Из истории реформирования высшего образования
Автор: Фомин Н.Е., Рункова М.К.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Системы образования
Статья в выпуске: 4 (24), 2001 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135536
IDR: 147135536
Текст статьи Из истории реформирования высшего образования
Н.Е. Фомин, первый проректор МГУ им. Н.П. Огарева, профессор, М.К. Рункова, декан ФПКППРО МГУ им. Н.П. Огарева, профессор
На протяжении XIX - XX вв. система образования России пережила свыше 10 реформ. Одни из них действительно носили преобразовательный характер, другие были направлены на поиск оптимальной организационной структуры образовательных учреждений. Последнее в большей мере относится к формированию структуры школы - 7-, 8-, 9-. 10-, 11-летки. Структура начальной школы складывалась в двух вариантах: 1-е - 3-и и 1 - 4-е классы. Начальная профессиональная школа до 70-х гг. прошлого века формировалась только на базе неполного среднего образования - 7-. 8-. 9-летки. После этого реформы в данном звене были направлены на выравнивание уровня образования со средней общеобразовательной школой. Среднее профессиональное образование существовало в 4-, 3-. 2-летнем вариантах.
Высшая школа существенно отставала от этих реформирований. Ее организационная структура была и 2-, и 3-, и 4-, и 5-, и 6-, и 7-летней. Реформирование, как правило, не носило «сквозного характера» Естественно, это влияло на структурирование содержания образования на преемственной основе.
Анализ целей и ведущих идей «постоянного» реформирования системы образования показывает определенные толчки не только к ее непосредственному развитию, но и к усилению влияния на развитие важнейших отраслей народного хозяйства.
100 лет назад, по данным Всероссийской переписи населения 1897 г, процент грамотности населения Пензенской губернии, в состав которой входила часть нынешней Мордовии, составлял среди мужчин 23,7. среди женщин - 6,3. Еще ниже была грамотность мордовского населения: у муж чин - 11,1 %, а у женщин - всего 1,5 %. Детей школьного возраста обучалось только 11.5 %, среди них девочек было 5,2 %.
До революции во всех типах образовательных учреждений в России занималось всего 9 656 тыс. учащихся. В высших учебных заведениях обучалось 127 тыс. студентов. Вот почему так остро стояла проблема реформирования системы образования. Непосредственным организатором реформы была Государственная комиссия по просвещению, а затем - Главпрофобр, Соцвос. ГУС и другие структурные подразделения Наркомпроса.
Первый Всероссийский съезд по просвещению, состоявшийся в конце августа 1918г, одобрил основные положения рефор-мы (1917 - 1934 гг), где в число фундаментальных целей выдвигались всеобщее обязательное начальное и 7-летнее образование и усиление идеологического аспекта содержания образования. Во всех звеньях системы образования того периода, в том числе и высшей школе, отбор и структурирование содержания образования базировались преимущественно на принципах партийности, коммунистической идейности и целеустремленности. В большей мере это затронуло гуманитарные науки, однако данные принципы проникали и в естественноматематические и технические знания. В то же время прослеживалось нарушение принципов историзма, научности, структурной связи науки и практики. В июле и сентябре 1918 г. в Москве состоялись два важных совещания о реформе высшей школы, на которых, к сожалению, позиция Наркомпроса многими была не понята и встретила резкое противостояние со стороны старой профессуры. В августе 1918 г, на Первом Всероссийском съезде по просвеще-© Н Е. Фомин, М.К. Рункова, 2001
i№№^^ 4, нию, M.H. Покровский выступил с докладом о реформе высшего образования. А.В. Луначарский, первый нарком просвещения, настаивал на подготовке большего числа педагогов, чтобы последние могли «сделать реформы не пустым звуком». По выражению С.Т. Шацкого, в деятельности педагогов всех типов образовательных учреждений «недоставало согласованности, но они действовали, накопляли и объединяли в своей среде лучший опыт и силы...».
