История взаимоотношений России и АСЕАН в начале 2000-х годов
Автор: Рудых Лилия Геннадьевна, Хомич Наталья Викторовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 7, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается история взаимоотношений России с Ассоциацией стран ЮгоВосточной Азии в начале 2000-х годов. Дается оценка эффективности сотрудничества сторон в сфере политики, экономики, социально-культурных связей. Отмечается, что в рассматриваемый период объем экономической кооперации со странами АСЕАН был невысоким, в связи с этим российская сторона неоднократно вносила предложения об активизации контактов, которые должны были содействовать более эффективным взаимоотношениям в разных областях сотрудничества. Скорейшему достижению этой цели помогло присоединение России к механизму Восточноазиатских форумов, которые способствовали включению нашей страны в региональные интеграционные процессы, и благодаря которым происходила, в том числе, модернизация российской экономики в районах Сибири и Дальнего Востока. Серьезными результатами второго саммита явилась выработка общих подходов к формированию сотрудничества в области решения проблем безопасности и терроризма, а также продолжались взаимовыгодные двусторонние обмены в области образования и культуры.
Проблемы безопасности, мировая торговля, саммит, восточноазиатская интеграция, глобальный кризис, международный терроризм, экономическое сотрудничество, образовательные услуги, общества дружбы, туризм
Короткий адрес: https://sciup.org/149140401
IDR: 149140401 | DOI: 10.24158/fik.2022.7.16
Текст научной статьи История взаимоотношений России и АСЕАН в начале 2000-х годов
Положительным переломным моментом в отношениях России со странами Юго-Восточной Азии в 2000-х гг. явился состоявшийся в 2010 г. второй саммит, который отметил эффективность российско-асеановского диалога. По мнению стран-участниц, он должен был способствовать скорейшей реализации совместных проектов в разных областях экономики, политики и культуры.
В выступлении на втором саммите президент Российской Федерации Д. А. Медведев отмечал, что на долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 60 % мирового внутреннего
продукта, а это почти половина объема мировой торговли. В связи с этим большое значение для России приобретали вопросы установления равноправных и взаимовыгодных отношений. Российская сторона констатировала, что объем экономической кооперации со странами АСЕАН, к сожалению, весьма невысок и в 2011 г. составил всего семь млрд долл. Д. Медведев внес предложение об активизации контактов, которые смогут способствовать более эффективному взаимодействию в разных областях, в том числе в области электроэнергетики, газовой промышленности и сфере культуры1.
Необходимо отметить несколько важных политических аспектов, которые способствовали укреплению двусторонних отношений России с АСЕАН (Малетин, 2007).
В 2010 г. Россия присоединилась к механизму Восточноазиатских форумов (ВАС), а именно – к форуму «Азия – Европа» (АСЕМ) и Балтийскому демократическому форуму (Тихоокеанское обозрение… 2012: 3).
В 2000-е гг. Россия также продолжала инициативную работу в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), усилия которого были направлены на включение нашей страны в региональные интеграционные процессы, способствовавшие модернизации российской экономики и в первую очередь районов Сибири и Дальнего Востока.
Среди активизирующих данный процесс мер были названы совместные деловые форумы представителей российского бизнеса и регионов, эти встречи должны были проводиться в рамках инвестиционных саммитов АСЕАН (АСЕАН… 2002).
На саммите было принято решение, что такие встречи будут проходить с периодичностью один раз в 2–3 года. Исходя из этого, в России активизировались двусторонние контакты на высшем уровне с Социалистической Республикой Вьетнам, Индонезией, Малайзией и Сингапуром. Москва предприняла шаги по возрождению связей с Мьянмой и Брунеем (Костюнина, 2014: 148– 172). Примером таких взаимоотношений является первый полет космонавта из Малайзии на международную космическую станцию на российском корабле; с помощью российской ракеты был запущен индонезийский спутник связи «Гаруда», кроме этого, российская сторона предоставила Индонезии долгосрочный государственный кредит в размере одного млрд долл. США для модернизации военной техники. Вьетнам также входил в пятерку ведущих стран Азии по уровню военно-технического сотрудничества с Россией2. Эти факты позволяют говорить о взаимодействии стран АСЕАН с Российской Федерацией в военно-технической области.
Второй саммит Россия – АСЕАН определил двусторонние отношения как одно из стратегически важных направлений внешней политики России и отметил их конструктивность в разных областях экономики и культуры. В совместном заявлении были внимательно проанализированы новые задачи и проекты. Министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров констатировал высокий уровень зрелого партнерства между Россией и АСЕАН, цель которого – взаимовыгодные торговые связи и инвестиции, позволяющие расширить взаимодействие с регионами Сибири и Дальнего Востока.
В 2010 г. в Брюсселе Россия стала членом АСЕМ (международная организация, объединяющая страны Восточной Азии и Европы), что позволило России использовать географическое положение евразийской державы и стать проводником идей между Западом и Востоком (ASEAN – Russia, 2012: 338).
Активно выполнялись исследовательские программы, примером этому может служить один из объектов российско-вьетнамского сотрудничества, результатом которого явилась совместная компания по добыче нефти, ставшая одной из четырех крупнейших нефтедобывающих стран Юго-Восточной Азии и получила в бюджет миллиарды долларов. Сотрудничество в нефтегазовой сфере развивалось также с Мьянмой, Малайзией, Таиландом.
Среди наиболее перспективных совместных направлений деятельности необходимо назвать топливно-энергетический комплекс, включающий атомную энергетику, биотехнологии, телекоммуникации, использование новых материалов и космических технологий.
В 2000-х гг. планомерно развивались двусторонние экономические отношения, доля Российской Федерации в торговле с АСЕАН быстро росла (см. рисунки 1, 2)3.

Годы
Рисунок 1 – Российский экспорт в страны АСЕАН

Годы
Рисунок 2 – Российский импорт в страны АСЕАН
Важно, что Россия, выступая на саммитах, всегда придерживалась позиции мирного сотрудничества и активно выступала за борьбу с международным терроризмом. В связи с этим в 2008 г. был принят совместный с АСЕАН план по борьбе с международной преступностью.
В 2009 г. Российский национальный комитет Азиатско-тихоокеанского совета по сотрудничеству в области безопасности возглавил президент фонда «Единство во имя России», доктор исторических наук. В. А. Никонов. В этот же период времени в Москве был открыт Центр АСЕАН, во главе которого стояли генеральный секретарь С. Питсуван и ректор МГИМО А.В. Торкунов. Главной задачей центра являлось укрепление дружественных связей и обеспечение взаимовыгодного диалога.
Нельзя не обратить внимание на популярность российского качественного образования у студентов Юго-Восточной Азии. В 2000-е гг. в российских вузах получали образование студенты из многих стран АСЕАН, таких как Вьетнам, Индонезия, Мьянма и других. Построенный во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году Тихоокеанский научно-образовательный центр также дал импульс дальнейшему расширению российских научных и образовательных услуг. Стали активнее развиваться студенческие обмены, появились общества дружбы, осуществлялось знакомство с русской культурой (Малетин, 2009: 57). В результате культурного обмена активизировалось изучение языков стран Юго-Восточной Азии в университетах Сибири и Дальнего Востока.
В 2000-х гг. Юго-Восточная Азия стала очень привлекательной для российских туристов. Туризм, в свою очередь, способствовал эффективному развитию сельского хозяйства и сферы услуг (Рудых, Захарьев, 2013: 241–245).
Кроме основных туристических центров Юго-Восточной Азии, ставших традиционными для граждан России, таких как Индонезия, Таиланд, Малайзия, в 2010 г. выросла туристическая привлекательность Вьетнама. Взаимный туризм всегда имел немалые перспективы, а после принятия российской стороной мер в области безопасности привлекательность российского рынка туристических и образовательных услуг повысилась. В целях поддержки реализации поставленных задач российская сторона в 2011 г. увеличила свой взнос до 1,5 млн долл.
Следует отметить, что серьезным результатом второго саммита явилась выработка общих подходов АСЕАН и России к вопросам сотрудничества в области безопасности. Особое внимание в 2000-е гг. уделялось проблемам борьбы с мировым терроризмом, обеспечению международной информационной безопасности, а также мерам противодействия кибертерроризму.
В интересах повышения эффективности российско-асеановского диалога была одобрена программа взаимодействия в области энергетического сотрудничества на 2010–2015 годы, а также успешно реализован ряд взаимовыгодных проектов в научно-технической, образовательной и туристической сферах.
Список литературы История взаимоотношений России и АСЕАН в начале 2000-х годов
- АСЕАН и ведущие державы АТР: проблемы и перспективы. М., 2002. 107 с.
- Костюнина Г.М. АСЕАН на пути к экономическому сообществу // Тихоокеанское обозрение 2012-2013: альманах / под ред. НП. Малетина, В.В. Сумского, О.В. Новаковой. М., 2014. С.148-172.
- Малетин Н.П. ACEAН: четыре десятилетия развития: монография. М., 2007. 310 с.
- Малетин Н. П. Почему нас нет в ВАС // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Выпуск XIII. ЮгоВосточная Азия 2008-2009 гг. М., 2009. С. 49-65.
- Рудых Л.Г., Захарьев Я.О. Проект "Большой Меконг: перспективы межгосударственного и экономического развития Юго-Восточной Азии // Вестник ИрГТУ. 2013. № 9. С. 241-245.
- Тихоокеанское обозрение 2010-2011: [альманах] / под ред. Н.П. Малетина, О.В. Новаковой, Е.В. Супониной; Мос. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки, Рос. ин-т стратег. исслед., Центр изучения соврем. проблем Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. М., 2012. 258 с.
- ASEAN - Russia. Foundations and Future Prospects / ed. Victor Sumsky, Mark Hong, Amy Lugg. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies. 2012. 376 p.