Итальянские правые: становление Лиги Севера как политической силы: роль Джанфранко Мильо и Умберто Босси

Автор: Иликова Лилия Эрнстовна, Витале Алессандро

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 3, 2024 года.

Бесплатный доступ

Авторы статьи рассматривают происхождение, политическое окружение и политическую деятельность Лиги Севера - влиятельного актора итальянской политической жизни. Лига Севера - это итальянское политическое движение регионалистского толка, основанное в конце 1970-х гг. В историческом контексте проводится символическая связь нового движения с исторической Лигой, берущей свое начало с апреля 1167 г. Историческая отсылка к Ломбардской лиге ХII-ХIII вв. послужила мифологической основой программы новой политической партии уже в ХХ в. В статье рассматриваются основные этапы начального периода формирования Лиги, участие в становлении новой политической силы как начинающих политиков (таких как, собственно, Умберто Босси), так и влиятельных политических и общественных деятелей Италии конца ХХ в., таких как сенатор Джанфранко Мильо - признанный теоретик итальянского федерализма, сторонник конституционной реформы в Италии

Еще

Италия, политика, лига севера, босси, автономизация, регионализм, падания, ломбардская лига, мильо

Короткий адрес: https://sciup.org/170204488

IDR: 170204488   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2024-3-300-305

Текст научной статьи Итальянские правые: становление Лиги Севера как политической силы: роль Джанфранко Мильо и Умберто Босси

Л ига Севера – это итальянское политическое движение регионалистского толка, основанное в конце 70-х гг. XX в. Основателем Лиги стал молодой общественный деятель Умберто Босси. Как указывается в Хрониках Лиги, толчком к основанию нового движения послужила его встреча с другим молодым общественным деятелем Бруно Сальвадори – лидером автономистской партии Вальдостана Partito autonomista Union Valdotain 1 . Отсчет существования Лиги Севера как политической единицы можно начинать с 1979 г. Некоторые зарубежные исследователи утверждают, что новое движение, запущенное Босси и Сальвадори, опиралось на существовавшее еще в 1950 гг. (а его различные реинкарнации прослеживаются с 1947 по 1970-е гг.) Автономистское движение Бергамаско ( Movimento Autonomista Bergamasco ) [Newth 2018].

С 1980 г. активно начинает формироваться политическое движение, ориентированное не только и не столько на регион Вальдостана, поскольку это очень ограничивало бы потенциальных участников движения, сколько на другие северные регионы Италии. Здесь Босси успешно использует исторический контекст, поэтому новое политическое движение получает название Lega Autonoma Lombarda — Лига автономии Ломбардии. Само название новой политической организации несет в себе явную смысловую нагрузку, отсылая к временам итальянского Средневековья [Dematteo 2001]. Умберто Босси прямо указывал на символическую связь созданного движения с исторической Лигой, берущей свое начало с апреля 1167 г., когда коммуны северной Италии (Милан, Лоди, Кремона, Брешиа, Бергамо, Пьяченца, Парма, Болонья, Модена, Верона, Венеция, Падуя, Тревизо, Виченца, Мантуя и Феррара) приняли решение о неподчинении императору Священной Римской империи Фридриху I Барбароссе и объединились в Ломбардскую лигу. Все участники принесли союзническую клятву в монастыре Понтиды (так называемая клятва Понтиды)1.

Историческая связь с Ломбардской лигой XII–XIII вв. неслучайна и служит хорошей мифологической основой для программы вновь формируемой современной политической партии. Как известно, политическим движениям «за суверенитет» свойственно возводить свои идеи к временам мифологического «золотого века», как правило, существовавшего в далеком прошлом. В случае с Лигой Севера таким «золотым веком», очевидно, стали времена Ломбардской лиги.

Ломбардская лига существовала с 1167 по 1250 гг. и была призвана решить три главные задачи. Эти задачи, согласно Хроникам Лиги, формулировались следующим образом.

