Итоги работы Троицкосавского городского народно-революционного комитета за период с 16 июля 1920 г. по 11 апреля 1921 г

Бесплатный доступ

В статье подводятся итоги работы Троицкосавского городского народно-революционного комитета за период с 16 июля 1920 г. по 11 апреля 1921 г. Особое внимание уделяется функционированию органа городской власти в столь сложное для страны время - смена власти, период гражданской войны и иностранной военной интервенции. Также автор отражает структуру органов управления г. Троицкосавска, а именно хозяйственный, финансовый, административный, транспортный отделы. На основании материалов Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ), посвященных изучаемому периоду, появляется возможность воссоздать наиболее полную картину деятельности органов управления в городе. Благодаря архивным источникам удалось установить персоналии членов Троицкосавского городского народно - революционного комитета. Изучая протоколы, циркуляры, постановления органов управления города, переписку с другими учреждениями, а также переписку между отделами и обращения работников народно-революционных комитетов, можно определить основные функции, цели и задачи образовавшихся чрезвычайных органов власти в городе, а также проблемы, которые они были вынуждены решать в тяжелых сложившихся условиях. Определены четкие хронологические рамки начала осуществления деятельности городского народно-революционного комитета. Точная дата окончания деятельности этого органа власти в городе в настоящее время пока не известна. Именно поэтому необходимо продолжать исследование городского управления, так как несмотря на имеющиеся немногочисленные исследования авторов по истории г. Троицкосавска по-прежнему остаются незаполненными основные пробелы по теме городского управления. Для наиболее углубленного погружения в тему исследования необходимо обращение к архивным источникам, периодической печати того времени, а также источникам личного происхождения - мемуарам и дневникам участников событий тех лет.

Еще

Дальневосточная республика, троицкосавск, уездный народнореволюционный комитет, общее собрание городских уполномоченных, городской народно-революционный комитет, городское управление, советская власть

Короткий адрес: https://sciup.org/148324111

IDR: 148324111

Текст научной статьи Итоги работы Троицкосавского городского народно-революционного комитета за период с 16 июля 1920 г. по 11 апреля 1921 г

Квач А. А. Итоги работы Троицкосавского городского народно-революционного комитета за период с 16 июля 1920 г. по 11 апреля 1921 г. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 1. С. 15‒20.

Троицкосавский городской народно-революционный комитет (далее — горнарревком) был избран общим собранием городских уполномоченных 16 июля 1920 г., в его состав вошли пять человек — А. И. Горяинов, И. И. Филимонов, П. А. Карбоинов, В. В. Заливин, И. Д. Шульгин. При комитете были образованы административный, финансовый, хозяйственный и транспортный отделы [2, с. 12–13].

Предусмотренные в законе о городской власти1 отделы труда и призрения (социального обеспечения), народного образования, промышленности и продовольствия были соединены в общие для уезда и города с их организацией при Уездном народно-революционном комитете. Все эти отделы впоследствии стали самостоятельными правительственными учреждениями.

11 апреля 1921 г. на очередном заседании общего собрания городских уполномоченных Троицкосавского городского управления председателем городского народно-революционного комитета А. И. Горяиновым был представлен отчет о деятельности городского управления. Отчет отражал итоги работы ряда отделов, характеризующих деятельность комитета, его комиссий, включая организационный и финансовый вопросы.

За неполные 9 месяцев (16 июля 1920 г. — 11 апреля 1921 г.) городской народно-революционный комитет осуществлял довольно интенсивную деятельность, решая насущные вопросы городской жизни.

Отделу социального обеспечения передано бывшее в распоряжении имущество (теплое белье: чулки, перчатки и пр.), а отделу здравоохранения — больничное белье и одежда. Также в целях оказания отделу здравоохранения помощи 27 июля 1920 г. горнарревкомом было издано постановление, обязывающее граждан, имеющих дойных коров, отпускать по одной бутылке молока от каждой коровы в день для нужд больных в больнице и заразном бараке. Кроме этого, ввиду необходимости улучшения содержания дома старцев и детских приютов были отпущены мешки для нового постельного белья, а для улучшения питания в рождественские праздники — по ¼ фунта мяса и по 1 фунту пшеничной муки в день на одну неделю. Для организации «Недели ребенка» было выдано 20 фунтов чая, 20 фунтов ярицы, 1 пуд мыла, 50 кусков далембы, также столовая на время «Недели ребенка» снабжалась дровами2.

По заявлению командира кавалерийской бригады с целью предотвращения распространения заразных заболеваний в городе была организована благотворительная акция, в ходе которой населением пожертвовано 200 рубашек, 190 кальсо- нов, 966 аршинов материи для изготовления белья, а на собранные янчаны1 куплено 10 кусков далембы, 123 катка ниток и другая мелочь2. Остатки янчанов и советских денег были перечислены приюту-яслям на закупку ткани, кроме этого, были переданы мешки на 100 комплектов белья, 36 из которых были сшиты горожанами по приглашению городского народно-революционного комитета.

Изыскивая средства для ведения городского хозяйства, городской народнореволюционный комитет 1 августа 1920 г. установил сборы в пользу города с торгующих за янчаны. С 12 сентября 1920 г. уездный комитет начал демарш по изъятию янчан3, вследствие чего прекратился подвоз продуктов китайскими торговцами на городской рынок, исчезла торговля со столов и лотков, и рынок опустел. Причиной подобной критической ситуации стала неготовность горожан отказаться от янчан и снабжать город продовольствием за русские деньги. Крестьяне не соглашались на продажу продуктов за денежные знаки ДВР, обменивая провизию на ношеные вещи, чай и прочее, в результате сбор городских доходов почти прекратился, а если и случались денежные поступления, то в городском хозяйстве они были бесполезны, поскольку приобретение товаров или наем рабочих затруднялись. Таким образом, борьба с янчанами не принесла желаемых результатов.

