Историография либерально-оппозиционного движения в России на рубеже XIX-ХХ вв
Автор: Кичеев Владимир Георгиевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается становление и развитие либерально-оппозиционного движения в пореформенной России, что дало толчок к развитию дореволюционной историографии этого движения, представленной творчеством лидеров российского либерализма.
Историография, российский либерализм, оппозиция, реформы
Короткий адрес: https://sciup.org/170164802
IDR: 170164802
Текст научной статьи Историография либерально-оппозиционного движения в России на рубеже XIX-ХХ вв
П оступательное движение истории подняло на новый уровень изучение проблем, связанных с деятельностью различных классов, слоёв, групп населения в революционном процессе начала ХХ в., их отношения к политическим партиям, деятельности этих партий по привлечению народных масс на свою сторону, взаимоотношений между различными партиями.
Для того чтобы по достоинству и в полной мере осознать исторический процесс в России в начале ХХ в., необходимо оценить положение политических сил, занимающих как бы срединное положение в политической палитре и составляющих, по определению В.И. Ленина, либеральный партийно-политический лагерь1.
На рубеже XIX–XX вв. российский либерализм вступил в новый этап своего развития. Правительственные реформы – освобождение и, особенно, создание земств как маленьких сегментов конституции создали основу для консолидации сторонников либерального мировоззрения. С земством была связана общественная деятельность центральной фигуры российского либерализма XIX в. – Б.Н. Чичерина. Юрист, философ, историк, автор фундаментальных трудов «Курс государственной науки» и «История политических учений», он сформулировал основы российского либерализма: свобода совести, свобода от рабского состояния, свобода общественного мнения, свобода слова, преподавания, публичность правительственных действий, прежде всего бюджета, публичность и гласность судопроизводства. Изложенная им ещё в 1850-х гг. программа практических действий предлагала ликвидацию феодальных пережитков в экономике, отмену крепостного права, невмешательство государства в экономическую сферу, свободу частного предпринимательства, формирование частной собственности.
КИЧЕЕВ
Владимир Георгиевич – к.и.н., директор Института экономики и права Хакасского государственного университета, докторант
Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Таким образом, возникло и постепенно набирало силу течение, в котором решающую роль играла интеллигенция, представленная такими известными учёными и общественными деятелями, как П.Б. Струве, П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев, С.А. Ковалевский, П.Д. Долгоруков, Н.А. Хомяков, В.И. Вернадский, В.Е. Якушкин, С.А. Котляревский и др. Начался процесс «европеизации» российского либерализма, который постепенно очищался от устаревших славянофильских идей и традиций. Ведущей становится идея правового к онституционного государства с парламентом и «набором»
демократических свобод при сохранении монархии. В отличие от «старого» либерализма XIX в., «новый» обратился к социальным вопросам, аграрным преобразованиям, таким как принудительное отчуждение земли у помещиков за выкуп, рабочее законодательство и др.
В условиях самодержавия либералы начинают создавать полулегальные организации с наличием печатных органов, поддерживать мирные политические забастовки, стремясь при этом всеми силами удержать скатывание страны к революции, добиваясь её реформирования сверху. Первая либеральная организация «Беседа», возникшая в 1899 г., просуществовала до 1905 г.
Первый крупный шаг в деле программного и организационного оформления либерализма как политического течения и как политической организации общероссийского масштаба был сделан в Штутгарте, где с 1902 г. на средства земцев начал выходить журнал «Освобождение» под редакцией бывшего «легального марксиста» П.Б. Струве. При помощи этого нелегального органа они начали вести борьбу на два фронта: с одной стороны, они стремились подтолкнуть самодержавие на разумный компромисс с обществом и дать стране конституцию, а с другой – найти общий язык с радикалами, чтобы избежать насильственного решения объективно назревших задач общественного развития России. В этом плане представляется важной и в практической части, и в плане становления российской историографии русского либерализма программная статья «От русских конституционалистов», подготовленная лидерами нового либерализма П.Б. Струве и П.Н. Милюковым, которые надеялись, что удастся объединить разнородные элементы либерального и радикального движения в единую конституционную партию с умеренной политической программой1. Они сформулировали требования политических свобод и бессословного народного представительства «в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правами высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета». Это учреждение должно было рассмотреть вопрос о социально-экономических реформах, включая рабочее законодательство и аграрный вопрос. «От- личие нашего органа от других заграничных изданий заключается в том, – подчеркивалось в заявлении, – что мы предполагаем объединить те группы русского общества, которые не имеют возможности найти исход своему возмущённому чувству ни в классовой, ни в революционной борьбе». Однако эта попытка оказалась нереальной, так как статья либералов не удовлетворяла ни славянофилов, выступавших против законодательного ограничения самодержавной власти, ни либеральную интеллигенцию, выдвинувшую лозунг всеобщего избирательного права и созыва Учредительного собрания.
Дальнейшим развитием взглядов российских либералов стала новая программная статья «К очередным вопросам», опубликованная в феврале 1903 г. в журнале «Освобождение», которая представляется важным историографическим явлением в развитии проблемы российского либерализма2. В статье впервые были сформулированы основные принципы создания либеральной партии, в частности отказ от славянофильского лозунга созыва Земского собрания, что способствовало размежеванию между славянофилами и земцами-конституционалистами, а также сближению последних с либеральной интеллигенцией. Появление двух программных документов и сам факт появления журнала В.И. Ленин оценил как поворотный пункт в истории русского либерализма, поскольку здесь впервые «либералы выступили с самостоятельным органом и с особой политической програм-мой…»3.
