Четвертый этап развития жанра — советское музыкальное наследие. Этот этап примечателен тем, что многие жанровые границы стираются, и происходит соединение черт разных жанров. Появляются «оратории-поэмы», «оперы-оратории», «кантаты-симфонии». Данный период из- учен в диссертации Масловской Т.Ю. «О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)». Яркий пример подобного синтеза жанров — «По-этория» Р. Щедрина, где в музыкальном претворении стихотворения А. Вознесенского важнейшее место занимает голос самого поэта.

Несмотря на особенности каждого из этапов развития, их всех объединяет использование трех основных тематических сфер: прославления, эпического повествования и молитвы.

История жанра кантаты в Марий Эл в той или иной степени представлена в трудах Казанской Л.В. «Очерки истории марийской советской музыки», Цыкиной Ю.Ю. «Развитие жанров музыкального искусства Марийской АССР: историко-музыковедческий очерк середины 40-х — середины 80-х годов XX столетия», Турченковой Р.Н. «Музыкальная культура мари: учебно-методическое пособие».

Интенсивное становление жанров хоровой музыки в Марий Эл, как и в других республиках Поволжья, начиналось вскоре после революции 1917 года. Благодаря своей массовости и демократичности хоровое искусство занимало ведущие позиции. Основными жанрами были революционная и народная песня.

Первые классические образцы произведений для хора созданы основоположником марийской музыки Иваном Степановичем Палантаем (1886– 1926), который после окончания Казанского музыкального училища и курсов при Придворной певческой капелле начал свой творческий путь как хормейстер. Основной жанр его творчества — хоры без сопровождения, которые условно можно разделить на две группы: первая — обработки марийских народных песен, вторая — оригинальные сочинения на стихи марийских поэтов. Образование композитора во многом определило его стиль его произведений: он делал обработки народных мелодий и сочинял свои песни в свойственной церковному пению четырехголосной фактуре, поэтому влияние православной музыки прослеживается в разной степени в творчестве и его последователей.

На протяжении многих десятилетий прошлого столетия хоровое творчество И.С. Палантая являлось образцом для последующих поколений композиторов. Ведущая роль полифонии в развитии национального музыкального материала, столь характерная для И.С. Палантая, впослед- ствии станет одной из стилевых особенностей марийской музыки.

В Марий Эл И.С. Палантай долгие годы был единственным композитором, писавшим в жанре хоровой музыки. Лишь на рубеже 1920–30-х годов создаются первые обработки Я.А. Эшпая для хора a capella, а также первые обработки А.И. Искандарова. Особенно значимым для хоровой музыки оказалось творчество А.И. Искандарова (1906– 1999), ученика и единомышленника И.С. Палан-тая. Большинство его обработок народных песен изложено в подголосочном стиле с применением имитационных приемов или вариационности. Л.В. Казанская отмечает, что «песенное творчество Искандарова развито в двух направлениях: 1) песни по образцу традиционных крестьянских напевов; 2) советская массовая песня»3. В них композитор тонко и точно воспроизводит мелодикоритмические особенности марийского фольклора и органично соединяет их с особенностями песен советских композиторов того времени.

В 1930-е годы хоровая музыка и хоровое исполнительство вступает в новый, профессиональный этап своего развития. Связано это было с открытием Марийского музыкально-театрального техникума (1931) и открытием первого профессионального коллектива — марийской хоровой капеллы, которая активно пропагандировала народную и советскую песни, лучшие образцы русской и зарубежной классики4. Важное место в репертуаре капеллы занимали марийские народные песни в обработках И.С. Палан-тая и А.И. Искандарова.

Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый этап в развитии культуры в целом и хоровой музыки частности. Чисто художественные проблемы отошли на второй план. Хоровая музыка активно включилась в борьбу с врагом. Главным жанром в эти годы являлась массовая песня. Появились новые жанровые разновидности: песня-плакат, песня-лозунг, в которых ощутимы традиции революционных песен. Возросший интерес к хоровой музыке в военные годы послужил толчком к созданию Хора коми- тета радиоинформации МАССР (1944). Все годы существования этого коллектива связаны с именем его руководителя, Н.А. Сидушкина (1898– 1975) — талантливого композитора, дирижера и педагога, большая часть произведений которого написана для хора.