Несмотря на затруднительное положение городское управление с 16 июля 1920 г. существовало на собственные средства, о чем свидетельствует факт возврата в казначейство ассигнованных правительством ДВР по смете Министерства внутренних дел 1920 г. на содержание горнарревкома в сентябре ссуды в размере 115 616 р. и невостребованность ассигнованной в ноябре 1920 г. ссуды в размере 394 663 р. из казначейства. Только бывшим городским Советом израсходована ссуда за июнь 1920 г. в размере 149 900 р., о чем Государственному контролю был дан отчет.

Из каких поступлений формировались собственные средства городского управления? В 1920 и 1921 гг. в пользу города было установлено 7 платежей, часть из них активно использовалась городскими властями и в предшествующий период: оценочный сбор с недвижимого имущества; сбор за остановку на улицах и площадях возов с привозимыми в город для продажи сельскохозяйственными продуктами; сбор с возов с сеном; до 25 января 1921 г. существовал сбор за освидетельствование и клеймение мяса; арендная плата за городские торговые помещения и городские имущества; плата за убой скота на городской скотобойне; сбор с абонентов электрической станции4. При этом на 1921 г. сметы городских доходов и расходов не составлялись. Причина этого вполне очевидна — отсутствие поддержки населением курса отечественных знаков ДВР, преимуще- ственное обращение китайских денежных знаков, курс которых менялся, не позволяли осуществить даже приблизительный вариант сметы.

При горнарревкоме состояла городская жилищная комиссия из 7 членов, назначенных городским комитетом из числа граждан путем комплектования, поочередно выполнявших обязанности. В функционал жилищной комиссии входили учет квартир в городе, отвод помещений для воинских постов и для учреждений военных и гражданских ведомств и распределение квартир между гражданским населением. Комиссия проверяла правильность занятия квартир по выданным ею ордерам и разбирала встречающиеся в этом вопросе недоразумения. Кроме этого, горнарревкомом 15 марта 1921 г. было издано постановление, согласно которому представители трудового класса ограждались от стеснения в найме квартир, с установлением квартирной платы со служащих и рабочих, занимающих квартиры и комнаты, получающих содержание по трудовым ставкам, в размере не более 10 % получаемого ими содержания денежными знаками ДВР1.

Для мероприятий по снабжению города топливом (дровами) 31 июля 1920 г. была создана дровяная секция, в августе 1920 г. служащие всех учреждений Тро-ицкосавска приняли участие в заготовке дров2 в лесу, однако эти дрова остались невывезенными, так как город испытывал огромные трудности по организации подводной повинности. Лишь в ноябре 1920 г. горожане начали вывозить дрова, предназначенные исключительно для нужд уездных учреждений. При всех трудных обстоятельствах городской народно-революционный комитет принимал меры к снабжению дровами мельницу, электрическую станцию, больницу, заразный барак, богадельню, приюты, ясли, военные и гражданские учреждения. Таким образом, острая нужда в топливе была устранена, но учебные заведения остались без отопления, поскольку городской комитет полностью исчерпал свои ресурсы.

Всего за время деятельности Троицкосавского городского народнореволюционного комитета с 16 июля 1920 г. по 1 апреля 1921 г. состоялось 17 очередных заседаний, 8 экстренных, членами комитета рассмотрено 166 вопросов с вынесением постановлений.

Троицкосавский городской народно-революционный комитет всеми силами пытался восстановить народное хозяйство. Для этого создавались различные комиссии, которые проводили оценку сложившейся ситуации и пытались найти оптимальные пути выхода из нее.

Остальная деятельность городского управления была направлена на решение злободневных бытовых проблем, и своими формами и методами напоминала деятельность Верхнеудинского городского народно-революционного комитета.

Список литературы Итоги работы Троицкосавского городского народно-революционного комитета за период с 16 июля 1920 г. по 11 апреля 1921 г

  • Кравцов В. Т. Кяхта революционная: из истории города Кяхты и южного Прибайкалья в 1905-1923 гг. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1977. 240 с. Текст: непосредственный.
  • Красовская А. А. Очерки повседневной жизни Троицкосавска в 1917-1923 гг. // Сперанские чтения. Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в современных условиях: сборник статей VI Международной научно-практической конференции (30 августа 2020 г.). Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 22-26. Текст: непосредственный.
  • Красовская А. А. Органы управления г. Троицкосавска в 1920-е гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2021. Вып. 3. С. 11-15. Текст: непосредственный.
  • Паликова Т. В., Красовская А. А. Повседневная жизнь советского сибирского города в 1917-1923 гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. Вып. 4. С. 20-26. Текст: непосредственный.
  • Хаптаев П. Т. Бурятия в годы гражданской войны / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. филиал. Ин-т обществ. наук. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1967. 264 с. Текст: непосредственный.
  • Цыбенов Б. Д., Курас Л. В. Кяхта в огне Гражданской войны (с 1917 по январь 1920 г.) // Кяхта - национальное достояние России: материалы международной научнопрактической конференции, посвященной 95-летию Кяхтинского района и 290-летию г. Кяхта. Кяхта, 2018. С. 45-49. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная