Изменчивость вариабельности сердечного ритма как отражение реализации физиологических механизмов адаптации организма
Автор: Никулина Анна Витальевна, Козлов Вадим Авенирович, Шуканов Александр Андреевич
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Физиология
Статья в выпуске: 4 т.17, 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель. Изучить динамику вариабельности сердечного ритма у студентов, отражающую реализацию механизмов адаптации организма к условиям обучения в вузе. Организация и методы. Изучение вариабельности сердечного ритма методом кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому проводили у студентов 1-2 курсов технического вуза в возрасте 17-19 лет (n = 30). Юношам опытной группы назначали органическое соединение «Селенес+» согласно рекомендациям Минздрава РФ за один месяц до начала 1-4 экзаменационных сессий. Исследовали HR, RMSSD, pNN50, Mo, MxDMn; TP, HF, LF, VLF, LF/HF; тип вегетативной регуляции и ПАРС. Результаты. Разностные показатели вариабельности ритма сердца (RMSSD и pNN50) свидетельствовали о преобладающей активности парасимпатической нервной системы у юношей опытной группы. Аналогичная закономерность прослеживалась в динамике MxDMn, который был выше у студентов III группы по сравнению с контролем (255,0 ± 17,92 против 195,3 ± 20,05 мс). Стресс-индекc (SI), напротив, был выше у студентов контрольной группы. Мощность высокочастотной и низкочастотной составляющих спектра (HF, LF) была выше у студентов, получавших «Селенес+». Мощность сверхнизкочастотной составляющей спектра (VLF) у студентов обеих групп находилась в пределах колебаний физиологической нормы, а уровень LF/HF был выше у студентов I группы. По значениям ПАРС можно констатировать, что большинство исследуемых студентов находилось в состоянии умеренного функционального напряжения. Заключение. Студенты опытной группы в межсессионный период имели сопоставимое преимущество над юношами группы контроля, обусловленное назначением «Селенес+» за один месяц до начала 1-4 экзаменационных сессий. Установленный факт доказывает корригирующее воздействие моделируемого фактора на характер изменений показателей вариабельности сердечного ритма и опосредованно свидетельствует о более эффективной реализации физиологических механизмов адаптации организма к условиям обучения в вузе.
Студенты, вариабельность сердечного ритма, сердечно-сосудистая система, адаптация
Короткий адрес: https://sciup.org/147153369
IDR: 147153369 | DOI: 10.14529/hsm170402
Текст научной статьи Изменчивость вариабельности сердечного ритма как отражение реализации физиологических механизмов адаптации организма
Функциональная активность кардиорес-пираторной системы является адекватным отражением эффективной реализации механизмов адаптации организма к постоянно меняющимся факторам окружающей среды [8, 13]. В свою очередь вариабельность сердечного ритма представляет собой универсальный индикатор функционального состояния различных звеньев регуляторного механизма человека и животных, что позволяет своевременно регистрировать изменения ней-рогуморального равновесия, а также оценивать степень участия симпатических, парасимпатических нервных и гуморальных звеньев механизмов регуляции для обеспечения энергоэффективной сердечной деятельности [4, 5, 11, 15, 16].
Цель. Изучить динамику вариабельности сердечного ритма у студентов, отражающую реализацию механизмов адаптации организма к условиям обучения в вузе.
Организация и методы. Изучение вариабельности сердечного ритма (ВСР) методом кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому [1] проводили у студентов 1–2 курсов технического вуза в возрасте 17–19 лет (n = 30). В ходе лонгитюдных исследований с соблюдением биоэтических норм юношам назначали плацебо (II группа) и органическое соединение «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Минздрава РФ перорально по 1 драже ежедневно за один месяц до начала 1, 2, 3 и 4 экзаменационных сессий. При этом студенты I группы служили контролем.