В 1903 г. появилось две организации: «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов», которые сразу же поставили вопрос о выработке полной политической программы. В частности, уже в конце 1903 г. известный российский философ С.Н. Булгаков в статье «К аграрному вопросу» (опубликована за подписью «Л») сформулировал основополагающие принципы аграрной программы левого крыла российского либерализма. В ней подчеркивалось, что «аграрный вопрос неразрешим вне всеобщего политического освобождения России» и ставилась задача «демократизации земельной собственности» на основе «более справедливого и экономически более рационально- го распределения земли»1. В октябре 1904 г. освобожденцы опубликовали свой вариант «Основного государственного закона Российской империи», в котором подробно излагали основные принципы политической реформы. В ноябре того же года земцы-конституционалисты предложили свой проект российской конституции.
Наиболее ёмким исследованием истории либерализма этого периода стала монография известного советского историка К.Ф. Шацилло, в которой детально и глубоко изучаются источники формирования, процесс предварительной выработки организационных, программных и тактических основ кадетской партии2.
Политическая активность либералов возросла в конце 1904 г. в связи с поражением русской армии в русско-японской войне. Центральным событием для них становится частное совещание земских деятелей в Петербурге 6–9 ноября 1904 г., на котором большинство участников высказалось за «правильное участие народного представительства как особого выборного учреждения в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью действий администрации»3. Решения совещания стали основой для проведения серии либеральных выступлений – «земской» и «банкетной» кампаний. Им удалось поднять на выступления значительные слои населения, которые, однако, не достигли желаемой цели. Свидетельством тому стал царский указ от 12 декабря 1904 г., содержавший обещание незначительных реформ, а имевшийся в первоначальном проекте пункт о введении выборных членов в Государственный Совет был вычеркнут. В выпущенном одновременно правительственном сообщении либералам объявлялось «высочайшее неудовольствие».
Фактически первым историографом либерализма «новой волны» стал В.И. Ленин, которого это течение интересовало с точки зрения классовой борьбы, выработки программных документов РСДРП. Поводом для пристального интереса В.И. Ленина к либеральному течению рубежа XIX–XX вв. стала опубликованная в заграничной печати секретная «Записка» министра финансов С.Ю. Витте, направленная против проекта бывшего министра внутренних дел И.Л. Горемыкина о создании земств в тех губерниях, в которых их ещё не было4. Характерно, что в предисловии П.Б. Струве, выступавшего от имени «людей, давших “Аннибалову клятву” борьбы с самодержавием», вместо требования конституции был выдвинут лозунг «Права и властное всероссийское земство»5. Изданная в этой связи работа В.И. Ленина «Гонители земств и Аннибалы либерализма» стала одной из первых работ, анализирующих и критикующих российских либерализм за его политическую близорукость и в то же время раскрывающих суть этого политического явления. В.И. Ленин писал: «Самый сплочённый, самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство – обнаружил с полной определённостью стремление ограничить самодержавную власть посредством представительных учреждений». Но стремление это мирное, постепенное и легальное, что было для него неприемлемо6. При этом В.И. Ленин признавал определённое значение земского либерализма в борьбе с самодержавием и в этом смысле поддерживал его. Он подчёркивал, что отношение либералов к политической свободе есть часть общего вопроса о соотношении в политической борьбе реформ и революции. Он указывал, что марксисты не отказываются от борьбы за реформы, от захвата хотя бы небольшой позиции противника, но только тогда, когда эта позиция облегчит дальнейшее наступление и будет способствовать полной победе. Поэтому революционерам небезразличны действия либеральной буржуазии, они будут приветствовать создание либералами своей партии и готовы организовать обмен услуг между либералами и социал-демократами. «Но, – подчеркивал В.И. Ленин, – будучи всегда готовы на этот обмен услуг, мы никогда и ни в каком случае не откажемся от решительной борьбы с теми иллюзиями, которых так много в неразвитом политически русском обществе вообще и русском либеральном обществе в частности»1. В статье «Самодержавие и пролетариат», опубликованной 22 декабря 1904 г., В.И. Ленин давал оценку степени эволюции либерализма в преддверии революции 1905–1907 гг.: «По-видимому, волна либерального возбуждения начинает уже несколько спадать»2. Подтверждение тому – воспоминания одного из лидеров российского либерализма, будущего лидера октябристов Д.Н. Шипова, который признал, что «тот шаг, который государственная власть не сочла возможным и нужным сделать в ответ на откровенное и вполне лояльное заявление совещания земских деятелей, она была вынуждена решиться под влиянием революционного движения»3. На кризис земства указывал в своей работе и Б.Б. Веселовский4. Однако, по свидетельству видного публициста и общественного деятеля, депутата Государственной думы 2-го – 4-го созывов, будущего министра Временного правительства А.И. Шингарёва, земства продолжали играть заметную роль в общественной жизни России до 1917 г.5