Историко-культурное наследие как источник формирования туристической индустрии (на примере Республики Южная Осетия)
Автор: Гассиева М.А., Джиоева Д.А.
Журнал: Культурологический журнал @cr-journal
Рубрика: Прикладная культурология
Статья в выпуске: 4 (62), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается туристический потенциал природных и историко-культурных объектов Республики Южная Осетия. Обозначены проблемы сохранения культурного наследия и признания его на международном уровне. Обосновываются выводы о важности использования историко-культурных ценностей для развития туристической инфраструктуры республики в целом, в особенности – для продвижения различных видов туризма, среди которых в современных условиях наиболее успешно осваиваются этнический и экологический в форме эколагерей.
Республика Южная Осетия, историко-культурные ценности, наследие, памятники, достопримечательные места, территориальный брендинг, туризм, этнический туризм, этнодеревня, эколагерь, экопарк
Короткий адрес: https://sciup.org/170211159
IDR: 170211159 | DOI: 10.34685/HI.2025.20.88.016
Текст научной статьи Историко-культурное наследие как источник формирования туристической индустрии (на примере Республики Южная Осетия)
С начала XXI столетия в Республике Южная Осетия (РЮО) все активнее обсуждаются проблемы туризма, развитие которого связывают с ее благоприятными природно-климатическими условиями и уникальными историко-культурными ценностями (ИКЦ). В советский период в Южной Осетии существовала развитая база туризма. Здесь были всесоюзный молодежный лагерь «Кроз» в Дзауском районе, база отдыха «Мзиугом» республиканского значения, турбаза в г.Цхинвале, а также детские лагеря. Кроме того, функционировали пешие туристические маршруты и автобусные экскурсии через Большой Кавказский хребет и в Грузию.
Территория РЮО богата минеральными источниками и лечебными грязями. Одним из главных направлений рекреационного туризма в советской Юго-Осетии (ныне Республика Южная Осетия) был бальнеологический санаторий «Дзау», который посещали туристы со всего СССР. В свое время В.Б.Пфаф отмечал: «На Южных склонах Большого Кавказа расположено племя осетин, которые бедны тем, что золото спускают в воду» [1; с. 31]. Всего в Южной Осетии насчитывается более 200 минеральных источников: «Казалось бы, на сравнительно небольшой территории, в относительно одинаковых геологических условиях, должны быть однотипные минеральные воды, однако, на территории Южной Осетии минеральных источников различных целебных типов более восемнадцати» [1; с. 31]. Достаточно назвать источники в Багиата, Нагутни, Згубир, Дзау, Сба, Дзимыр и другие. На базе многих из них перспективна организация бальнеологических курортов и грязелечебниц, что значительно содействовало бы как поддержке здоровья, так и развитию экономики Республики и способствовало бы созданию территориального брендинга. В настоящее время в Республике Южная Осетия функционируют лишь сезонные бальнеологические лечебницы «Нагутни» и «Аландон».
В современных условиях территориальный брендинг больше связывают с историей и культурой, с достопримечательностями и экологией страны. В 2012 году с принятием закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия» начинает формироваться нормативно-правовая база по сохранению ИКЦ. Документ относит к объектам культурного наследия источники информации о зарождении и развитии культуры, которые подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Несмотря на разработанную нормативно-правовую базу, в РЮО проблема сохранения памятников культурного значения до сих пор в значительной мере не решена и остается открытой. Еще не сформирована система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, научных, информационных и иных мероприятий. Как следствие, не определен алгоритм действий по сохранению культурного достояния, отсутствуют теоретические и практические разработки принципов консервационных и реставрационных работ и т.д. Немаловажным фактором становится отсутствие специалистов-реставраторов в Южной Осетии. По мере финансирования в Республике периодически проводятся ремонтно-реставрационные работы объектов культурного наследия силами подрядных строительных организаций как на средства Инвестиционной программы содействия социальноэкономическому развитию РЮО, так и местных меценатов или выходцев из республики.
Вместе с тем эти работы не имеют отношения к профессиональной реставрации и могут навредить аутентичности памятника. Так, 2015 году в Тирском монастыре (XII-XIII вв), расположенном в Цхинвальском районе Южной Осетии, строители, не имевшие опыта реставрации исторических памятников, во время небольших ремонтных работ повредили отделку стен, на которых сохранились фрагменты фресок XIV века. Все это образно описывает весь спектр проблем, сложившийся вокруг памятников культуры в РЮО.