В послевоенные годы марийские композиторы внесли весомый вклад в развитие хоровой музыки, обогатившейся сочинениями кантатно-ораториального плана. Первая среди них — кантата Я.А. Эшпая «25 лет МАССР» (сл. Ю.Б. Данцигера, 1946), написанная в содружестве с Б.С. Шехтером.

Вслед за первым опытом последовали кантаты К.Р. Гейста «Я полноправный избиратель» (сл. В. Чалая, 1947) и «Марий Эл» (сл. Г. Матю-ковского, 1951), Я.А. Эшпая — «Лес» (сл. А. Бика, 1950), К.А. Смирнова — «Слава партии» (сл. марийских поэтов, 1956), «Шочмо Эл» («Родимый край») А.И. Искандарова, написанная в соавторстве с Л.Н. Сахаровым (сл. М. Казакова, И. Осмина, 1960).

В 60–70-е годы XX века были написаны «Кантата о Ленине» К.Р. Гейста (сл. А. Трубина, 1969), «Кантата о Ленине» А.Б. Луппова (сл. Сем. Николаева, 1970), кантата И.Н. Молотова «Слава партии» (сл. Сем. Николаева, 1970), «Реквием памяти павших» В.М. Алексеева (сл. В. Кудашова, 1975). Одним из наиболее ярких произведений этого периода является трехчастная «Кантата о Ленине» А.Б. Луппова. Не нарушая традиционного для кантаты светло-торжественного характера, автор динамизирует хоровую партитуру применением имитационных приемов, мелодики речитативнодекламационного склада, стремясь при этом сим-фонизировать жанр.

В 1980-е годы знаменательным событием стало создание и исполнение на VIII пленуме Союза композиторов республики первой марийской оратории «Муралтем мый йывыртен» («Я от радости пою») С.Н. Макова (сл. Й. Кырли) — крупного семичастного произведения, написанного для смешанного хора, солистов и симфонического оркестра. История создания данного произведения представлена в труде Цыкиной Ю.Ю. «Быть близким своему народу. Очерки жизни и творчества композитора С. Макова»: «<…> вскоре после окончания консерватории, я зашел в один из книжных магазинов г. Йошкар-Олы и увидел там сборник стихов Йывана Кырли на марийском языке. <…> Из магазина я вышел с оформившейся мелодией в голове… Появилась мысль написать произведение. В течение нескольких недель я пытался выстроить сюжет. Постепенно пришло понимание того, что биография Й. Кыр-ли, описанная в его стихах, есть биография всего марийского народа. Стало понятно, где должны быть расставлены акценты и какие. Необходимость включения хора, оркестра, нескольких солистов натолкнули на мысль об оратории. Начала выстраиваться драматургическая линия»5. Композиция оратории отличается стройностью, продуманностью, устремленностью к финалу. Первые три части — воспоминания о горестном прошлом, следующие четыре части рисуют картины жизни после Великого октября. Одна из ярких особенностей оратории — наличие достаточно развернутых оркестровых эпизодов, которые не только выполняют роль связок, но и несут определенную образно-смысловую нагрузку. Также в этот период особое место занимают кантаты для детей А.Б. Луппова «Какого цвета солнце?» (сл. Ш. Галиева, 1984), «Песнь о храбром джигите» (сл. М. Джалиля, 1985); «Сходка» (сл. Е. Евтушенко, 1985); кантата В.А. Захарова «Чавайнлан се-маршаш» («Венок Чавайну», сл. С. Чавайна, 1990) и другие.