  • 1.    Борьба с императорами Священной Римской империи, отстаивание прав и свобод (в первую очередь торговых) североитальянских городов с целью защиты своих привилегий и существовавших преференций. Создание Ломбардской лиги, единая политика и дипломатия позволили нанести поражение войскам императора Фридриха I Барбароссы, а затем в 1249 г. войскам императора Фридриха II Гогенштауфена.

  • 2.    Второй задачей исторической Ломбардской лиги было отстаивание вну-триитальянского суверенитета от папского престола и от Папской области. Власть папского престола распространялась на всю территорию современной Италии и ограничивалась подчас властью и амбициями крупных феодалов. Победа над Фридрихом I Барбароссой привела к ослаблению имперской власти, и на это место уже претендовала католическая церковь в лице Папы Римского. Историческая Лига сумела сохранить суверенитет и от папского престола, что было большим достижением для того времени.

  • 3.    Третьей задачей Лиги была защита экономических и торговых интересов городов-коммун Северной Италии. В результате уменьшения влияния и власти Священной Римской империи и Рима, а также местных феодалов период исторической Лиги характеризуется ростом благосостояния городов – участников Лиги. Развитие торговли и ремесел в регионе привело также и к росту доходов, причем не только феодалов региона.

Если провести параллель с задачами Лиги исторической, то эти же задачи нашли свое отражение в современности.

  • 1.    Отстаивание политического и экономического суверенитета современной Италии, частично делегированного в Европейский союз (крупное надгосударственное образование с политическим и экономическим доминированием Германии).

  • 2.    Федерализация как один из пунктов программы Лиги, поскольку Лига провозглашала необходимость добиваться независимости от официального Рима и самостоятельности в управлении регионом Ломбардия.

  • 3.    Третья задача также трансформировалась в декларацию необходимости сохранения доходов промышленного Севера, самостоятельного контроля налоговой и пенсионной системы Ломбардии ломбардийцами в соответствии со своей финансовой системой, а также направление доходов на развитие северных областей.

Символика, т.е. название и даже логотип нового движения были инспирированы той самой исторической Лигой, а символ как таковой – это стилизованное альпийское солнце [Destro 1997].

Таким образом, основной провозглашаемой целью Ломбардской лиги уже в 1980 г. была борьба за автономию северных областей Италии (исторически входивших в Паданию). Именно в таком ключе Умберто Босси и развивал это политическое движение. Одной из основных характеристик Лиги являлось своего рода противопоставление итальянского Севера официальному Риму, а также итальянскому Югу, который Лига обвиняла в претензиях на ресурсы Севера. Босси планировал развивать новое политическое движение в противовес «централистскому государству»1. Противопоставление Югу выражалось в т.ч. в достаточно резкой риторике по отношению к южанам.

Как указывается в Хрониках Лиги, в конце 1970-х гг. и классовая борьба, и идеологическое противостояние левых и правых в политике уже утратили свою вирулентность и актуальность. В целом, итальянскую политику тех лет представители Лиги характеризуют как консоциативизм, предполагающий государственное управление на основе компромисса различных партий, разделения «политических доходов», вовлечения посредников и представителей разных сил и групп. Эта система была инициирована двумя блоками партий левого и правого толка, поскольку в определенном смысле страна была разделена идеологически.

В действительности социально-политическая ситуация в Италии в начале 1980-х гг. была далеко не самой стабильной: терроризм, «красные бригады», коррупция, постоянно растущий государственный долг – все это подрывало статус-кво, авторитет политического истеблишмента и создавало поле для появления новых партий и движений, отвечающих запросам населения. Борьба с коррупцией становится также одним из приоритетов Лиги, что уже в начале 1990-х гг. принесло ей большую поддержку.

