Историко-культурные перспективы развития сотрудничества Узбекистана и Японии
Автор: Уразаева Фатима Пайзуллаевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 9, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье показано, что сотрудничество Узбекистана и Японии носит длительный характер в экономическом, техническом и социальном аспектах. Поднимается вопрос о том, что Япония заинтересована в расширении сотрудничества с Узбекистаном. Доказано, что это выражается не только через сотрудничество в сфере двусторонних отношений, а есть определенная цель - решение общих вопросов для Центрально-Азиатского региона. Япония - один из крупных инвесторов для экономики Узбекистана. Чтобы реализовать приоритетные проекты, Японией были сделаны финансовые вложения, которые составили более 2,3 млрд долларов, а также по линии государственных льготных йеновых кредитов - около 1,5 млрд долларов и коммерческих кредитов - более 700 млн долларов. В работе представлена авторская оценка относительно возможности для исторически обусловленной интеграции между государствами. Структура взаимодействия Узбекистана и Японии прослеживается через анализ экономической, культурной, образовательной сфер сотрудничества, что составляет новизну исследования.
Япония, узбекистан, региональное сотрудничество, взаимодействие, развитие, центральная азия
Короткий адрес: https://sciup.org/14941402
IDR: 14941402 | DOI: 10.24158/fik.2017.9.15
Текст научной статьи Историко-культурные перспективы развития сотрудничества Узбекистана и Японии
Сотрудничество Узбекистана и Японии основывается традиционно на культурных и исторических связях, которые рассматриваются через призму общественного взаимодействия, политического процесса и культурного сотрудничества. При этом исторические концепции сотрудничества базируются на вопросах принятия решений – когда в Узбекистане в течение значительного времени господствовали идеи изоляции и развития сотрудничества со странами Европы в рамках имперского и советского государства [1]. Несмотря на полную ориентацию на Восток, на азиатские страны, Узбекистан был более 200 лет изолирован от процессов, происходящих в самой Азии. Это и невозможность интеграции в межстрановые исламские финансовые инструменты, снижение возможностей по функционированию культурного представительства в ряде других стран, таких как Китай и Япония [2]. Поэтому историческая возможность прямого диалога является решающей по отношению к текущему развитию через исторические, культурные и иные связи. Узбекистан в своем политическом развитии пытается постепенно идти по пути Японии, повторяя те шаги, которые способствовали бы развитию демократического, открытого и устойчивого общества. Это достигается через заимствование опыта в культурных, общественных и частично корпоративных отношениях [3].
По мнению многих исследователей, самым тяжелым испытанием в становлении многопартийности центральноазиатских стран бывшего СССР стало преодоление специфических особенностей религиозного, этнического, кланового содержания, широко представленных в генезисе национальных сообществ этого региона [4]. Но в каждой стране оно проявляется со своими особенностями. Республика Узбекистан (РУ) – одна из крупнейших в этом регионе с населением 31,5 млн человек и площадью 447,4 тыс. кв. км [5].
Общественно-политическое состояние в Узбекистане можно охарактеризовать так. Во-первых, партийная система в республике пребывает на стадии формирования. Оппозиционные партии находятся за пределами закона, действуют нелегально, что свидетельствует о незрелости политической системы страны.
Во-вторых, нормативно-правовая база дает возможность легализованным политическим партиям участвовать в парламентских и местных выборах, но по мажоритарной избирательной системе, которая является зависимой от административного ресурса и дает возможность через механизм подписных листов отслеживать оппозицию. Практика «назначения» депутатов через законодательные нормы свидетельствует об определенном авторитаризме в формировании представительных органов власти [6].
Анализ политической системы страны и системы парламентских и местных выборов в стране (в том числе президентских) позволяет сделать вывод о лишь зарождении демократических устоев и традиций в стране. Но после смерти президента Узбекистана И. Каримова основная часть политикума страны ожидала усиления динамики демократических изменений [7]. Дальнейшее развитие политической системы страны является актуальным для исследования процессов формирования и укрепления основ национальной демократии [8].
Исторически развитие отношений между странами определялось возможностью признания самого факта существования обоих государств. Так, независимость Узбекистана получила признание со стороны Японии 28 декабря 1991 г. В течение 1992 г. были установлены отношения дипломатического типа, которые укрепились с визитами в 1994, 2002 и 2011 гг. И. Каримова как главы государства. Премьер-министры Японии совершали государственные визиты в 2006 и 2015 гг.
Если определить перспективы исторического контекста отношений Японии и Узбекистана, то по сравнению с соседями значительную роль получили такие формы, как межкультурное и полностью совместное решение межправительственных комиссий, согласно которому помощь Японии как драйвера демократических изменений в Узбекистане и Центральной Азии в целом определяется необходимостью становления дальнейшего демократического процесса и постепенного расширения сотрудничества между странами и регионами [9]. Так, в рамках исторического визита, который состоялся в 2015 г., были подписаны документы о равноправном сотрудничестве Японии и Узбекистана [10]. Они четко были выявлены в форме противодействия как России, так и Китаю. Однако даже в этих условиях документ, который является программой сотрудничества до 2025 г., был подписан в структуре общего пакета экономического обмена. Сумма первоначального технологического обмена составила около 9 млрд долларов [11]. Япония – один из крупных инвесторов для экономики Узбекистана. Чтобы реализовать приоритетные проекты, Японией были сделаны финансовые вложения, которые составили более 2,3 млрд долларов, а также по линии государственных льготных йеновых кредитов – около 1,5 млрд долларов и коммерческих кредитов – более 700 млн долларов.
В последующем основанием для развития территорий и, соответственно, сотрудничества стало являться соотношение того, что каждый из партнеров способствовал развитию уже политических институтов. Так, были проведены форумы с участием парламентских лиг дружбы «Японская парламентская лига дружбы с Узбекистаном» и «Демократическая партия Японии – Узбекистан». Благодаря этому историческое взаимодействие между странами постепенно приводит к новому пониманию процедуры политического и исторического транзита [12].
Формирование исторических отношений происходит за счет структурирования внешней политики Японии и постепенного становления таких форм, как направленная стратегия в формате диалога «Центральная Азия + Япония», который был инициирован в 2004 г. Это способствует тому, что для японского капитала полностью открыт рынок Узбекистана. Так, в Узбекистане создано более 15 японских компаний, из которых 30 % – это напрямую компании только с национальным японским капиталом без участия местных лиц. Это привело к тому, что по итогам 2016 г. товарооборот между государствами составил порядка 260 млн долларов.
С 1999 г. в Узбекистане аккредитованы региональные офисы Японского агентства. Они осуществляют деятельность по международному сотрудничеству (ДЖАЙКА). Также принимает участие Японская организация внешней торговли (ДЖЕТРО), в том числе Узбекско-японский центр. Быстрыми темпами успешно развивается сотрудничество и в культурно-гуманитарной сфере. Археолог К. Като, внесший большой вклад в открытие памятников эпохи раннего буддизма в южном Узбекистане, был награжден орденом «Дустлик». Вместе с ним за открытие памятников были награждены бывший первый проректор Банковско-финансовой академии РУ Т. Китамура и ректор Университета Васэда Т. Окушима. Первому президенту Республики Узбекистан И. Каримову в 2002 г. было присуждено звание почетного доктора университетов Васэда и Сока. На территории последнего установлен памятник А. Навои в 2004 г. В Японии прошли обучение более 300 человек. Это связано с проектом развития людских ресурсов, который осуществляется с 2000 г. Более 2000 специалистов РУ прошли стажировку в Японии – по линии ДЖАЙКА. Сам процесс подготовки кадров осуществляет Узбекско-японский центр, его посетили больше 700 тыс. человек.
В 1999 г. было учреждено Общество дружбы «Узбекистан – Япония», основными партнерами которого являются Общество дружбы «Япония – Узбекистан» и Ассоциация культурно-экономического сотрудничества «Фукушима – Узбекистан». В Ташкенте открылся Узбекско-японский научно-творческий центр «Караван-сарай культуры Икуо Хираяма».
Со 2 по 5 августа 2016 г. был организован визит в Узбекистан делегации деятелей культуры и искусства Японии, которую возглавляла супруга премьер-министра Японии Акиэ Абэ. В рамках этого визита был проведен концерт японского творческого коллектива «Драм ТАО» в ГАБТ им. А. Навои.
В соответствии с подписанными 7 августа 2015 г. Обменными Нотами между правительством Японии и правительством Республики Узбекистан, Японское агентство международного сотрудничества (JICA) в Узбекистане подписало Грантовое соглашение на сумму 211 млн японских йен (около 1,69 млн долларов США) для организации обучения сотрудников министерств и ведомств, исследовательских учреждений и государственных компаний Республики Узбекистан в рамках Проекта по предоставлению стипендий для подготовки кадров (JDS) по программе безвозмездной помощи правительства Японии.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что постепенно сотрудничество Узбекистана и Японии определяется на уровне развития культурных, экономических, образовательных и политических связей. Государство Узбекистан становится все более весомым участником мирового исторического процесса и постепенно формирует общество, которое основывается на опыте Японии, – более безопасное, имеющее тенденцию к интенсивному социально-историческому развитию. Это будет выражаться в ускорении накопления социального капитала в Узбекистане на перспективу 5–10 лет.
Ссылки:
-
1. 日本国とウズベキスタン共和国との間の戦略的パートナーシップの 深化及び拡大に関する共同声明 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000106856.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
-
2. Zakhidov R.A., Lutpullayev S.L. Global trends in alternative energies and problems in Uzbekistan for the development of renewable energy sources // Applied Solar Energy. 2015. Vol. 51, no. 1. P. 50–61.
-
3. Эркаев А.Н. Основные направления структурных изменений в экономиках развитых стран // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 1212–1215.
-
4. Komatsu H. Collective Memory, Oral History and Central Eurasian Studies in Japan // Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Uzbekistan: Life and Politics during the Soviet Era / eds. T. Dadabaev, H. Komatsu. N. Y., 2017. P. 1–19.
