Историографический обзор проблемы депортации народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны

Автор: Мельчакова Анастасия Александровна, Липатов Александр Вячеславович

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 2 (73), 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена научному анализу актуальных проблем историографии депортации народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Освещается ход накопления знаний по данной проблематике, основные аспекты, так или иначе отражавшиеся на ходе исследований, а также предложены периоды, согласно которым можно разделить процесс становления исторического знания по проблеме депортации народов в годы Великой Отечественной войны.

Депортация, репрессии, историография, великая отечественная война, культ личности, кавказ

Короткий адрес: https://sciup.org/148322250

IDR: 148322250

Текст научной статьи Историографический обзор проблемы депортации народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны

Все чаще исследователи обращаются к проблемам межнациональных отношений в современной России, пытаясь отыскать исторически корни этих проблем. Кавказ на протяжении всей истории русско-кавказских отношений был и есть местом особого внимания историков, политиков, этнографов, социологов и представителей иных гуманитарных наук. Это обусловлено тем, что на протяжении истории русско-кавказских отношений возникали различные проблемы, которые впервые возникли в первых столкновениях России и Кавказа в торговом и военном плане, затем долгий период кровопролитной Кавказской войны 1817–1864 гг., в результате которой Кавказ был включен в состав Российской империи, строительство советского государства и национальный вопрос в ходе строительства государства также был остро воспринят на территории республик Кавказа; депортация народов Кавказа в годы Великой Отечественной войны, дальнейшая их репатриация, а также Чеченские войны и современные конфликты на территории Кавказа.

Депортация народов Кавказа сегодня – одна из самых болезненных тем для представителей «наказанных» народов. Историки из республик все чаще и чаще обращаются к этой проблеме для того, чтобы обратить внимание общественности на столь печальный опыт национальной политики нашего государства. Необходимо отметить, что данная проблема вызывает интерес не только у исследователей, проживающих в республиках Северного Кавказа. Исследователи из разных регионов обращаются к данной проблеме как в узкоспециализированных исследованиях, для более глубокого понимания политики СССР в период ведения войны, так и в обширных исследованиях, посвященных политике Сталина, репрессиям, либо самой Великой Отечественной войне.

Работы о Второй мировой войне в СССР находились под жестким контролем партии. Был составлен «План мероприятий по пропаганде среди населения идей советского патриотизма» в 1947 г. Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [31]. Согласно ему: «...Партийные организации, все работники печати, пропаганды, науки и культуры должны постоянно разъяснять, что советский патриотизм означает глубокое понимание превосходства социалистического строя над буржуазным, чувство гордости за советскую родину, беззаветную преданность делу партии Ленина – Сталина. <...>

Следует разъяснить, что наш народ сделал неоценимый вклад в мировую культуру. Необходимо раскрыть всемирно-историческое значение русской науки, литературы, музыки, живописи, театрального искусства и т. д., вести решительную борьбу против попыток принижения заслуг нашего народа и его культуры в истории человечества, против антинаучных теорий об ученической роли русского народа в области науки и культуры перед Западом» [31, с. 43]. В работах этого периода особое внимание уделялось самоотверженности и героизму населения, проявленному в ходе Великой Отечественной войны, в том числе и в ходе битвы за Кавказ, подчеркивая при этом особую роль патриотизма местного населения. Историками, освещавшими в своих трудах данную концепцию, являются: Г.А. Аликберов, А.В. Грудина, В.С. Гальцев, А.Д. Даниялов, И.В. Давыдов [2, 9, 11, 13, 29] и др.

Во время войны и в первые послевоенные годы, согласно «Плану...», было необходимо пропагандировать успехи политики, проводимой Лениным и Сталиным, соответственно, такая тема, как депортация народов не поднималась, более того, после войны из библиотек изымались и переводились в спецфонды все исследования, так или иначе связанные с высланными народами [15, с. 15]. Помимо этого, стоит отметить, что все исследования, связанные с немецкой оккупацией на Кавказе, описывали зверства нацистов и героизм местного населения, опуская вопросы сотрудничества горцев с нацистами, если же данный вопрос освещался, то это было точечное упоминание сугубо негативного характера.