В 20 - 30-е гг. в стране начался процесс упорядочения высшего образования. Мелкие, нежизнеспособные педагогические и технические институты закрывались, упразднялись или объединялись по причине дублирования детельности при подготовке специалистов и слабости финансово-экономического положения. Примером тому является и агропедвуз Мордовской АССР с четырьмя отделениями, историкоэкономическим, физико-техническим, агро-химико-биологическим, политехническим. Те. содержание образования было сформировано в трех блоках: гуманитарном, естественном и инженерном. Согласно исследованию Н.П. Макаркина (см.: Мордовский государственный университет на пороге XXI в. Саранск, 1997), в 1932 г. агропедвуз был преобразован в педагогический институт, в котором отсутствовало аграрное направление подготовки кадров и было пять отделений: историческое, математическое. химическое, биологическое, литературы и языка. В последующем отделения были преобразованы в факультеты.
Процесс упорядочения педагогических институтов с 1922 по 1932 г. шел в большей мере из-за низкого уровня финансирования. На все нужды высшей школы Нар-компрос мог выделить не более 3 % госбюджета. Сокращение шло по всей системе высшего образования. Если, например, в 1922 г. было 248 вузов, то в 1925 г. их осталось только 145. В 1921 г. в Российской Федерации функционировало 44 педагогических института (разных типов), а в 1926 г. - 15 (всего же в СССР было 30 педвузов). Несколько сократилась и общая численность студенческой молодежи. В 1922 г. во всех вузах СССР было 216 тыс. студентов, а в 1925 г. - 167 тыс. В эти годы проходили своеобразные «чистки» студен

ческого состава от «вечных» студентов и от лиц, обнаруживших явную непригодность к занятиям (см.: Паначин Ф.Г Педагогическое образование в СССР М.. 1975). Естественно, что в трудный период становления системы образования долу скатись крайности и ошибки.
Вторая реформа была самой продолжительной в истекшем столетии и проходила с 1934 по 1958 (1965) г. Перед системой образования была поставлена цель внедрить всеобщее обязательное 7-. 8-. 9-летнее образование, а в городах и поселках развернуть введение среднего (не обязательного) образования. Именно на этом этапе принимается Закон о связи школы с производством, а в учебные планы вводятся совершенно новые предметы. В содержании образования усиливается принцип политехнизма. Такие нововведения должны были реализовать педагоги, которых следовало подготовить в высшей школе. Однако формирование вузовского содержания образования базировалось преиму ще-ственно на принципах фу ндаментализации. а не прикладной направленности, хотя внешне и прослеживалась вариативность дисциплин в учебных планах. Так. в учебные планы были введены ручной труд, сельское хозяйство, графическое искусство, физика, астрономия, социология, пение, музыка, основы сельскохозяйственного производства, основы промышленного производства. основы сельской архитектуры и градостроения. моделирование и техническое конструирование.
Данный период реформирования захватил годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг). История не знала примеров столь острой борьбы за образование и воспитание детей, учащихся, студентов, за школу в условиях тяжелейших испытаний и смертельной опасности. «Школа, - говорил в феврале 1942 г. В.П. Потемкин, -со всем напряжением своих сил готовит смену для фронта и пополняет убыль специалистов на фронте труда на оборону. Эта задача школы имеет огромное народно-хозяйственное. государственное и военное значение...» В годы войны 600 школ с контингентом учащихся в 63 тыс. чел. пришлось перевести из «угрожаемых» районов в глубинные области Российской Федера- ции». Статистика того периода подтверждает то, что только на территории РСФСР в огне погибло свыше 20 тыс. школьных зданий из 30 тыс. имевшихся до войны, в которых обучалось 5 млн детей (см.: Дегтярь Д. Возрождение районов РСФСР, подвергшихся немецкой оккупации. М., 1947). В Псковской, Калининской, Курской, Сталинградской и некоторых других областях было сожжено и разгромлено более половины школ, 1 382 здания сожгли в Воронежской области, 1/3 - в Тульской. За время блокады Ленинграда гитлеровцы разрушили полностью 22 школы и нанесли повреждения 383. В окраине города не осталось ни одного уцелевшего школьного здания. Всего войной было разрушено 334 вуза, в которых обучалось 233 тыс. студентов; 605 научно-исследовательских учреждений, 82 тыс. школ, где обучалось 15 млн учащихся. Более чем в два раза сократилось число студентов за счет ушедших на войну.