-
5. 我が国は、中央アジアの要衝であり、アフガニスタンの隣国であるウズベキスタンの持続的な発展が、この地域全体の安 定にとって重要との観点から、市場経済化に向けたウズベキスタンの独立後の歩みを一貫して支援してきました [Электронный ресурс]. URL: http://www.uz.emb-japan.go.jp/itpr_ja/cooperation.html (дата обращения: 13.09.2017).
-
6. Dadabaev T., Tsujinaka Y., Ismailov M. Theoretical Implications of and Methodological Approaches to Studying Social Capital in Uzbekistan // Social Capital Construction and Governance in Central Asia: Communities and NGOs in post-Soviet Uzbekistan / eds. T. Dadabaev, M. Ismailov, Y. Tsujinaka. N. Y., 2017. P. 1–27.
-
7. 本とウズベキスタン共和国の 貿易投資促進に向けて [Электронный ресурс]. URL: http://www.jp-ca.org/navoiforum/materi-als/zantai/2meti.j.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
-
8. ウズベキスタンに対する無償資金協力「省庁間の機動的なチーム設置を通じたウズベキスタンにおけるアフガニスタン産 麻薬取引防止計画」に関する書簡の交換 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uz.emb-ja-
pan.go.jp/itpr_ja/00_000043.html (дата обращения: 13.09.2017).
-
9. 産業高度化へ日本に協力を呼び掛け-タシケントで日本ウズベキスタン経済合同会議 [Электронный ресурс]. URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2016/04/e9dde8fc37cab22d.html (дата обращения: 13.09.2017).
-
10. ウズベキスタン [Электронный ресурс]. URL: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/ (дата обращения: 13.09.2017).
-
11. 「中央アジアで3兆円事業」首相歴訪で日本巻き返し [Электронный ресурс]. URL: http://www.nikkei.com/arti-
cle/DGXZZO76056900T20C14A8000076/ (дата обращения: 13.09.2017).
-
12. Ismailov M., Tsujinaka Y. Comparing Two Asian Perspectives: Nurturing Social Capital in Uzbekistan and Japan // Social Capital Construction … P. 157–177.
Список литературы Историко-культурные перспективы развития сотрудничества Узбекистана и Японии
- 日本国とウズベキスタン共和国との間の戦略的パートナーシップの 深化及び拡大に関する共同声明 . URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000106856.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
- Zakhidov R.A., Lutpullayev S.L. Global trends in alternative energies and problems in Uzbekistan for the development of renewable energy sources//Applied Solar Energy. 2015. Vol. 51, no. 1. P. 50-61.
- Эркаев А.Н. Основные направления структурных изменений в экономиках развитых стран//Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 1212-1215.
- Komatsu H. Collective Memory, Oral History and Central Eurasian Studies in Japan//Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Uzbekistan: Life and Politics during the Soviet Era/eds. T. Dadabaev, H. Komatsu. N. Y., 2017. P. 1-19.
- 我が国は、中央アジアの要衝であり、アフガニスタンの隣国であるウズベキスタンの持続的な発展が、この地域全体の安定にとって重要との観点から、市場経済化に向けたウズベキスタンの独立後の歩みを一貫して支援してきました . URL: http://www.uz.emb-japan.go.jp/itpr_ja/cooperation.html (дата обращения: 13.09.2017).
- Dadabaev T., Tsujinaka Y., Ismailov M. Theoretical Implications of and Methodological Approaches to Studying Social Capital in Uzbekistan//Social Capital Construction and Governance in Central Asia: Communities and NGOs in post-Soviet Uzbekistan/eds. T. Dadabaev, M. Ismailov, Y. Tsujinaka. N. Y., 2017. P. 1-27.
- 本とウズベキスタン共和国の 貿易投資促進に向けて . URL: http://www.jp-ca.org/navoiforum/materials/zantai/2meti.j.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
- ウズベキスタンに対する無償資金協力「省庁間の機動的なチーム設置を通じたウズベキスタンにおけるアフガニスタン産麻薬取引防止計画」に関する書簡の交換 . URL: http://www.uz.emb-japan.go.jp/itpr_ja/00_000043.html (дата обращения: 13.09.2017).
- 産業高度化へ日本に協力を呼び掛け-タシケントで日本ウズベキスタン経済合同会議 . URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2016/04/e9dde8fc37cab22d.html (дата обращения: 13.09.2017).
- ウズベキスタン . URL: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/(дата обращения: 13.09.2017).
- 「中央アジアで3兆円事業」首相歴訪で日本巻き返し . URL: http://www.nikkei.com/article/DGXZZO76056900T20C14A8000076/(дата обращения: 13.09.2017).
- Ismailov M., Tsujinaka Y. Comparing Two Asian Perspectives: Nurturing Social Capital in Uzbekistan and Japan//Social Capital Construction and Governance in Central Asia: Communities and NGOs in post-Soviet Uzbekistan/eds. T. Dadabaev, M. Ismailov, Y. Tsujinaka. N. Y., 2017. P. 157-177.