Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: проайретический код
Автор: Конурбаев Марклен Эрикович, Конурбаев Салават Маркленович
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Социальные науки
Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философXIв. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности - так называемым, «княжьим зерцалам», который представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике - на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводятся история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.
Герменевтика, философия фальсафа, газали, ролан барт, семантика, ислам, семиотика, восточная культура, ихйя
Короткий адрес: https://sciup.org/140210307
IDR: 140210307 | DOI: 10.12737/11315
Список литературы Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: проайретический код
- Абу ХамидМухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения. Пер. с арабского. М., 2004. 302 с.
- Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк // Пер. с персидского на арабский: аноним // Под ред.: Ахмад Шамс ат-Дин. Бейрут: Дар ал-китаб аль-'алямия, 1988, 132 сухуф
- Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Часть 1-2. Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А. А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 466 с.
- Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук/Пер. с арабского На-сыров И.Р. Т.1, ч.1. М.: 2007. 584 с.
- Абу Наср Аль-Фараби. Политика//Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып.2. С. 102-178
- Аверинцев С.С. Филология//Лингвистический энциклопедический словарь М: «Сов. Энциклопедия», 1990. С. 544-545.
- Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителей добродетельного города/Пер. с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева//Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191-377.
- Аристотель. Этика/Пер. Брагинская Н. М.: АСТ, 2010.
- Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006. 456 с.
- Барт Р. S/Z/Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2009. 373 с.
- Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна "Мукаддима.": «Наука»; Глав. ред. восточной лит-ры, 1965, 221 с.
- Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: Лань, 1998.
- Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969-1978.
- Габитова Р.М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера»//Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61-97.
- Игнатенко А. А. Познать Непознаваемое (аль-Газали о рациональном познании/Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: Восточная литература, 1998. С. 175-210.
- Игнатенко А.А. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: «Мысль», 1989. 254 с.
- Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994. 348 с.
- Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»).//Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994.
- Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах»//Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Восточная литература, 1993. С. 178-199.
- Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды//Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71-100.
- Кирабаев Н. С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали//Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.
- Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали//Человек как философская проблема: Восток -Запад. М., 1991.
- Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.
- Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении//Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.
- Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении: Спецкурс (учебно-метод. пособие). М.: Диалог-МГУ, 1998 .
- Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие?//Библия короля Иакова: 1611-2011. Культурное и языковое наследие/отв. ред. д-р филол. наук Е.Б. Яковенко. М.: БукиВеди, 2013. С. 75-86
- Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001 .
- Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дис.. канд. филол. наук. М., 1993. .
- Конурбаев М.Э., Конурбаев С.М. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьих зерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология.//Сервис Plus, Т. 8, 2014. № 3.
- Макиавелли Н. Государь./Пер. Муравьева Г. М.: Планета, 1990.
- Шлейермахер Ф. Герменевтика. -Перевод с немецкого А.Л. Вольского. Науч. ред. Н.О. Гучинская. СПб.: «Европейски Дом». 2004. 242 с.
- Binder L. Al-Ghazzali's Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.
- Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden: E.J. Brill, 1984. 136 p.
- Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk//Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.
- Fuad Baali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun's Sociological Thought. -USA: SUNY Press, 1988, 175 p.
- Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali//Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.
- Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali's Views on Government//Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94.
- Lambton, Ann K. S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali//The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55.
- Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. London: University of Chicago Press, 2001. 264 p.
- Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y L.: Luzac, 1968.
- Sherwani, H. K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics//Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.