Гитлер и его окружение говорили: «...раз и навсегда надо покончить с тем, что называют всеобщим образованием. Всеобщее образование - это яд...» Однако несмотря на это, цели второй реформы о переходе от 7-летнего ко всеобщему среднему образованию не снимались с повестки дня. Война не только показала великую силу и дух русского народа, но и обнажила области, в которых должны были сказать свое веское слово наука и высшая школа. Уже в 1950 г. по сравнению с довоенным 1940 г. расходы на просвещение в целом увеличились в три раза, составив 5,7 млрд руб. За годы 5-й пятилетки число средних школ почти удвоилось (в 1950 г. их было 19 тыс. с 2 млн учащихся, а в 1955 г. - 34 тыс. с числом учащихся 6 млн чел.). Высшая школа начала развиваться в гуманитарном и политехническом направлениях. Развернулись научные разработки в области физики, химии, генетики. Наши ученые осваивают Космос, проводят научно-исследовательские работы по изучению космического пространства, расщеплению атома и его синтезу. Особый вклад в развитие хромосомной теории вносят ученые-химики. Советский Союз по этим направлениям занимает лидирующую позицию в мире.
Следующая реформа проходит в период 1965 - 1975 (1984) гг. Она ставит своей 18
целью осуществление всеобщего обязательного среднего образования и развертывание повсеместного начального профессионального образования. В образовательных учреждениях реформируется содержание образования, появляются «чистые» учебные дисциплины: не естествознание, а химия, биология, география; не обществознание, а обществоведение, основы права и государства и др.
Высшая школа в этот период осуществляет «бархатную» реформу. Вместо одного, интегрированного блока знаний, например химико-биологического, появляются два: химический и биологический, вместо историко-филологического и историко-географического - отдельно исторический, филологический, географический. Начинается процесс расчленения «гигантских» блоков научных знаний на узкопрофильные с нарушением при этом принципов межпредметных и внутрипредметных связей, принципов линейности и концентричности при структурировании содержания образования. О их восстановлении заговорили позже, предпринимались попытки исправить положения за счет связующих дисциплин: биохимии, биофизики, физхимии, физбиоло-гии и т.д.; синтезирующих и системообразующих дисциплин: кибернетики, информатики. Расширяются и вводятся математические методы в различные направления наук. Происходит массовая математизация наук. Усложняется объем содержания образования в средней образовательной школе и несколько ослабляется в высшей за счет отсутствия государственных стандартов.
Очередная реформа всей системы образования, начавшаяся в 1984 г. и продолжающаяся по настоящий день, имеет целью реконструировать одновременно и организационную структуру, и содержание образования. Концептуальной идеей «реформы в реформе» является развертывание многовариантного и многовариативного содержания образования, уровней образования, типов образовательных учреждений и т.д. Причем каждое образовательное учреждение выбирает свою «индивидуальную образовательную траекторию», образовательную тактику, технику и технологию.
Однако практическое образование без научного обоснования и экономического
ЩЩ^^^ 4, обеспечения с глобальными направлениями перестройки справляется тяжело. Высшая школа не смогла в столь короткий период оперативно перевести свое содержание образования на многовариативность и многовариантность при подготовке специалистов. Сроки обучения в высшей школе не совпадали со сроками преобразований в средней, начальной и средней профессиональной школах. Специализация же по ряду остродефицитных направлений, востребованных практикой, сдерживалась. Интеграция всех уровней образования и типов образовательных учреждений «школа - ПУ -ССУЗ - высшая школа» шла в виде разработок «сквозных» учебных планов. Компенсирование знаний на следующей ступени обучения, как правило, не базировалось на государственных стандартах.1
Высшая школа в организационной структуре системы образования занимала и занимает особое место. Университеты в истории всегда стояли во главе образовательной политики государства. Мощный научный потенциал и серьезность фундаментальных исследований всегда влияли на совершенствование других звеньев системы образования, были ли это учебные округа или современные университетские комплексы. Примером может служить и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, на базе которого успешно функционирует Региональный учебный округ, признанный широкой научной общественностью. Через секции РУО корректируется содержание образования по своей направленности и наполненности, формируются тесные связи с образовательными учреждениями.