Таким образом, развитие хоровой миниатюры и кантатно-ораториального жанра в Марийском крае происходило неравномерно, друг за другом: на протяжении первых десятилетий развивается жанр миниатюры, в создании которого принимают участие основоположники марийской профессиональной музыки И.С. Палан-тай и Я.А. Эшпай. По своему содержанию кантаты достаточно разнообразны. Самая распространенная тематика — политическая: «Марийскому съезду Советов» И.С. Палантая, «25 лет МАССР» Я.А. Эшпая, «Слава партии» К.А. Смирнова, «Слава партии родной» И.Н. Молотова, кантаты о В.И. Ленине К.Р. Гейста, А.Я. Эшпая, А.Б. Луп-пова, В.М. Алексеева). Появление большинства кантат, посвященных Октябрю, В.И. Ленину или партии было так или иначе приурочено к юбилейным датам или открытию партийных съездов и праздников. В наше время по понятным причинам они не имеют актуальности и не исполняются. С предыдущей темой переклика- ется тема малой родины: К.Р. Гейст «Марий Эл», А.Б. Луппов «Земля марийская», А.И. Искандаров и Л.Н. Сахаров «Край родной».

Событием огромной важности для марийской музыки стало появление первой духовной кантаты «Кÿсото» («Священная роща») для трех солистов и смешанного хора а сареlа С.Н. Макова на слова З. Дудиной. Впервые это произведение прозвучало 11 сентября 2008 г. на открытии Х Международного конгресса финно-угорских писателей. О важности этого сочинения отозвался и сам композитор: «В некотором роде я вернулся в высокую музыку, ту, ради которой пришел в профессию, стал композитором. <...> Возможно, с кантаты начнется новый этап, она меня как-то "развернула"…»6.

Кантата состоит из пяти частей. Это — обращение к пяти божествам: «Ош Кугу Юмо!» («Великий Светлый Бог»), «Пÿрышем, Кугу Юмо!» («Предопределитель, Великий Бог»), «Пиям-бар Кугу Юмо!» («Великий Бог Покровитель»), «О, Юмо-Суксо!» («О, Божий ангел!»), «Санда-лык Кугу Юмо!» («О, Великий Бог Вселенной!»). По марийским обычаям в священных рощах пение не культивировалось. Но то «о чем думали наши предки мари во время молений, за что болела их душа, что и сейчас нас волнует — обо всем этом пытался поведать нам композитор»7. Безусловно, эта кантата открыла новую страницу в истории современного музыкального искусства, и, возможно, даст толчок к созданию новых сочинений марийских композиторов в жанре духовной музыки.

Список литературы История становления кантаты в Марий Эл

  • Герасимов О.М. Традиционная марийская вера и ее музыкальное воплощение (послесловие к премьере первой национальной духовной кантаты) //Этническая культура народов Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2009. С. 460-464.
  • Герасимов О.М. Марийская хоровая литература: учебно-методическое пособие. Йошкар- Ола: Мар. гос. ун-т, 2016. 88 с.
  • Казанская Л.В. Очерки истории марийской советской музыки. М.: Сов. Композитор, 1983. 78 с.
  • Касаткина З.А. Развитие хорового искусства в художественной культуре России: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 /Касаткина Зоя Александровна. СПб, 2013. 175 с.
  • Крылова В.Д. Русская кантата "на случай" конца XIX - начала XX века: поэтика жанра: дис. … канд. искусств.: 17.00.02. М., 2010. 182 с.
  • Москвина Ю. В. Кантата "Кyсото" С.Н. Макова как символ сохранения культурных традиций прошлого //Этническая культура народов Волгокамья: традиции, трансформации и современные процессы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2009. С. 464-478.
  • Музыкальная культура мари: учебно-методическое пособие / Мар.гос. ун-т; авт.-сост. Р.Н. Турченкова. Йошкар-Ола, 2013. 324 с.
  • Цыкина Ю.Ю. Развитие жанров музыкального искусства Марийской АССР: историко-музыковедческий очерк середины 40-х - середины 80-х годов XX столетия. Чебоксары: Клио, 2004. 80 с.
  • Цыкина Ю.Ю. Быть близким своему народу. Очерки жизни и творчества композитора С. Макова. Йошкар-Ола: Государственное унитарное казенное предприятие Республики Марий Эл "Марий журнал", 2015. 66 с.
  • Fallows, D. Cantata //Grove G. A Dictionary of Music and Musicians. - Oxford, 1889. - URL: https://cloud.mail.ru/public/3z5t/pbpfVRxTh (Date of the application: 15.03.2022).
Еще
Статья научная