Избиение "изменников" и очищение от "Дьявола": восстание москвичей в 1648 году

Автор: Мауль Виктор Яковлевич

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Российская государственность

Статья в выпуске: 54, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье впервые в российской историографии предлагается социокультурный подход к анализу восстания в Москве в июне 1648 г., которое принято называть «Соляным бунтом». Основное внимание уделено восприятию грозных событий самими участниками этого восстания. Показано, что восприятие мятежников опиралось на особенности традиционной «картины мира», носителями которой они являлись. Сквозь призму иррациональных традиционных представлений они осмысливали различные проявления социально-политического и экономического кризиса в стране в начале царствования Алексея Михайловича. Многочисленные тяготы своей жизни восставшие считали результатом боярской измены. Неправедность правящей элиты в лице конкретных ее представителей (Б.И. Морозов, Л.С. Плещеев, П.Т. Траханиотов, Н.И. Чистой) внушала простолюдинам серьезные опасение Божьего гнева, который в любой момент в виде наказания свыше мог обрушиться на православное царство. В рамках сравнительного анализа в статье обосновывается мысль, что убийства бунтовщиками ненавистных бояр и массовые погромы в столице в первые дни июня 1648 г. могли рассматриваться их современниками как восстановление нарушенной социальной Правды. Изучение страхов и предпочтений, составлявших эмоциональную доминанту активности бунтовщиков, позволило приподнять завесу тайны над тем смыслом, который они придавали своим действиям. А потому реконструированный образ «Соляного бунта», формировавшийся совокупностью субъективных переживаний его участников, оказался, по мнению автора, вполне адекватным своей объективной реальности.

Еще

Московское восстание 1648 г., "соляной бунт", городское восстание, погром, царь алексей михайлович, боярство, посадские люди, традиционная культура, православие, экзорцизм, социокультурный анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/14913834

IDR: 14913834   |   DOI: 10.24411/2072-9286-2017-00013

Список литературы Избиение "изменников" и очищение от "Дьявола": восстание москвичей в 1648 году

  • Усенко О.Г. Новые данные о монархическом самозванчестве в России второй половины XVIII века//Мининские чтения. Нижний Новгород, 2005. С. 74, 75.
  • Топоров В.Н. Московские люди XVII века (к злобе дня)//Из истории русской культуры. Т. III. М., 1996. С. 349.
  • Новомбергский Н.Я. Слово и дело государевы. Т. 1. М., 2004. С. 198; С. 194;
  • Андреев И.Л. Страсти по д’Артаньяну//Знание-Сила. 1991. № 8. С. 83.
  • Опарина Т.А. «Чужие» письмена в русской магии//Studia Slavica Hungarica. 2004. Vol. 49/1-2. P. 53.
  • Ляпин Д.А. Волнения в русских городах в середине XVII в.//Вопросы истории. 2010. № 4. С. 17;
  • Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII века (30 -40-е годы). Воронеж, 1975. С. 137.
  • Ляпин Д.А. Причины восстания в Москве в 1648 г.//Вопросы истории. 2015. № 1. С. 96.
  • Перри М. В чем состояла «измена» жертв народных восстаний XVII века?//Россия XV -XVIII столетий. Волгоград, 2001. С. 210-212.
  • Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ//Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999. С. 11, 12;
  • Топоров В.Н. Московские люди XVII века (к злобе дня)//Из истории русской культуры. Т. III. М., 1996. С. 372;
  • Тихомиров С.А. Образы Правды и Кривды в славянских текстах и мифологии//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 287.
  • Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город: Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 225.
  • Усенко О.Г. Об отношении народных масс к царю Алексею Михайловичу//Царь и царство в русском общественном сознании: Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2. М., 1999. С. 74.
  • Виноградова Л.Н. Смерть хорошая и плохая в системе ценностей традиционной культуры//Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008. С. 52, 53.
  • Иловайский Д.И. История России. Т. 5. М., 1905. С. 13;
  • Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996. С. 64, 66, 67.
  • Чеканцева З.А. Порядок и беспорядок: Протестующая толпа во Франции между Фрондой и Революцией. М., 2012. С. 196;
  • Люцидарская А.А. Колдовство и магия в жизни колонистов Сибири XVII века//Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 4 (32). С. 125.
  • Неклюдов С.Ю. Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира//Признаковое пространство культуры. М., 2002. С. 23, 28.
  • Елеонская Е.Н. Заговор и колдовство на Руси в XVII и XVIII столетиях//Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России: Сборник трудов. М., 1994. С. 112.
Еще
Статья научная