Историко-социологический аспект веры в оборотней в западноевропейском обществе позднего средневековья - раннего нового времени

Автор: Холина Ольга Ивановна, Сальников Алексей Викторович

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Исторические науки и археология

Статья в выпуске: 7-2 т.7, 2015 года.

Бесплатный доступ

В отечественной историографии в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблемам повседневной жизни человека в разные исторические периоды и эпохи. Относительно средневековья и нового времени, неотъемлемой частью повседневной жизни была вера в борьбу между Богом и дьяволом, а человек в этом противостоянии занимал одну из противоборствующих сторон. Начиная с XIII столетия святая инквизиция ведет борьбу с приверженцами темных сил - ведьмами и вероотступниками-еретиками. Однако особое внимание следует уделить тому, что кроме уже вышеназванных жертвами церковного суда становятся и другие дьявольские слуги - оборотни. Немаловажным моментом является то, что вера в существ, способных менять свое обличие, так или иначе присутствует у всех народов мира, но массового размаха, доходящего до истерии, она получает именно в Европе. По итогам проведенного исследования авторы отмечают, что теории и факты, формировавшие в сознании человека на рубеже двух исторических эпох - средневековья и Нового времени - под влиянием церковной идеологи и демонологических изысканий, а также умозаключений самого обывателя, складывавшихся через призму восприятия того времени, веру в оборотней, прочно заняли свою нишу в повседневной жизни на долгое время.

Еще

Инквизиция, охота на ведьм, ликантропия, оборотень, вера, повседневность

Короткий адрес: https://sciup.org/14950960

IDR: 14950960   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-92-95

Список литературы Историко-социологический аспект веры в оборотней в западноевропейском обществе позднего средневековья - раннего нового времени

  • Геродот. История. -М.: АСТ, 2007. -612 c.
  • Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим. -М.: Мир книги, 2006. -314 c.
  • Книга Марко Поло/Пер. с итал. И. Минаева. -М.: География, 1955. -219 c.
  • Kieckhefer R. European witch trials: their foundations in popular and learned culture, 1300-1500. -London, 1976. -356 p.
  • Ginzburg C. The Night Battles: Witchcraft and Agrarian Cults in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Translated by Anne and John Tedeschi. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1983 (original edition Giulio Einaudi, 1966). URL: http://werewolfbook.com (дата обращения 04.12.2015).
  • Сальников А.В. Эпизоды западноевропейской повседневной жизни позднего средневековья -раннего Нового времени, способствовавшие распространению веры в оборотней как приверженцев темных сил (религиознонаучный аспект)//Science time. -2014. -№ 2. -С. 56-62.
  • Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. -М.: Интербук, 1990. -715 c.
  • Bodin J. Demonomanie des Borders. -Paris, 1580. (Jean Bodin. On the demon-mania of witches. Centre for Reformation and Renaissance Studies, 1995). URL:http://worldofmystery.com
  • Саловьев А.П. Самые громкие судебные процессы. Преступления и наказания со времен инквизиции до наших дней. -М.: Эксмо, 2010. -368 с.
  • Бэринг-Гулд С. Книга оборотней. -М.: Азбука, 2010. -154 с.
  • Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. -М.: Локид-Миф, 1996. -258 с.
  • Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. -208 с.
  • Otten C.A Lycanthropy Reader: Werewolves in Western Culture. Syracuse: Syracuse University Press, 1986. URL: http://www.phenomenon-werewolf.com (дата обращения 14.10.2015).
  • Риос М. Растительные галлюциногены. -М.: КСП, 1997. -158 с.
Еще
Статья научная