Основатели Лиги утверждали, что действующая государственная политика Рима идет в ущерб итальянскому Северу. Также утверждалось, что более 90% итальянской бюрократии происходит из центра и юга страны. Поэтому Босси как основатель и идеолог движения предлагал изменить существующую ситуацию «компромиссного разделения власти» между левыми и правыми. Более того, он заявлял, что и левые, и правые в итальянском истеблишменте, по сути, таковыми уже не являются (Лигу он также не называл ни левой, ни правой; эта же идея была использована позже и популярным политическим Движением пяти звезд, которое также отказывалось от дихотомии правые– левые в определении своей политической принадлежности [Иликова 2019]. Умберто Босси считал, что такая политика приведет к глубочайшему кризису в итальянской экономике, даже без возможности вступить в Евросоюз, и взамен предлагал проект итальянской «конфедерации». Практически сразу эта идея была отвергнута, и вместо нее была предложена идея федерации «как мирного сосуществования народов».

Говоря о Лиге и идеях федерализма в идеологии Лиги, необходимо отметить, что в том или ином виде идея итальянского федерализма на тот момент уже давно продвигалась в сфере итальянской политики. Основным идеологом итальянского федерализма по праву называют итальянского политического деятеля и сенатора Джанфранко Мильо. Джанфранко Мильо выступал за конституционную реформу в Италии, проведение реформы в пользу федерализма и предоставления больших прав итальянскому Северу. Мильо был итальянским сенатором, политологом, влиятельным и известным политиком, а также профессором Католического университета в Милане, где в течение 30 лет являлся деканом факультета политических наук. Джанфранко Мильо с большой симпатией отнесся к новому молодому политическому движению, которое, по сути, поддерживало те же идеи, которые он продвигал на протяжении всей своей жизни. Мильо надеялся, что наконец-то появилось политическое движение, способное поддержать его инициативу по конституционной реформе. Поэтому именно он, являясь влиятельным политическим и общественным деятелем, сенатором, активно поддержал молодое политическое движение, которое в тот момент казалось ему перспективным и многообещающим. Поддержка Мильо оказала существенное влияние на развитие Лиги. Также важно отметить тот факт, что именно сенатор Мильо как опытный политический деятель способствовал приданию молодой Лиге презентабельного и респектабельного имиджа. В 1990–1991 гг. для поддержки перспективного политического движения, которое согласилось – пусть даже на словах – с федерализмом и политикой экономического либерализма, Джанфранко Мильо основал Фонд им. Бруно Сальвадори (первый соратник Босси, соос-нователь Лиги Ломбардии вместе с Умберто Босси, трагически погибший в молодом возрасте в 1980-х гг.). Это был частный фонд, к его созданию и финансированию имели отношение некоторые влиятельные итальянские предприниматели. Так, его поддерживал основатель крупной сети Esselunga 1 миллиардер Бернардо Капротти, либерал, разочарованный политикой государства. Фонд занимался научными исследованиями федерализма, собрал богатейшую библиотеку по зарубежным исследованиям федерализма. Фонд носил имя Бруно Сальвадори два года, но потом был переименован в Фонд за федеральную Италию ( Fondazione per un’Italia Federale ). В Фонде Мильо вместе со своими сотрудниками разработал модель федеральной конституции для итальянцев. В 1993 г. Босси уже представил основные положения федеральной реформы, предложенной Мильо на конгрессе в Ассаго, но как «провокацию», а не как результат серьезного научного проекта. После 1994 г. Мильо отстранился от Лиги из-за внутренних противоречий и разногласий с Босси [Miglio 1994]. Фактически пробыв внутри политического движения всего лишь 4 года, Мильо при этом оказал серьезное влияние на развитие Лиги.

Итак, становление Лиги как политического движения проходило ряд этапов. Как уже указывалось выше, первый этап оформления движения – это 1980-е гг. С 1981 г. начинается работа над формированием первой организационной региональной ячейки в родном для Босси небольшом городке Варезе. Малочисленная поначалу, в короткие сроки эта ячейка разворачивает бурную деятельность, вовлекает все новых сторонников, запускает агитационную газету, в которой проводит разъяснительную работу, объясняя термины и понятия, относящиеся к новой Лиге. Эта работа постепенно достигает своей цели, идеи северного федерализма привлекают все больше новых сторонников, а в основных городах провинции Ломбардия возникают новые партийные ячейки Лиги.

