Изменение культурного развития Дагестана под влиянием России в XIX веке
Автор: Магомедова П.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2 (33), 2017 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140122506
IDR: 140122506
Текст статьи Изменение культурного развития Дагестана под влиянием России в XIX веке
Одним из важных последствий присоединения Дагестана к России явилось развитие русско-дагестанского культурного взаимодействия. Этот процесс создал условия для приобщения горцев не только к российскому промышленному производству, но и к достижениям русской культуры, российской системе образования и науки, формированию здесь советской интеллигенции. [1] Передовые деятели России с огромной симпатией относились к народам Кавказа и, в частности, Дагестана и считали, что русский народ должен сыграть решающую роль в экономическом и культурном возрождении народов Кавказа.
На материале, почерпнутом из истории и быта горцев, деятели России создали образы горцев, дали прекрасное описание края. В благородном деле укрепления связей и дружбы между горскими народами Кавказа и русским народом значительное место принадлежит А.С. Грибоедову, А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, А.И. Полежаеву, декабристам А.А. Бестужеву-Марлинскому, А.О. Корнилову и др. [2]
Под благотворным влиянием русской культуры в Дагестане происходило формирование местной интеллигенции в конце XIX-начале XX веков - учителей, врачей, юристов, инженеров, специалистов сельского хозяйства, представителей науки, культуры. Дагестанцы, окончившие престижные высшие учебные заведения Москвы, Петербурга, Варшавы, Харькова, формировали здесь различные профессиональные группы интеллигенции. Уже в начале XX века трудились, вносили свой вклад технический прогресс такие известные инженеры, как Махач Дахадаев, Магомед-Мирза Хизроев, Видади Эмиров, Адиль-Герей Даидбеков и другие. Инженеры составляли самую значительную группу профессиональной интеллигенции. Они сыграли большую роль в строительстве в Дагестане жилых, административных зданий, дорог, мостов и др. [3] Интеллигенция, тесно связанная с широкими народными массами, выступала с критикой колониальной политики царизма и разоблачала местную феодальноклерикальную знать и ее культуру. Не замыкаясь в национальных рамках, она ратовала за сближение горцев с великим русским народом и другими народами. Формирование демократической интеллигенции происходило под непосредственным влиянием передовой общественно-политической мысли русского народа. Однако культура народов дореволюционного Дагестана развивалась в исключительно тяжелых условиях. Рука самодержавия, разделяющая народы и постоянно вмешивающая в их взаимоотношения, разжигала национальную рознь. [4]
Так же, одним из важных последствий присоединения Дагестана к России явилось создание советской системы образования. Первые светские школы были открыты в Дагестане в первой половине XIX века, в основном при военных гарнизонах. Они создавались для обучения детей военнослужащих. Появились школы, с преподаванием математики, физики, химии, биологии, географии, истории и др. Первая русская школа была открыта в 1837 году в Дербенте. В 1842 году в укреплении Низовом было русское училище с учениками, с учителем-офицером. В 1856 году по инициативе врача И.С. Костемеровского и фельдшера Львова в Нижнем Дженгутае была открыта школа для детей всадников Дагестанского конного полка.
Наряду с начальными школами в Дагестане были открыты и средние учебные заведения - реальные училища, гимназии в Темир-Хан-Шуре, Порт-
Петровске, Дербенте, которые сыграли большую роль в формировании национальной интеллигенции.
В апреле 1896 года общества селений Ичари, Шарги, Сулевкента, Амузга, Шира, Кубачи, Кара-Курейш, Ахмедкент, Маджалис, Санчи и др. аулов Кайтаго-Табасаранского округа постановили – «каждый из подданных дымов жертвовать ежегодно по 10 копеек, для составления особого школьного комитета или открытия теперь же в округе одной или двух школ для обучения детей русской грамоте».