В данный период источники, связанные с вопросом депортаций народов, были засекречены и у исследователей не было возможности к ним обратиться. Собственно, из-за отсутствия источниковой базы, а также в связи с идеологическими установками, данная тема в послевоенный период и до смерти Сталина опускалась и не была во внимании исследователей.

После смерти Сталина, на XX съезде КПСС Н.С. Хрущевым был прочитан его знаменитый доклад «О культе личности и его последствиях» [20], чтобы не останавливаться на том, что все ошибки и просчеты советского командования в данном докладе возложили на Сталина, обратимся к интересующему нас вопросу. В своем выступлении Хрущев, подчеркивая многонациональность Советского Союза, называет депортацию народов (не только Северного Кавказа, но и проживающих на остальных территориях государства) «вопиющими» действиями Сталина, которые полностью перечеркивают основополагающие принципы советского государства, заложенные еще Лениным. Для того, чтобы подчеркнуть «вопиющий» характер действий предыдущего руководства, Н.С. Хрущев отмечает: «В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение – как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям» [Там же, с. 145].

Однако, в 1956 г. была принята резолюция «О преодолении культа личности и его последствий», в которой отмечалась положительная роль И.В. Сталина, а также то, что изначально он следовал заветам марксизма-ленинизма и в период своего руководства страной он был главным теоретиком и хорошим организатором, успешная деятельность просто вскружила ему голову, в результате чего и начал складываться культ личности.

Несмотря на все эти противоречия и разногласия в стране сложился благоприятный период для изучения темы национальной политики СССР в годы Великой Отечественной войны, сформировалась база источников, стали публиковаться зарубежные авторы. Основываясь на докладе Н.С. Хрущева, историки начали активно противопоставлять национальную политику Ленина и Сталина, оценивая выселение народов как нарушение заветов Ленина, связывая депортацию непосредственно с И.В. Сталиным и Л.П. Берией [15, с. 16].

В данный период развиваются региональные исследования, связанные с депортацией народов в годы Великой Отечественной войны: например, первая работа, посвященная депортации балкарского народа – диссертация Х.И. Хутуева [33].

И.В. Давыдов в 1961 г. переиздал свою монографию о деятельности партии в КАССР в годы войны, дополнив ее материалами по балкарцам, однако, эти дополнения подчеркивали героизм местного населения немногочисленными примерами, а о послевоенном восстановлении автор пишет так, будто народы Кавказа вовсе не выселяли с их земель, и они внесли огромный вклад в восстановление страны своим добровольным трудом [13].

Х.И. Хутуев в 1965 г. защищает свою диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук, вводя в научный оборот ряд репрезентативных материалов, а также опровергая тезисы Сталина о «поголовном» сотрудничестве балкарцев с нацистами; выдвигая тезис о том, что выселение противоречило Конституции и являлось прямым нарушением ее норм.

Помимо этого, в период «оттепели» начинается активное исследование участия депортированных народов Кавказа в Великой Отечественной войне. О подвигах жителей Карачаево-Черкессии писали С.З. Лайпанов, Д.А. Напсо [22, 27]; участие и героизм чеченцев и ингушей были описаны в очерках З.К. Джамбулатовой [16].

С приходом к власти Л.И. Брежнева, линия партии пошла на отказ от дальнейших разоблачений преступлений сталинизма. В это время наблюдается рост интереса к исследованию Великой Отечественной войны. Помимо этого, продолжается работа над региональной историей, в том числе и над историей Кавказа, исследователи публикуют монографии, сборники статей и пр., связанные с региональной историей. Данный период характерен однотипностью работ, что объясняется необходимостью использования принципов исторического материализма, отсутствием всей полноты источников, влиянием идеологии и цензуры. Исследователями, изучавшими роль горцев в Великой Отечественной войне, являются: А.В. Грудина, В. Нежинский, В.И. Сивков, Т.Т. Худалов [11, 28, 32, 33] и др. Характерно, что многие моменты отдельно не прорабатывались, например, роль НКВД в формировании партизанского движения, коллаборационизм. Сама же тема – депортация народов встречается очень редко и лишь в обобщающих региональных исследованиях.

