Историко-политологический анализ политико-правового статуса Республики Ингушетия
Автор: Албаков Магомед Махмутович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 2, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ факторов, способствовавших формированию политико-правовой базы создания Республики Ингушетия. Выявляется конфликтный потенциал социально-политической неустойчивости в развитии республики.
Пригородный район, осетино-ингушский конфликт, социально-политическая стабильность
Короткий адрес: https://sciup.org/170166828
IDR: 170166828
Текст научной статьи Историко-политологический анализ политико-правового статуса Республики Ингушетия
С овременные социально-политические проблемы Ингушетии неразрывно связаны с депортацией ингушей в 1944 г. и последующими событиями. Депортация 1944 г. находится в непосредственной связи с территориальной проблемой Пригородного района1, которая и сегодня остается для республики главной политической темой.
С конца 80-х гг. ХХ в. проблема Пригородного района определяет характер этнополитической ситуации в регионе. На волне демократизации советского общества в ингушских районах Чечено-Ингушской АССР начинает формироваться национальновозрожденческое движение2. Его символом становится территориальная проблематика. Начинается процесс пробуждения национального самосознания, выражающийся посредством протестных настроений. Общенациональные митинги, проведение общенационального съезда придали легитимность процессам возвращения отторгнутых территорий. Результатом массовых протестов стал закон «О реабилитации репрессированных народов»3, который предполагал и территориальную реабилитацию. Принятие данного закона, безусловно, было торжеством российской демократии на Северном Кавказе. Однако отсутствие прогресса в разработке меха-
низмов исполнения закона уже вскоре породило немало острых проблем.
С принятием закона о реабилитации начинается новая волна в ингушском национально-возрожденческом движе -нии. Логическим продолжением этих процессов стал референдум о вхождении в состав России1, на котором данный вопрос поддержало абсолютное большинство ингушского населения. Референдум открыл путь к созданию Ингушской Республики как самостоятельного субъекта РФ, что и произошло спустя полгода. В законе об образовании Ингушской Республики (июнь 1992 г.) был заложен механизм определения границ нового государственного образования. Принятие данного закона, с одной стороны, было значительным прорывом в решении территориальной проблемы и одновременно пиком национально-возрожденческого движения, с другой – стало началом его конца.
Мы считаем, что проведенные с конца 1980-х гг. мероприятия по решению территориальной проблемы и образованию государственности не только послужили фундаментом для создания республики, но и заложили риск возникновения первого потенциального этнополитического конфликта на территории России. Таким образом, курс на обеспечение политической стабильности привел к самой сложной фазе дестабилизации – кровавому конфликту с соседней Северной Осетией.
Осетино-ингушский конфликт (октябрь–ноябрь 1992 г.) послужил серьезным поводом для трезвой оценки российским руководством ситуации на территории Ингушетии. Несмотря на объективные обстоятельства, которые в 1992 г. привели к образованию республики и были связаны с провозглашением Чечней своей независимости, референдумом о вхождении ингушей в состав России и рядом других событий, в Ингушетии на тот момент отсутствовали социальные и экономические предпосылки создания государственности. В условиях социально-политического и экономического коллапса и чрезвычайного положения, введенного в республике в связи с осетино-ингушским кон- фликтом, началось формирование органов государственной власти республики. Это, на наш взгляд, способствовало стабилизации общественно-политической ситуации в республике, в которой в результате последствий острой фазы конфликта, отсутствия социальных гарантий и продовольственного кризиса население находилось в тяжелейших условиях. Этот период характеризовался также пробуждением национального самосознания на фоне межэтническиго конфликта в Пригородном районе Северной Осетии.
Знаковым событием в этих условиях стали выборы в 1993 г. президента республики. Эти выборы, по сути, обеспечили промежуточную стабильность в Ингушетии. Результаты выборов продемонстрировали высокую степень сплоченности народа вокруг национального лидера – генерала Руслана Аушева. Это был первый и единственный случай в истории Ингушетии, когда почти 100% населения поддержало представителя своего народа.
Таким образом, одним из факторов, способствующих социально-политической стабильности, стали конфликтная ситуация и глубокий кризис во всех сферах жизнедеятельности народа, которые, в свою очередь, вызвали пробуждение национального самосознания. Вследствие этого произошла мобилизация народных масс вокруг определенного лидера. Однако, несмотря на большое значение этих первых в истории ингушей выборов национального лидера, они не имели правовой базы, поскольку к этому моменту в республике еще не существовал Основной закон, регулирующий такие вопросы. Поэтому спустя год после выборов главы республики в Ингушетии состоялся референдум по первой Конституции, которая заложила политико-правовую базу строительства ингушской государственности. Сразу же после принятия Конституции были проведены повторные выборы президента Ингушетии, на которых население республики в очередной раз продемонстрировало высокую степень мобилизации вокруг национального лидера. На фоне сложной социально-политической и экономической ситуации, напряженности вокруг проблем Пригородного района и независимой Ичкерии эти мероприятия создали правовую базу внутриполитической стабильности в Ингушетии.