В то время Лига определяется не как партия, а «политическое движение, поскольку не является левым или правым». Для Лиги этот период характеризуется как «вовлечение всего народа Ломбардии в политическую борьбу против ненасытного и нестерпимого римского господства».

Этот период исследователи связывают с попыткой Лиги «изобрести этническую принадлежность для Севера Италии», и даже более того – «географию и историю Падании для обоснования политических требований экономической независимости региона» [Giordano 2000].

Именно тогда к Босси приходит понимание, что только акцентом на этническую принадлежность невозможно объединить северян, а также добиться конкретных политических результатов, поэтому он обращается к социальноэкономической тематике и к теме дистанции между Севером и Югом. Север в его риторике определяется как «богатый», а Юг – как «нуждающийся». Умберто Босси – блестящий оратор – берет на вооружение эту риторику и, не прибегая к сложным конструкциям, объясняет потенциальным избирателям Севера причины их бедственного экономического положения, апеллируя к тезису о давлении Рима, несбалансированной экономической политике и необходимости «освобождения ломбардийского народа, который рожден свободным, но скован цепями». Босси утверждает, что официальный Рим проводит политику «распыления ресурсов», перераспределяя доходы «богатого» итальянского Севера в пользу «нуждающегося и дотационного» Юга. Более того, упоминается спасение Юга1, а сами южане называются менее трудолюбивыми по сравнению с северянами. Кроме того, он указывает на присвоение средств «местными царьками» в Риме и называет это грабительством. При этом в первой же программной статье, которую опубликовала газета «Автономная Ломбардия», говорится, что «народ Ломбардии – это масса, лишенная политической идентичности, в состоянии кризиса, народ, лишенный надежды. Ломбардия больше не ломбардийцев, а Падания – не паданцев» (как указывается в первой статье газеты, в Паданию входят Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, Валь-Д’Аост, Венето, Трентино, Альто-Адидже, Триест, Фриули-Венеция Джулия, Эмилия Романья, Тоскана, Умбрия, Марке).

Заключение. Идеи регионализма и автономизации Севера Италии, с которых начиналась Лига, сейчас, спустя десятилетия после создания политического движения, претерпели серьезные изменения. Лига Севера, начинавшаяся как движение регионалистского толка, является сегодня двигателем идеи общеитальянского национализма, одновременно выступая флагманом правого популизма. Переломными, значимыми вехами в истории ранней Лиги Севера можно назвать период начала сотрудничества в 1990-х гг. Умберто Босси с Джанфранко Мильо и создание Фонда. Это тот период под влиянием Мильо активно разрабатывалась идея федерализма. Как уже указывалось, после разрыва в 1994 г., идеи федерализма и конституционной реформы постепенно были отодвинуты, а в дальнейшем Лига Севера стала продвигаться в построении политических альянсов и вхождении в истеблишмент. В этом процессе огромную роль сыграл Сильвио Берлускони, пригласивший к сотрудничеству молодую перспективную партию.

Список литературы Итальянские правые: становление Лиги Севера как политической силы: роль Джанфранко Мильо и Умберто Босси

  • Иликова Л.Э. 2019. «Движение пяти звезд»: из блога в Правительство Италии. - Современная Европа. № 4. С. 129-140.
  • Dematteo L. 2001. The Lega Nord: between the Will to Subvert and the Desire of Legitimacy. - Ethnologie Francaise. Vol. 31. Is. 1. P. 143-152.
  • Destro A. 1997. A New Era and New Themes in Italian Politics: The Case of Padania. - Journal of Modern Italian Studies. Vol. 2. Is. 3. P. 358-377.
  • Giordano B. 2000. Italian Regionalism or 'Padanian' Nationalism - the Political Project of the Lega Nord in Italian Politics. - Political Geography. Vol. 19. Is. 4. P. 445-471.
  • Miglio G. 1994. Io, Bossi e la Lega. Milano. Arnoldo Mondadori Editore S.p.A. 97 p.
  • Newth G. 2018. The Movimento Autonomista Bergamasco and the Lega Nord: Continuities and Discontinuities. - Modern Italy. Vol. 23. Is. 3. P. 235-252.
Статья научная