История учреждения в Петербурге общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви
Автор: Тарасов Иоанн Алексеевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Русская Церковь в синодальный период
Статья в выпуске: 5 (64), 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена истории учреждения Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви в Петербурге в 1880-1881 гг. Используя архивные и печатные источники, удалось выяснить мотивы создания данного Общества, рассказать о внебогослужебных чтениях и беседах, которые предшествовали этому и описать поэтапное утверждение его устава. Изучение истории основания данного Общества проливает свет на истинные причины его появления. Также статья знакомит нас с теми, кто стоял у истоков Общества.
Протоиерей михаил соколов, митрополит исидор (никольский), храмы петербурга, внебогослужебные чтения, санкт-петербург, святейший синод, обер-прокурор, общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви
Короткий адрес: https://sciup.org/140190127
IDR: 140190127
Текст научной статьи История учреждения в Петербурге общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви
Ко второй половине XIX в. в Российской империи насчитывалось множество различных обществ. Чаще всего из их названий было понятно к какой сфере деятельности они относятся и какие задачи ставят перед собой. Общества разделялись по профессиональным, благотворительным, религиозным и другим сферам своей деятельности.
В конце XIX в. в Петербурге по инициативе столичного духовенства и мирян было учреждено Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. На протяжении всего своего существования с 1881 до 1918 г. Общество объединяло лучших пастырей столицы и мирян. Это была хорошо организованная церковно-общественная организация, о деятельности которой знали по всей стране.
Вопрос о первоначальных мотивах создания Общества не изучен до конца. Некоторые исследователи утверждают, что причиной его появления стало злодейское убийство 1 марта 1881 г. императора Александра II. Задача данной статьи — подробно описать историю возникновения Общества и выяснить, какие мотивы повлияли на его открытие.
В первую очередь нужно сказать, что середина XIX в. известна как период исканий, время угасания живой православной веры не только в образованном слое общества, но и в части простого народа. «Это было как раз то время, когда яд безрассудно-неумеренного увлечения западной культурой начал производить опасные судороги в здоровом русском орга-низме»1. Забвение Бога, отчуждение от Церкви, безнравственность, казнокрадство, частые самоубийства, нигилистические настроения в обществе явились признаками духовного упадка. Среди представителей интеллигенции скептицизм молниеносно переходил в неверие и отрицание всего духовного, за которым неизбежно следовала крайняя распущенность нравов2.
В конце XIX в. протестантские проповедники все сильнее начинают распространять свои учения на территории России. Удобной платформой для их деятельности во всех отношениях был Санкт-Петербург. «Здесь более чем где-либо на Руси, с одной стороны, обнаружилось отчуждение от церкви, с другой — искание истины вне церкви, вне чистого и неповрежденного Евангелия, у заморских и наших туземных проповедников лжеверия, вроде лорда Редстока и Пашкова»3.
Так в 1870-х гг. в столице появляется новая секта — пашковцы, обязанная своим появлением отставному полковнику графу В.А. Пашкову, последователю английского проповедника лорда Гренвилля Редстока. Пашков, будучи представителем интеллигенции, быстро привлек на свою сторону многих из высшей русской аристократии. В 1870-е годы по всей столице открывались места собраний и разворачивалась колоссальная пропаганда его учения. Проповедь Пашкова поддерживалась печатью через сектантский журнал «Русский рабочий» и другую периодику. В 1876 г. по инициативе В.А. Пашкова было утверждено «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое в 1884 г. было закрыто царским повелением из-за распространения вредного для государства учения4.
Обстановка в эти годы усугублялась тем, что антицерковная пропаганда получила поддержку администрации, не встречая практически никакого противодействия. Пашкову в этом отношении способствовали и семейные связи, так как «до 1877 г. пост министра внутренних дел занимал А.Е. Тимашев, женатый на родной сестре Пашкова»5.
В связи с ярко выраженным распространением в Санкт-Петербурге пропаганды сектантов в среде неравнодушного духовенства все чаще начали звучать голоса, призывающие начать активную проповедь против лжеучений. Противоборство началось с малого. Первоначально в 1880 г. по приходским церквям Петербурга пастырями, радетелями церковного учительства, были открыты внебогослужебные беседы. Они имели своей целью опровержение сектантских учений, в том числе пашковства, и призывали русских людей не отходить, но следовать истинному учению святой православной Церкви.