Выдающийся ученый П.К. Услар, неустанно заботился об открытии в Дагестане светских школ, считал, что в них необходимо обучать чтению, письму, арифметике. Изучение же классических языков в горских школах, по мнению П.К. Услара, может быть заменено изучением русского языка. «Русский язык, сближение с русской жизнью, хотя бы даже только умственное, - подчеркивал он, - бесконечно важны для будущности Кавказа».
Необходимость использования передового опыта России, других стран и народов мира для прогресса культуры, духовной жизни Дагестана А.Акаев, Н.Батырмурзаев, М-К. Дибиров, М-М. Мавраев, Г. Алкадарский и др. обосновывали высказыванием пророка Мухаммеда: «За знаниями, - сказано в хадисе, - не ленись идти даже в далекий Китай, потому, что приобретение знаний есть главнейшая обязанность мусульманина». С высказываниями пророка Мухаммеда перекликается и указание Маркса о значении интернационального опыта: «Всякая нация, - писал он, - может и должна учиться у других», независимо от религиозной принадлежности.
Заметную роль в распространении передовой прогрессивной русской культуры, в укреплении дружественных связей горцев с русским народом сыграли выходцы из коренных народов Дагестана, такие как учителя И. Абдуллаев, Г. Гаджиев, С. Омаров, А. Селимханов, врачи М.Нахибашев, М. Дибиров и др. В начале XIX века под влиянием русской сценической культуры в Дагестане делались попытки создать национальные коллективы.
В 1910 году в селение Ахты самодеятельным коллективом была поставлена пьеса по рассказу Л.Н. Толстого «Первый винокур». В Темир-Хан-Шуре, Дербенте и других местах действовали музыкально-драматические кружки, ставившие по несколько спектаклей в год. В городах Дагестана выступали и профессиональные труппы русских актеров. Небезынтересно отметить, что в Темир-Хан-Шуре выступал великий русский актер Ф.И. Шаляпин.
Хочется отметить, что русские школы сыграли огромную положительную роль в формировании и развитии прогрессивной общественной мысли в Дагестане. Министр просвещения России Д.А. Толстой писал: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, будет обрусение и слияние с русским народом».
Под влиянием общения с русским народом происходило изменение в домостроительстве и планировке аулов Дагестана. Во второй половине XIX века, утверждает С.Ш. Гаджиева, в кумыкском ауле происходят существенные изменения. «Вместо старых домов с глухими стенами на улицу появляются новые двухэтажные дома с большими окнами, балконами и остекленными галереями», кумыки «строили свои жилые дома и торговые заведения на русский городской лад». Аналогичные изменения происходили и в домостроительстве нагорного Дагестана, все чаще строятся дома в европейском стиле, с балконами, большими окнами, железной крышей. [5]
Происходило и обогащение изобразительных средств дагестанских мастеров. Так, применяемый кубачинскими мастерами «москов-накиш», т.е. московский узор или московский орнамент был заимствован ими из России. В результате подражания эмалевым изделиям России, в Кубачах примерно в середине XIX века возникает эмалевая работа. Происходили также изменения в одежде и пище горцев. Все большее распространение получают:
пальто, костюм, сапоги и т.д. Частым стало употребление жидкой пищи (супов), картофеля, томата, капусты и др. овощей.
Таким образом, просвещение и культура, привнесенные в Дагестан в системе светского образования усилиями лучших представителей передовой русской культуры, сыграли огромную положительную роль в духовной жизни дагестанского народа. Дети смогли приблизиться к передовым достижениям не только русской, но и европейской цивилизации, став в последующем строителями нового общества, экономика и духовная жизнь которого были основаны на базисных составляющих мировой культуры. [6]
Список литературы Изменение культурного развития Дагестана под влиянием России в XIX веке
- История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. М., 2009. С. 292.
- Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965. С. 121-122.
- Гаджиев Адиль-Герей. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX-начале XX веков. М., 1996. С. 99-100.
- История Дагестана. М., 1968. Т.2. С. 357-358.
- С.Ш. Гаджиева. Материальная культура кумыков XIX-XX вв. М., 1960. С. 50.
- М.Р. Гасанов. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы,поиски и этюды). М.,2004. С. 424.