Исследование показателей ВСР проводили в положении «лежа» с соблюдением стандартных условий регистрации кардиоинтерва-лограммы при помощи аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.51» (ООО ИВНМТ «Рамена», Россия). Анализ параметров ВСР осуществляли согласно стандартам Европейского кардиологического общества и СевероАмериканского общества кардиостимуляции и электрофизиологии, а также в соответствии с российскими методическими рекомендациями [2, 17]. При этом были определены временные характеристики кардиоинтервалов: частота сердечных сокращений (HR, уд./мин), стандартное отклонение разности последовательных RR-интервалов (RMSSD, мс), частота последовательных RR-интервалов с разностью более 50 мс (pNN50, %); показатели вариационной пульсометрии: мода (Mo, мс), вариационный размах (MxDMn, мс), индекс напряжения регуляторных систем (SI). Также учитывали данные спектрального анализа (частотные параметры): общая мощность спектра (TP), мощность в высокочастотном (HF, мс2, 0,16–0,4 Гц), низкочастотном (LF, мс2,0,05–0,15 Гц) и очень низкочастотном (VLF, мс2, < 0,05 Гц) диапазонах; коэффициент LF/HF. Для выявления типа вегетативной регуляции был использован метод, предложенный Н.И. Шлык [7, 9, 10]. В целях комплексной оценки ВСР рассчитан показатель активности регуляторных систем (ПАРС). Полученные в ходе исследований данные подвергали статистической обработке при помощи программы Statistica 6.0 for Windows и программного комплекта статистической обработки Microsoft Excel-2011 с использованием критерия Манна–Уитни.
Результаты. Поскольку студенты II группы (плацебо) занимали промежуточное положение между сверстниками I (контроль) и III (опыт) групп, то в статье приведена срав- нительная характеристика исследованных параметров ВСР юношей I и III групп.
Измерение временных характеристик кардиоинтервалов показало, что частота сердечных сокращений исследуемых юношей обеих групп находилась в диапазоне 57–94 уд./мин без статистически значимой межгрупповой разницы. Разностные показатели вариабельности ритма сердца, такие как RMSSD и pNN50, свидетельствовали о преобладающей активности парасимпатической нервной системы у юношей, получавших «Селенес+» (P < 0,05). Так, их значения у студентов I и III групп составляли соответственно 29,3 ± 5,28 и 46,9 ± ± 5,31 мс; 12,4 ± 3,68 и 23,1 ± 3,92 %.
Мо, отражающая наиболее вероятный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы, у юношей контрольной и опытной групп была равна 809,6 ± 22,10 и 789,2 ± ± 25,00 мс. MxDMn, связанный с активностью парасимпатической нервной системы был, наоборот, выше у студентов опытной группы по сравнению с интактными сверстниками (255,0 ± 17,92 против 195,3 ± 20,05 мс; р > 0,05).
Индекс напряжения регуляторных систем, или стресс-индекc, показывающий степень централизации управления сердечным ритмом и, как следствие, активность симпатического отдела ВНС, был выше у студентов контрольной группы по сравнению со сверстниками III группы и составлял соответственно 251,4 ± 26,96 и 157,54 ± 14,53.
В физиологическом аспекте спектральный анализ ВСР позволяет оценить активность отдельных уровней управления сердечным ритмом. В таблице показаны некоторые спектральные характеристики ВРС студентов сравниваемых групп.
Мощность высокочастотной составляющей спектра (НF, с2), отражающая дыхательные волны и определяемая связью вагуса
Спектральные характеристики вариабельности сердечного ритма Spectral characteristics of heart rate variability
Показатель, мс2 Parameter, ms2 |
I группа Group I |
III группа Group III |
ТР |
1399,1 ± 330,54 |
2335,3 ± 315,82* |
HF |
481,0 ± 232,07 |
1175,9 ± 225,20 |
LF |
511,5 ± 55,89 |
621,5 ± 60,00 |
VLF |
250,8 ± 27,30 |
323,1 ± 26,60* |
Примечание:* – достоверные изменения по сравнению с контрольной группой (P < 0,01).
Note:* – significant changes in comparison with the control group (P < 0.01).
с синусовым узлом [12], была выше у студентов, получавших «Селенес+», что свидетельствует о наличии у них большей активности парасимпатической нервной системы по сравнению с контрольными сверстниками. Этот факт доказывает состояние меньшего психоэмоционального напряжения юношей опытной группы.
Аналогичная закономерность выявлена по отношению к мощности низкочастотной составляющей спектра (LF, с2), характеризующей состояние системы регуляции сосудистого тонуса. Данный параметр также был выше у юношей III группы, что говорит о большей активности вазомоторного центра и симпатической нервной системы организма.
Установлено, что показатель доминирующей частоты в диапазоне вазомоторных волн (TLF, с) у студентов группы контроля находился в пределах 10–12 с и составлял 10,7 ± ± 0,97 с, тогда как у юношей опытной группы небольшое его увеличение до 13,7 ± 0,98 с свидетельствовало об определенном замедлении переработки информации в вазомоторном центре.
В то же время следует отметить, что мощность сверхнизкочастотной составляющей спектра (VLF, с2), отражающая влияние высших вегетативных центров на сердечнососудистый подкорковый центр [1, 6], у студентов обеих групп находилась в пределах колебаний физиологической нормы (15–30 % суммарной мощности спектра), что указывает на достаточные адаптационные резервы организма и адекватное функционирование вегетативной нервной системы в регуляции сердечной деятельности.
Уровень LF/HF, характеризующий симпа-то-вагусный баланс регуляции ВСР [14], составлял 1,42 ± 0,16 и 1,04 ± 0,11 у юношей контрольной и опытной группы соответственно, что свидетельствует о нахождении организмов студентов I группы в состоянии большего физиологического напряжения. Важно отметить, что в обоих случаях выявленное соотношение соответствовало нормам бодрствования в спокойном психоэмоциональном и физическом состоянии, что согласуется с нормативами Американской кардиологической ассоциации (American Heart Association, 1996) [17].
По данным спектрального анализа сердечного ритма был рассчитан индекс центра- лизации (IC), показывающий степень преобладания недыхательных составляющих синусовой аритмии над дыхательными [2, 3]. Так, он составил 2,16 ± 0,28 и 1,68 ± 0,21 в контрольной и опытной группах соответственно, что показывает соотношение между центральным и автономным контурами регуляции сердечного ритма [1, 3].
Вычисление параметра ПАРС показало, что большинство студентов сопоставляемых групп находилось в состоянии умеренного функционального напряжения, и лишь единицы – в состоянии выраженного функционального напряжения. Так, ПАРС юношей контрольной и опытной групп был равен 4,0 ± 0,11 и 3,6 ± 0,12 соответственно. Астенизации регуляторных систем, ведущей к развитию риска срыва адаптационных реакций к воздействию различных внутренних и внешних факторов, выявлено не было.
Распределение студентов в группах по типу вегетативной регуляции осуществилось следующим образом: в контрольной группе на долю I (умеренное преобладание центральной регуляции), II (выраженное преобладание центральной регуляции) и III (умеренное преобладание автономной регуляции) типов пришлось 40, 40 и 20 % студентов соответственно, в то время как у сверстников опытной группы это соотношение составило 20 : 40 : 40 %. Юношей с выраженным преобладанием автономной регуляции ВСР (IV тип) среди обследованных зарегистрировано не было. Полученные нами данные о возрастной изменчивости ВСР у студентов младших курсов позволяют объективно оценивать степень адаптированности организма и своевременно проводить ее коррекцию.
Заключение. Выявлено, что студенты опытной группы в межсессионный период имели сопоставимое преимущество над юношами группы контроля, обусловленное назначением органического соединения «Селенес+» за один месяц до начала 1–4 экзаменационных сессий. Установленный факт доказывает корригирующее воздействие моделируемого фактора на характер изменений показателей вариабельности сердечного ритма (большее значение RMSSD и pNN50, меньшее SI) и опосредованно свидетельствует о более эффективной реализации физиологических механизмов адаптации организма студентов 1–2 курсов к условиям обучения в вузе.
Список литературы Изменчивость вариабельности сердечного ритма как отражение реализации физиологических механизмов адаптации организма
- Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем/Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин//Вестник аритмологии. -2001. -№ 24. -С. 65-86.