Нужно отметить, что практика внебогослужебных собеседований в праздничные и литургические дни как особый вид приходской работы появилась во второй половине 1860-х гг. Подобные беседы проводились во многих епархиях Российской империи «при заботливости преосвященных и при усердии духовенства»6. Но для столицы это было дело новое и вызывало определенный интерес в обществе7.
Первый, кто организовал в Петербурге внебогослужебные чтения, был протоиерей Сергиевского всей артиллерии собора Дмитрий Яковлевич Никитин. Здесь такие беседы были открыты 16 марта 1880 г. «с разрешения главного священника гвардии и гренадер, протопресвитера Василия Борисовича Бажанова»8. К организации подобных бесед отца Дмитрия побудило «появление в Сергиевском приходе и его окрестностях ложных религиозных учений»9. В основном это были пашковцы, которые проводили свои собрания недалеко от собора.
Свое дело отец Дмитрий начинал в одиночку, но несмотря на это стал «тем звеном, около которого объединились столичные пастыри»10. После открытия бесед с предложением содействия в проповеди Слова Божия, в Сергиевский собор пришли законоучители 1-й и 3-й гимназий отец Михаил Соколов11 и отец Константин Ветвеницкий. В «Церковно-общественном вестнике» именно им высказывается благодарность от отца Дмитрия за содействие православной проповеди в столице12.
Законоучители не понаслышке знали о влиянии сект на учащуюся молодежь. Получив в гимназии искаженное представление о вере, учащиеся «перейдя в университет, вместо того, чтобы работать над своим умственным развитием и самоусовершенствованием, целыми массами шли в ряды пропагандистов, старавшихся заразить ядом своего духовного тлена и здоровый организм народа»13. Неправильно понимая духовные основы жизни, студенты становились проводниками идей анархии и безбожия.
Тем временем дело внебогослужебных бесед развивалось. По воспоминаниям отца Дмитрия Никитина в деле собеседований «приняли живое участие и другие талантливые столичные проповедники: о. Иосиф Васильевич Васильев, Дмитрий Алексеевич Тихомиров, Иоанн Никитич Полисадов,… и многие другие представители столичного духовенства»14.
С появлением внебогослужебных собеседований интерес к ним начал проявляться и на других приходах Петербурга. По сообщению печати 19 октября 1880 г. внебогослужебные чтения были открыты в храме святых
Симеона и Анны на Моховой улице15. Здесь инициатором бесед выступил настоятель храма протоиерей Николай Иванович Верховский16.
Нужно сказать о том, что собеседования имели колоссальный успех и собирали за раз от 500 до 1000 слушателей. Правда, митрополит Исидор (Никольский) в своем отчете о состоянии Петербургской епархии за 1880 г. очень скромно говорит о появлении этих собраний. В донесении о развитии проповеднической деятельности в столице он отмечает: «Независимо от проповедничества при совершении богослужения, в некоторых церквах столицы стали возникать особые чтения для назидания народа по воскресным и праздничным дням»17.
В этом же году среди духовенства и светских лиц столицы, воодушевленных плодами внебогослужебных чтений, зародилась мысль образовать некое общество проповедников для становления подобных бесед на более твердую почву и распространения истинных начал православного учения во всех слоях общества. Интересно, что журнал «Церковно-общественный вестник» в 44 номере за 1880 г. прямо называет его «Противупашков-ским обществом», что дает возможность увидеть реакцию общественности на инициативу учреждения Общества просвещения18. Но отец Михаил Соколов в следующем номере этого издания опровергает данный тезис и говорит, что мысль об открытии в Санкт-Петербурге религиозно-нравственных чтений в храмах и домах «отчасти лишь имеет ввиду учение г. Пашкова и его последователей»19.
Идею создания данного Общества часто приписывают протоиерею Михаилу Соколову, который и считается его учредителем20. В воспоминаниях об отце Михаиле его называют основателем или же тем, кто больше всех потрудился для создания и активной деятельности этой организации. Так это или нет еще предстоит выяснить. Одно можно сказать точно: будучи талантливым оратором, он неустанно трудился на ниве проповеди истин православия. До самой своей блаженной кончины отец Михаил занимал должность делопроизводителя Общества.
7 апреля 1880 г., меньше чем через месяц после начала внебогослу-жебных бесед в Сергиевском соборе, состоялось первое предварительное собрание духовных и светских лиц. Это собрание, на котором присутствовало 25 человек, проходило на квартире одного из учредителей будущего Общества, действительного статского советника Александра Ивановича Максимова21. На заседании были намечены цели и методы Общества, «и в то же время было решено, для законности … испросить надлежащее разрешение от властей духовной и светской»22. На собрании было решено, что будущее Общество должно заниматься именно внебогослужебным проповедничеством, проводить беседы «главным образом, в святых храмах, а затем в общественных залах, на заводах, фабриках, в тюрьмах и частных домах»23.
От этого собрания протоиерей И.Г. Заркевич, протоиерей И.Н. Полисадов, священник М.И. Соколов и действительный статский советник А.И. Максимов были уполномочены представить дело и испросить благословения на образование Общества у высшей церковной власти епархии. Кроме того, им же было поручено доложить об этом деле генерал-губернатору и градоначальнику Петербурга24. В конце данного заседания был создан комитет25, который должен был выработать цели и задачи образу- емого Общества, составить проект устава и доложить общему собранию учредителей26.
Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) благословил создание Общества и дал некоторые рекомендации касательно проведения будущих бесед27. По его инициативе были разрешены собрания столичного духовенства «с целью составить устав и программу для ведения духовных бесед не только в церквах, но и в домах общественных и частных»28. Эти собрания в течении лета проходили на квартирах прот. И.К. Яхонтова, А.И. Максимова и в зале 1-й гимназии29.
Проект устава Общества был готов к осени 1880 г., но прежде чем выйти в свет, он должен был пройти непростой путь своего утверждения. Вначале его рассмотрело и одобрило епархиальное начальство, т.е. духовная консистория и правящий архиерей. 17 октября 1880 г. митрополит Исидор в рапорте за № 3112 докладывал Святейшему Синоду следующее: «Павловского военного училища законоучитель протоиерей Заркевич, 1-й С.-Петербургской гражданской гимназии законоучитель священник Соколов и действительный статский советник Александр Максимов, представив мне проект устава «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви», просят, в виду настоятельной потребности распространения в среде современного русского общества религиозно-нравственных познаний и воззрений, исходатайствовать надлежащее разрешение на открытие проектируемого общества, на изложенных в Уставе основаниях. Рассмотрев проект устава и не находя со своей стороны препятствий к учреждению … имею честь проект устава представить на благоусмотрение Святейшего Синода с ходатайством об учреждении оного»30. Представленный вместе с рапортом проект устава Общества был подписан многими уважаемыми пастырями столицы31.
Рапорт был рассмотрен на заседании Синода 3 декабря 1880 г., через полтора месяца после его представления. Синод поддержал инициативу столичного духовенства и просил обер-прокурора, которым был тогда К.П. Победоносцев, после обращения к министру внутренних дел графу М.Т. Лорис-Меликову, представить устав Общества на утверждение императору Александру II32.
После переписки с М.Т. Лорис-Меликовым К.П. Победоносцев 5 февраля 1881 г. представил в Синод замечания графа, согласно которым в уставе необходимо было «сделать следующие дополнения и изменения: во 1-х, дополнить §2 указанием, что по отношению к печатанию упоминаемых в сем § книг должны быть соблюдаемы обще установленные правила относительно печатания книг; во 2-х, из §15 исключить слова: «эти лица пользуются правилами на общих основаниях», как совершенно излишние и могущие только возбуждать недоразумение, и в 3-х, дополнить §4 примечанием, в коем указать, что о месте и времени устройства общества домашних собеседований и чтений каждый раз доводиться заблаговременно до сведений С.-Петербургского градоначальника»33.
Обсуждение данного вопроса было продолжено уже после роковых событий, потрясших всю Российскую империю. 1 марта на набережной Екатерининского канала руками террористов был убит император Александр II. В это непростое время вся печать была заполнена статьями, осуждающими данный акт и воспоминаниями о царе. После случившегося актуальность создания православного союза, целью которого было распространение истинного православного учения, веры и нравственности в обществе возросла многократно. Это событие, несомненно, внесло свой вклад в ускорение открытия Общества, но оно было, безусловно, далеко не главной причиной его учреждения.