В Единый государственный реестр объектов культурного наследия Республики на 2024 год внесены 1500 объектов, которые имеют республиканское и местное значение (категории). В соответствии с законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа Республики Южная Осетия» к объектам культурного наследия республиканского значения относятся «объекты, обладающие историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Республики Южная Осетия, а также объекты археологического наследия». Под объектами культурного наследия местного значения понимаются памятники, обладающие историкоархитектурной, научной и мемориальной ценностью, «имеющие особое значение для истории и культуры административно-территориальных образований Республики Южная Осетия» [2].
К сожалению, развитие туризма в РЮО сдерживает также ее ограниченная правосубъектность в системе сложившихся международных отношений, и, как следствие этого, о ее достопримечательностях в широком масштабе мало что известно. Южная Осетия лишь в конце XX веке обрела государственность, и из 193 членов ООН независимость ее от Грузии признали 5 стран, среди них Российская Федерация, Никарагуа, Венесуэла, Абхазия и Сирия. Большинство стран и международных организаций продолжают считать ее частью Грузии, и такая политическая ситуация усложняет процесс всемирного признания памятников культуры Республики, и присвоение им соответствующих их значимости категории.
Научные работы П.С.Уваровой, С.В.Безсонова, Е.Г.Пчелиной, П.П. Закарая, Г.К.Отхмезури, Б.В.Техова, Р.Г.Дзаттиаты, Р.Х.Гаглоева, И.Т.Маргиева посвящены изучению (описанию) памятников культуры Южной Осетии, которые могли бы быть отнесены к международной и выше категории. Культурное наследие требует фундаментального изучения, профессиональных действий, предотвращающих дальнейшее разрушение и способствующих их сохранению.
Историко-культурные объекты Республики Южная Осетия разнообразны: археологические объекты (пещеры каменного и медного века – Кударо, Тлийский акрополь, городище Царциаты калак и др.); исторические территории (где расположены уцелевшие фортификационные сооружения крепости, башни и др.); культовая архитектура (монастыри, храмы, святилища, часовни и др.). За исключением археологических объектов, которые, как правило, находятся в труднодоступных горных местах, все остальные памятники Южной Осетии могут быть применены в той или иной степени в туристической индустрии.
Культурное прошлое Республики может стать фундаментом таких видов туризма, как лечебнооздоровительный отдых, культурно-познавательный, экотуризм, глэмпинг, пешеходный, горный, кемпинг и др. По данным Роскачества (Центра изучения потребительского поведения), в 2024 г. культурно-познавательный отдых интересовал 87% опрошенных, в топе были культурный отдых с осмотром достопримечательностей, лечебно-оздоровительный, а также морской или речной круиз. 71% интересовался гастрономическим туризмом. 65% предпочли отдых вдали от цивилизации. Примечательно, что глэмпинг (более комфортный вид кемпинга) интересен 62% россиян – больше, что сам кемпинг (48%) [3].
Как видно из проведенного опроса граждан России, первое место среди видов туризма занимает посещение морского курорта, а на втором месте уже культурно-исторический туризм, что обусловлено интересом людей к истории и культуре различных народов, стран и регионов. Он позволяет туристам расширить свои знания, погрузиться в уникальную атмосферу прошлого, насладиться красотой искусств и архитектуры, а познакомиться с культурными традициями и бытом других народов. Данное направление туризма является важным инструментом сохранения и продвижения культурного наследия и включает в себя посещение исторических мест, памятников, музеев, знакомство с традиционной кухней и искусством. В Южной Осетии находят развитие авторские экскурсии частных предпринимателей, в которых они пытаются в совокупности охватить все мероприятия, чтобы заинтересовать туристов и местных жителей. При этом практикуются индивидуальные и групповые поездки. Отметим, что поездки по родной республике все чаще становятся вариантом семейного досуга у самих осетин.
Сравнительно недавно общественным деятелем Ю.Бетеевым была открыта этнодеревня, расположенная в селе Борджнис Дзауского района. Основная цель объекта – знакомство людей с этнографией, приобщение к культурному наследию осетинского народа: «Приезжают из Москвы, Питера, северокавказских республик. Людям интересны наши обычаи и традиции, кухня и напитки, поэтому желающих попасть в этнодеревню не мало» [4].
При этом отметим, что туристические маршруты, ориентированные на многофункциональность, то есть охватывающие широкий спектр объектов культурного достояния, вызывают заметно более живой интерес у туристов, нежели тематические, касающиеся только лишь культовых, этнических или археологических и других памятников.