Такая ситуация сохранялась до 1980-х гг., но с середины 1980-х гг. стали появляться новые оценки Второй мировой войны, разгорались дискуссии, в том числе и о роли депортированного населения в Великой Отечественной войне.

Одной из особенностей этого периода является практически полная свобода мысли историка. В связи с этим появляются все больше и больше работ на данную тематику. В основном, эти работы посвящены проблемам отдельных народов и неразрывно связаны с личностью автора и его этнической принадлежностью. Также в этот период появляются исследования, посвященные оккупации Северного Кавказа, среди них работы К.-М. Алиева, А.С. Линца, С.И. Линца, Г.В. Марченко [1, 23, 24, 26].

В 1990-е годы, вместе с распоряжением Кабинета министров СССР от 26 марта 1991 г. № 225 (Р) «О рассекречивании нормативных актов и материалов, связанных с противоправным насильственным переселением отдельных народов из мест проживания», начали открываться ранее неизвестные исследователям документы. Это дало новый виток разработке проблема депортированных народов. Самым видным автором периода с 1990-х по наши дни можно назвать Н.Ф. Бугая [5, 6, 7], который за это время выпустил десятки работ (среди них: статьи, монографии, сборники документов, рецензии и прочее), посвященных депортации различных народов СССР. Другими видными исследователями являются: В.А. Ауман, Н.Э. Вашкау, А.Н. Дугин, B.Н. Земсков, Х.М. Ибрагимбей-ли, В.А. Исупов, К.Н. Максимов, П.Н. Полян, В.Г. Чеботарева [4, 8, 17, 18, 19, 21, 25, 30] и др. Стоит отметить, что на современном этапе депортация народов Кавказа в годы Великой Отечественной войны является одной из наиболее дискуссионных тем. Некоторые исследователи называют этот процесс «геноцидом», а другие оправдывают национальную политику И.В. Сталина, приводя как аргументы факты коллаборационизма и совершенно опуская роль горцев в Битве за Кавказ.

Таким образом, историографию депортации народов Кавказа в годы Великой Отечественной войны можно поделить на 4 периода: первый – сразу по окончании войны и до смерти И.В. Сталина (1945–1953 гг.), второй – период нахождения Н.С. Хрущева у руководства страной (1953–1964 гг.), третий – с начала периода нахождения у власти Л.И. Брежнева по 1991 г. (1964–1991 гг.), четвертый – с 1991 г. по наши дни. На сегодняшний день мы можем говорить о нерешенности теоретических вопросов в данной теме, ключевые дискуссии ведутся о причинах, роли руководителей партии, характере переселения и пр.

Список литературы Историографический обзор проблемы депортации народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны

  • Алиев К.-М. Свет и тени партизанской войны. М.; Илекса: Ставропольсервисшкола, 2003.
  • Аликберов Г.А. Германские захватчики и советские народы Востока. Махачкала: Изд-во газ. «Дагестанская правда», 1942.
  • АП РФ. Ф. 89. Оп. 5. Г. 2.30/1. Копия. Машинопись. // Опубликовано: Реабилитация народов и граждан. 1954–1994 годы. Документы. М., 1994. С. 150–151.
  • Ауман В.А., Чеботарева В.Г. Так это было: Национальные репрессии в СССР. 1919–1952 годы: в 3-х т. М.: НПО «Инсан», 1993.
  • Бугай Н.Ф. Депортационные процессы на Кубани: их последствия // Северный Кавказ: национальные отношения (историография, проблемы). Майкоп: Б.и., 1992.
  • Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-х – 40-х годах // История СССР. 1989. № 6.
  • Бугай Н.Ф. Л. Берия – И. Сталину: «Согласно Вашему указанию…»: [О депортации народов в СССР в 30–40-е гг.]. М.: АИРО-XX, 1995.
  • Вашкау Н.Э. Немцы в России: история и судьба. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1994.
  • Гальцев В.С. Немецкие оккупанты на территории Северной Осетии. Орджоникидзе: Севосгиз, 1943.
  • Геллер М.Я, Некрич А.М. Утопия у власти. М.: МИК, 2000.
  • Грудина А.В. Кабардино-Балкарские партизаны в борьбе против гитлеровских захватчиков в 1942 г. // История СССР. 1962. № 3. С. 125.
  • Давыдов И.В. Партийная организация Кабардино-Балкарии в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1961.
  • Давыдов И.В. Сыны Кабарды на фронтах Великой Отечественной войны. Нальчик: Кабгосиздат, 1945.
  • Даниялов А.Д. Дагестан в дни Великой Отечественной войны // Блокнот агитатора. 1945. № 4.
  • Джамбулатова З.К. Сыны Чечено-Ингушетии на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Изв. Чечено-Ингушского НИИИЯИЛ. Грозный, 1960. Т. 2.
  • Дугин А.Н. Говорят архивы: неизвестные страницы ГУЛАГа // Социально-политические науки. 1990. № 7. С. 90–110.
  • Земсков В.Н. Спецпоселенцы (по документам НКВД-МВД СССР) // Социологические исследования.1990. № 11.
  • Ибрагимбейли Х.М. Сказать правду о трагедии народов // Политическое образование. 1989. № 4.
  • Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.
  • Исупов В.А. Демографическая сфера в эпоху сталинизма // Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990.
  • Лайпанов С. Очерки о героях Советского Союза. Черкесск, 1962.
  • Линец А.С. Партизанское движение в Ставропольском крае в периоде немецко-фашистской оккупации: июль 1942 – январь 1943 г.: дис. … канд. истор. наук. Пятигорск, 2003.
  • Линец С.И. Северный Кавказа накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состоянии и особенности развития (июль 1942 – октябрь 1943 г.): автореф. дис. … д-ра истор. наук. Пятигорск, 2003.
  • Максимов К.Н. Репрессированная политика Советского государства и депортация калмыцкого народа в 1943 г. // Политические репрессии в Калмыкии в 20–40-е годы ХХ в. Элиста, 2003.
  • Марченко Г.В. Разгром партизанских отрядов в Карачае и Черкесии в 1942 г.: правда и домыслы // Научная мысль Кавказа. 2003. № 1. С. 87–97.
  • Напсо Д.А. Партийные организации Карачая и Черкесии в годы Великой Отечественной войны // По ленинскому пути. Партийная организация Карачая и Черкесии в борьбе за коммунизм. Черкесск, 1963. С. 162.
  • Нежинский В. Солдаты умирают с оружием: Партизанские были. Ставрополь: Кн. изд-во, 1971.
  • Полян П.Н. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. М.: О.Г.И. – Мемориал, 2001.
  • Рахаев Дж.Я. Власть, историографическое сообщество и социальная память о депортации: опыт преодоления прошлого в балкарской и карачаевской историографии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/23761199.2014.11417297 (дата обращения: 09.12.2019).
  • РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 503. Л. 40–48. Машинопись с рукописной правкой. Без подписи. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/69334 (дата обращения: 09.12.2019).
  • Сивков В.И. Партийные организации во главе партизанского движения на Северном Кавказе в период Великой Отечественной войны: автореф. дис. … канд. истор. наук. Пятигорск, 1965.
  • Худалов Т.Т. В тылу врага. Орджоникидзе: Ир, 1980.
  • Хутуев Х.И. Балкарский народ в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (восстановление автономии балкарского народа): дис. … канд. истор. наук. Ростов н/Д., 1965.
Еще
Статья научная