На заседании Синода 5 марта 1881 г. было постановлено внести все исправления в уставе Общества предложенные министром внутренних дел и после этого передать его на высочайшее утверждение34.
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви было высочайше утверждено 4 апреля 1881 г.35.
26 апреля 1881 г. А.И. Максимов оповестил всех учредителей через журналы «Голос» и «Церковно-общественный вестник» и 28 апреля собрал их на заседание в своей квартире36. День открытия был назначен на 6 мая. К этому дню было отпечатало 9000 экземпляров устава, которые были разосланы по приходам Петербурга и епархии, а также некоторым частным лицам37.
Торжественное открытие Общества состоялось в Казанском соборе при большом стечении богомольцев. Перед началом молебна председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде протоиерей Иосиф Васильев произнес речь, в которой рассказал о целях и задачах созданного общества38.
После молебна в зале городской думы состоялось первое заседание Общества, на котором был сформирован Совет39. Первым председателем путем закрытого голосования был избран протоиерей Иосиф Васильев, делопроизводителем — священник Михаил Соколов, казначеем — священник Константин Ветвеницкий40. В течении всего времени существования Общество пополнялось все новыми активными священнослужителями, имена которых были известны всей столице.
Таким образом, частная инициатива протоиерея Дмитрия Никитина проводить внебогослужебные беседы в Сергиевском соборе была обусловлена распространением в столице различных лжеучений, на борьбу с которыми встали наиболее активные столичные пастыри. Учреждение Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви явилось продолжением внебогослужебных бесед и стало ответом столичного духовенства на вызовы времени.
Список литературы История учреждения в Петербурге общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви
- Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей./Авт. предисл. и коммент. А.В. Буганов. М.: Современник, 1994. 575 с.
- Васильев И., прот. Речь, произнесенная пред молебном по случаю открытия «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви»//Церковный вестник. 1881. № 19. С. 4-5.
- Ветвеницкий К., прот. Слово пред панихидой по почившим деятелям Общества//Церковный голос. №16, 1906. С. 466-467.
- Духовное торжество в Сергиевском всей артиллерии соборе//Вестник военного духовенства. 1890. № 7. С. 197-200.
- Духовные собеседования//Церковный вестник. 1880. № 12. С. 13.
- Маврицкий В. А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. 192 с.
- Никитин Д., прот. Первая годовщина вне-богослужебных «воскресных бесед» в Сергиевском артиллерийском соборе//Церковно-общественный вестник. 1881. № 13. С. 14-16.
- Никитин Д., прот. Речь по случаю празднования десятилетия внебогослужебных бесед в Сергиевом всей артиллерии соборе 18 марта 1890 года//Вестник военного духовенства. 1890. № 7. С. 200-204.
- Новое общество//Церковно-общественный вестник. 1881. № 51. С. 2-3.
- Орнатский Ф., свящ. Краткие итоги двадцатипятилетия деятельности Общества//Церковный голос. 1906. № 16. С. 469-478.
- Орнатский Ф., свящ. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Санкт-Петербурге//Прибавления к Церковным Ведомостям. № 18.1891. С. 575-580.
- Открытие воскресных бесед в С.-Петербургской Симеоновской церкви//Церковный вестник. 1880. № 43. С. 13.
- Открытие в С.-Петербурге «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви»//Церковный вестник. 1881. № 19. С. 14.
- Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за первый год его существования 1881-82 г. с краткими замечаниями о самом образовании Общества. СПб., 1882. 35 с.
- Памяти о. протоиерея Михаила Ильича Соколова//Церковный вестник. 1895. № 24. Стлб. 751-755.
- Противупашковское общество//Церковно-общественный вестник. № 44, 1880. С. 2-3.
- РГИА. Ф. 796 Оп. 161. Д. 1546. Дело об учреждении «общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви».
- РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 893. Отчет о состоянии Петербургской епархии за 1880 г.
- Соколов М., прот. К делу об открытии религиозно-нравственных бесед и чтений в С.-Петербурге//Церковно-общественный вестник. 1880. № 45. С. 5-6.
- Церковная беседа в Сергиевском соборе//Церковно-общественный вестник. 1880. № 42. С. 5.
- Шишканов А. Великосветский раскол//Сайт «Обозреватель-Observer». URL: http://observer.materik.ru/observer/N07_00/07_22.HTM (дата обращения: 24.11.2014).