Из научного наследия бурятского ученого-этнографа С. П. Балдаева

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу малоизвестной архивной рукописи бурятского ученого-этнографа С. П. Балдаева «Культ огня у северных бурят-монголов». В ней рассматриваются отдельные стороны культа огня у прибайкальских бурят. В традиционных представлениях почитание огня земного было неразрывно связано с поклонением огню небесному, олицетворением которого выступали небесные светила и определенные атмосферные явления. Дальнейшее развитие этих религиозно-мифологических представлений способствовало формированию культа неба - Тэнгри («Хухэ Мунхэ Тэнгри» - ‘Синее Вечное Небо’). Он воплощал целостную систему воззрений об астральных объектах и метеорологических явлениях. Кроме того, с Тэнгри связывался целый комплекс представлений о мире, жизни, судьбе человека и народа. Согласно архаическим верованиям, Небо, будучи трансцендентальным космическим божеством, воплощало в себе все сущее и являлось первопричиной всего на земле. Тэнгри воспринималось как неперсонифицированное вездесущее мужское божественное начало. Небеса одновременно осмыслялись как непосредственное проявление этого абстрактного божества и в то же время место обитания тэнгри - верховных божеств-небожителей. С ними связывалось происхождение кузнечного культа, отдельных шаманских практик, а также представления о тотемах и предках.

Еще

Буряты, традиционное мировоззрение, мифы, обряды, тэнгри, кузнечный культ, шаманизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147219113

IDR: 147219113

Список литературы Из научного наследия бурятского ученого-этнографа С. П. Балдаева

  • Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят). М.: Наука, 1991. 144 с.
  • Бадмаев А. А. Бурятские кузнецы и шаманы: зарождение и эволюция // Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные, экологические аспекты: Тез. докл. Междунар. Байкал. симпозиума. Улан-Удэ, 1996. C. 138-139.
  • Бадмаев А. А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1997а. 160 с.
  • Бадмаев А. А. Кузнечный культ агинских бурят // Народы Сибири: история и культура: к 75-летию выдающегося этнографа проф. Г. И. Пелих. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1997б. С. 102-105.
  • Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ, 1959. 180 с.
  • Балдаев С. П. Избранное. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. 255 с.
  • Балдаев С. П. К вопросу о расселении бурятских племен и родов // УЗ БГПИ. 1958. Вып. 16. С. 158-163.
  • Балдаев Сергей Петрович // Писатели Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во «Наран», 1994.
  • Бурнаков В. А. Образ неба в традиционном мировоззрении хакасов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013а. Т. 12, вып. 5: Археология и этнография. С. 255-263.
  • Бурнаков В. А. Атмосферные явления в традиционных представлениях хакасов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013б. Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. С. 254-266.
  • Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 240 с.
  • Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 116 с.
  • Дугаров Б. С. Мифология бурятской гэсэриады: Восточные тэнгри. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 226 с.
  • Дугаров Б. С. Мифология бурятской гэсэриады: Западные тэнгри. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республ. тип.», 2007. 268 с.
  • Каратанов И. Черты внешнего быта качинских татар // Изв. ИРГО (извлечение). СПб., 1884. Т. 20, вып. 6. С. 6-33.
  • Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-Литография Имп. Казан. ун-та, 1897. 104 с.
  • Кляшторный С. Г. Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 536-537.
  • Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины: опыт атеистической интерпретации. М.: Наука, 1987. 125 с.
  • Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980. 320 с.
  • Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 288 с.
  • Михайлов Т. М. С. П. Балдаев и историческое бурятоведение // Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения». Улан-Удэ, 1998. С. 28-30.
  • Неклюдов С. Ю. Тенгри // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988а. Т. 2. С. 500-501.
  • Неклюдов С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988б. Т. 2. С. 170-174.
  • Неклюдов С. Ю. Хухедей-мерген // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988в. Т. 2.
  • Неклюдов С. Ю. Сахядай-нойон // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988г. Т. 2. С. 418-419.
  • Санжеев Г. Д. Тайлаган бурятских кузнецов // Быт бурят в настоящем и прошлом. Улан-Удэ, 1980. С. 100-120.
  • Туденов Г. О., Уланов А. И. С. П. Балдаев - фольклорист и этнограф: к 70-летию со дня рождения / АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ. Улан-Удэ, 1959. 27 с.
  • Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
  • Хангалов М. Н. Собр. соч. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004. Т. 1. 508 с.
  • Цыденова Д. Ц. Представления агинских бурят о жизни и смерти (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск, 2009. 193 с.
Еще
Статья научная