Опираясь на академическую науку, секции оказывают научно-методическую помощь в формировании не только национально-регионального компонента содержания образования, но и единого образовательного пространства в регионе. Последнему определены также концептуальные идеи:
-
- фундаментальное образование во всех отраслях научных знаний структурировать на основе общей, частной и прикладной методологии, истории науки и всеобщих методов познания;
-
- психолого-педагогическое образование ориентировать на глубинную психоло
гию, эгопсихологию, эгосоциальную теорию и достижения мировой психолого-педагогической науки;
-
- историческое образование формировать как усвоение исторической культуры, истории людей и идей, истории искусства и ремесел, истории судеб и верований, гражданской и политической истории, истории методов познания и самопознания общества, человековедения, человекознания. правоведения и т.п.;
-
- филологическое образование структурировать на основе информационно-коммуникативных и символическо-структур-ных знаний. Великих книг человечества, мировой художественной литературы и культуры, изучения иностранных языков и овладения ими;
-
- математическое образование должно быть направлено на формирование общей математической культуры через элементы дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики, информатики и др.;
-
- философское образование дополняется такими научными областями, как философия мира, философия образования, методология науки, философия психологии, науковедение. натурфилософия и т.п.;
-
- экологическое образование наполнится знаниями социальной экологии, экологической математики, экологической психологии, экологической статистики, экологической экономики, экологического права и тд.;
-
- технологическое образование будет направлено на моделирование и техническое конструирование, на изучение основ промышленного и сельскохозяйственного производства, производство рыночной продукции;
-
- духовное образование будет осуществляться через введение антропологических наук, агеологии, патрологии, истории религий, духовного искусства и музыки, приобщение к наследию разных конфессий.
В перспективе будет совершенствоваться внутренняя организационная структура университета, с максимальным приближением ее к классическим университетам мира. Развернется система научных центров по профилям и направлениям специальностей для методического оснащения других звеньев системы образования, с этой целью моделируется Высшая психолого-педагогическая школа с 3 отделениями: «подготовка магистров образования», «магистров психологии», «магистров педагогики».
Таким образом, система высшего образования в прошедшем столетии показала свою значимость в созидательно-преоб разовательной функции общества и непосредственно системы школьного образования, несмотря на сложности проводимых в ней реформ. Только интеграция науки и практики, по нашему глубокому убеждению, позволит более интенсивно развивать народное хозяйство Мордовии и России, в том числе и высшую школу.
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА В МОСКОВСКОМ МЕГАПОЛИСЕ
Е.С. Терлеева, нач. отдела университетского комплекса при Московском городском педагогическом университете
Московский городской педагогический университет был создан Правительством Москвы шесть с половиной лет назад как ведущеезвено столичной образовательной системы детский сад - школа - педагогический колледж - университет - система повышения квалификации, в которой претворяется в жизнь идея непрерывного педагогического образования, отвечающего мировым тенденциям перехода от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».
В 2000 г. университет прошел аттестацию и аккредитацию. По заключению комиссии Минобразования РФ, он занимает одно из ведущих мест среди педагогических вузов по показателям учебно-методической работы и научно-исследовательской деятельности.
В МГПУ успешно реализуется основная цель педагогического образования - непрерывное общекультурное и профессиональное развитие учителя как саморазвиваю-щейся личности с инновационным стилем научно-педагогического мышления и профессиональной компетентностью.
За истекший период ученые МГПУ внесли весомый вклад в разработку концепции и принципов образовательной политики в московском регионе. Проведены многочисленные международные, российские, московские конференции, симпозиумы, круглые столы. Сложилась система постоянно действующих семинаров по профилю факультетов и кафедр по ключевым проблемам современного образования. Развернута сеть университетских экспериментальных площадок, реализуются творческие договоры с учебными округами и образовательными учреждениями. Сформировались научные школы по многим актуальным научно-педагогическим проблемам. Оправдала себя действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
К началу нового пятилетия университет сформировался как крупное учебное и научно-исследовательское учреждение. По 26 специальностям в нем занимается около 8 000 студентов. МГПУ включает 18 факультетов, 52 кафедры, Педагогический институт физической культуры, Научно-исследовательский институт столичного образования, Высшую школу управления, аспирантуру и докторантуру, редакционно-издательскую службу, учебно-оздоровительный центр, научную библиотеку, другие структурные подразделения. В университете создана необходимая материально-техническая база, внедряется вычислительная техника. На базе МГПУ развернута Мониторинговая служба столичного образования, формируется городской ресурсный центр по интернет-технологиям. В вузе работает более 800 преподавателей, 63 % которых имеют ученые степени и звания. Сложился высокопрофессиональный коллектив, заложена прочная база для развития университета, его концепции, научной деятельности. МГПУ занял прочное мес-© Е С. Терлеева, 2001