В настоящее время большую популярность набирает эколого-просветительская деятельность в Республике, и связано это с экологическим движением «Зеленая Алания». В октябре 2022 года администрация Цхинвальского района передала «Зеленой Алании» почти 70 га территории Ново-Куртинской сельской администрации (севернее г.Цхинвала – столицы РЮО). В будущем в планах «Зеленой Алании» – приложить все усилия по созданию базы развития экологического туризма на данной территории, а также закладка ботанического сада. В настоящее время в данном направлении идет поиск необходимых специалистов и спонсоров.
На территории будущего парка были высажены сибирские и корейские кедры. Организация «Кедры России» в рамках проекта «Кедры Родины» прислала для «Зеленой Алании» сибирские и корейские кедровые сосны, ели и лиственницы [5]. В результате активистами движения было высажено более 500 саженцев корейского и сибирского кедров.
С 2022 года «Зеленая Алания» проводит различные мероприятия на территории экопарка: например, однодневные походы с целью изучение местности, ее водных ресурсов, флоры и фауны, культурных достопримечательностей. В августе 2024 года в экопарке был организован экспериментальный эколагерь, в ходе которого проводились тренинги по экологическому образу жизни, основам самооздоровления, навыкам безопасности жизни на природе и др. В программу занятий помимо изучения флоры и фауны Южной Осетии, входило также обсуждение ее культурно-исторических достопримечательностей.
На территории экопарка находится Кехвская крепость XVII-XVIII вв., памятник культуры. Главная функция крепостного комплекса – защита от врагов. Абрис крепости свидетельствует о мощном укреплении, её месторасположение выбрано удачно: «Отсюда можно было вести наблюдение как по руслу реки, где проходила главная дорога, так и обозревать расположенные на западе и на севере горы» [6; с. 163].
Исторические сведения о Кехвской крепости можно найти в «Парижской хронике», cогласно которой в XVI веке здесь был заточен грузинский князь Вахтанг Мухран-Батони, сторонник турок. Следовательно, крепость функционировала еще в XVI веке. Она строилась и расширялась на протяжении нескольких веков, к ней пристраивались башни, ограждения и т.д.
Кехвская крепость, XVII - XVIII вв.
Башни Кехвской крепости незатейливы, лаконичны и суровы и лишены какой-либо вычурности и излишества, так как архитектурными приоритетами того времени являлись целесообразная простота и необходимая функциональность – то есть максимальная обороноспособность. Данное монументальное сооружение находится в полуразрушенном состоянии и требует консервации, комплекса профессиональных мероприятий, которые помогли бы предотвратить ухудшение состояния объекта.
Организация этнолагеря на особо охраняемой территории с уникальным памятником культуры и истории оказалась удачным опытом гармоничного сочетанием различных задач: создана успешная площадка, позволяющая формировать бережное отношение к природе на основе не только специально установленных правил поведения и существующих ограничений, но и живого интереса к объектам истории.
Все это позволяет рассматривать экологический туризм как комплексную форму туристской деятельности, включающую в себя активный отдых, экологическое просвещения и культурное развитие. Опыт Республики убедительно подтверждает верность утверждений специалистов: «Экотуризм в его комплексном понимании неразрывно связан с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), ценнейший ресурс которых – природный и культурный ландшафт, одновременно являющийся как “объектом”, так и “средой”, то есть, и объектом показа, и фоном, позволяющим более глубоко воспринимать памятники природы, истории и культуры. Особенно сильно эта черта проявляется на особо ценных территориях: музеях-заповедниках, национальных и природных парках» [7; с. 187].
Таким образом, РЮО располагает большим природным и культурно-историческим потенциалами, которые могут стать эффективным источником, базой развития туристической индустрии. Историкокультурное наследие Республики может и должно использоваться в современных реалиях жизни. При этом важнейшим фактором гармонизации работы является слаженный контакт туристических структур с организациями по охране культуры.
Отдельные виды туризма в Республике апробированы и находятся на стадии развития, но необходимы стабильная государственная поддержка туристической инфраструктуры, внимание на состояние дорог, на глэмпинг и кемпинг. В Республике пока не сформировалась выраженная государственная политика в отношении охраны памятников, а также развития туристической индустрии, проведения различных познавательных маршрутов различной направленности (экологической, исторической, этнографической и т.п.), способствующих практическому ознакомлению и распространению знаний о культурно-национальной самобытности, сохранению наследия прошлого. Разработка различных культурно-познавательных, эко- и этнотуристических маршрутов и троп способствует брендированию территории, популяризации наследия Осетии, развитию экономики, решению многих социальных проблем.