- Баевский, P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма с помощью комплекса «Варикард» и проблема распознавания функциональных состояний/P.M. Баевский, Ю.Н. Семенов, А.Г. Черникова. -М.: Наука, 2000. -С. 167-178.
- Бокерия, Л.А. Вариабельность сер-дечного ритма: методы измерения, интерпретация, клиническое использование/Л.А. Бокерия, О.Л. Бокерия, И.В. Волковская//Анналы аритмологии. -2009. -№ 4. -С. 21-32.
- Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение//Тез. докл. IV всерос. симп./отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. -Ижевск: УдГУ, 2008. -344 c.
- Димитриев, Д.А. Основные закономерности формирования экзаменационного стресса у студентов/Д.А. Димитриев, Е.В. Сапёрова. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. -190 с.
- Димитриев, Д.А. Особенности турбулентности сердечного ритма в норме и при артериальной гипертензии/Д.А. Димитриев, И.А. Туйзарова//Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. -2010. -№ 4. -С. 44-49.
- Литвин, Ф.Б. Вариабельность сердеч-ного ритма у студентов с разной двигательной активностью/Ф.Б. Литвин, А.М. Цыгановский, С.Н. Сбитный, Л.Н. Забелина и др.//Ученые записки университета Лесгафта. -2015. -№7 (125). -С. 123-129.
- Переносной аппарат для определения давления, создаваемого дыхательной мускулатурой при выдохе и вдохе: пат. 2122745 Российская Федерация: МПК A 61 B 5/00. 2011/Васильев А.Г., Агафонов А.В., Панихина А.В.; заявитель и патентообладатель Васильев А.Г. -№ 2122745; заявл. 14.12.2009, опубл. 27.06.2011.
- Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: моногр./Н.И. Шлык. -Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. -255 с.
- Шлык, Н.И. Нормативы показателей вариабельности сердечного ритма у исследуемых 16-21 года с разными преобладающими типами вегетативной регуляции/Н.И. Шлык, Э.И. Зуфарова//Вестник Удмурт. ун-та. Серия «Биология. Науки о Земле». -2013. -№ 4. -С. 96-105.
- McCraty, R. Heart Rate Variability: New Perspectives on Physiological Mechanisms, Assessment of Self-regulatory Capacity, and Health risk/R. McCraty, F. Shaffer//Glob Adv Health Med. -2015. -Vol. 4 (1). -Р. 46-61.
- Nickel, P. Sensitivity and Diagnostics of the 0.1-Hz Component of Heart Rate Variability as an Indicator of Mental Workload/P. Nickel, F. Nachreiner//Human Factors. -2003. -Vol. 45 (4). -Р. 575-590.
- Panikhina, A.V. Effects of recreational aerobics on adaptation of female first-year students from urban area and rural area to conditions of higher school education/A.V. Panikhina, O.B. Kolesnikova//Bulletin of Experimental Biology and Medicine. -2012. -Vol. 152, № 4. -С. 480-482.
- Reyes del Paso, G.A. The utility of low fre-quency heart rate variability as an index of sympathetic cardiac tone: a review with emphasis on a reanalysis of previous studies/G.A. Reyes del Paso, W. Langewitz, L.J. Mulder, A. van Roon, S. Duschek//Psychophysiology. -2013. -Vol. 50 (5). -Р. 477-487.
- Shearer, A. Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability/A. Shearer, M. Hunt, M. Chowdhury, & Nicol, L.//International Journal of Stress Management. Advance online publication (2015, October 12). -http://dx.doi.org/10.1037/a0039814.
- Taelman, J. Influence of Mental Stress on Heart Rate and Heart Rate Variability/J. Taelman, S. Vandeput, A. Spaepen, S. van Huffel//4th European Conference of the International Federation for Medical and Biological Engineering. IFMBE Proceedings. -Springer, Berlin, Heidelberg. -2009. -Vol. 22. -P. 1366-1369.
- Task Force of the European of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate Variability. Standarts of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use//Circulation. -1996. -№ 93. -P. 1043-1065.