Изменения уровней некоторых метаболитов триптофана в крови пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, осложненного диабетической ретинопатией
Автор: Саклакова О.А., Максименя М.В., Фефелова Е.В., Терешков П.П., Караваева Т.М.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 1 т.39, 2024 года.
Бесплатный доступ
Цель: оценить содержание TRP и промежуточных метаболитов кинуренинового и серотонинового путей его обмена в плазме крови пациентов с СД 2-го типа и с непролиферативной диабетической ретинопатией (ДР), как кандидатов в маркёры ранней стадии патологического процесса.Материал и методы. Обследовано 3 группы лиц: в первую группу вошли 10 пациентов с СД 2-го типа без ДР, во вторую - 10 человек с СД 2-го типа, осложненным ДР непролиферативной стадии, в контрольную группу были включены 10 здоровых человек. У пациентов первой группы на глазном дне регистрировалось снижение светочувствительности макулы, незначительное увеличение центральной толщины сетчатки, у пациентов с ДР - умеренное количество микроаневризм и микрогеморрагий, умеренно выраженные интраретинальные микрососудистые аномалии в одном квадранте, расширение вен, четкообразность центральной вены сетчатки и ее ветвей, в макулярной зоне - отек с твердыми экссудатами в центре и латеральнее fovea centralis. У всех участников исследования утром натощак забирали кровь, в плазме определяли содержание TRP, кинуренинов ((кинуренина (KYN), 3-гидроксикинуренина (3-НKYN), кинуреновой кислоты (KYNA)) и уровень L-5-гидрокситирптофана (5HTrp) методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с флуориметрической и спектрофотометрической детекцией.Результаты. В группах лиц с СД 2-го типа в плазме крови увеличен уровень TRP относительно здоровых лиц на 15,1% (р = 0,032) и 17,9% (р = 0,030) в первой и второй группах соответственно. У пациентов первой группы повышено содержание KYN на 57,7% (р = 0,012) и KYNA на 33,6% (р = 0,012), на 18,1% (р = 0,020) снижена концентрация 3-НKYN относительно здоровых обследуемых. У больных второй группы изменения уровня кинуренинов имеют ту же направленность, но являются более выраженными. Так, количество KYN превышает значения у здоровых лиц на 84,5% (р = 0,001) и значения в первой группе на 18,0% (р = 0,049); уровень KYNA возрастает на 56,6% (р = 0,001) относительно контроля и на 17,3% (р = 0,049) от такого первой группы. Наблюдается уменьшение содержания 3-НKYN относительно контроля на 18,6% (р = 0,038) и повышение концентрации 5HTrp на 193,9% (р function show_abstract() { $('#abstract1').hide(); $('#abstract2').show(); $('#abstract_expand').hide(); }
Триптофан, сахарный диабет, диабетическая ретинопатия
Короткий адрес: https://sciup.org/149144773
IDR: 149144773 | DOI: 10.29001/2073-8552-2024-39-1-135-139
Текст научной статьи Изменения уровней некоторых метаболитов триптофана в крови пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, осложненного диабетической ретинопатией
Saklakova O.A., Maksimenya M.V., Fefelova E.V., Tereshkov P.P., Karavaeva T.M. Changes in the level of some tryptophan metabolites in the blood of patients with type 2 diabetes mellitus and diabetic retinopathy. The Siberian Journal of Clinical and Experimental Medicine. 2024;39(1):135–139.
Диабетическая ретинопатия (ДР) – распространенное хроническое микрососудистое осложнение сахарного диабета (СД), представляющее собой доминирующую причину приобретенного повреждения и / или потери зрения среди людей трудоспособного возраста во всем мире [1]. В настоящее время факторами риска развития и прогрессирования ДР общепризнаны такие метаболи- ческие нарушения, как гипергликемия, дислипидемия, активация процессов липопероксидации [2], а биохимические маркеры данных нарушений помогают стратифицировать вероятность прогрессирования ретинопатии у пациента с СД [3]. Известно, что метаболический фенотип каждого индивидуума – это продукт взаимодействия генетических и средовых факторов в патогенезе любого заболевания. Вероятно, именно это обусловливает то, что у многих больных СД при отсутствии резких перепа- дов уровня глюкозы в крови, интенсификации перекисного окисления липидов, без сдвигов в липидном спектре наблюдается развитие ДР, а у некоторых больных СД с длительным течением не отмечается прогрессирования ДР. Таким образом, идентификация новых и эффективных лабораторных маркеров ДР остается актуальной [1], поскольку позволяет решать социальные и медицинские проблемы ее ранней диагностики и сообразно с этим – своевременной профилактики, персонализированного лечения, прогноза заболевания, предотвращения слепоты, инвалидности у лиц, страдающих СД, улучшения качества их жизни [4].
На сегодняшний день несколько метаболитов идентифицированы как маркеры ДР – асимметричный димети-ларгинин плазмы [5], фумаровая кислота, уридин, уксусная кислота и цитидин [6]. В последние десятилетия в связи с возросшим научным интересом к обмену триптофана (TRP) была установлена взаимосвязь между реакциями кинурениновомого пути и обменом углеводов, липидов, свободнорадикальными, иммунными процессами, а также встали вопросы о роли нарушений обмена TRP в патогенезе метаболических заболеваний, в том числе СД [7].
Цель исследования: оценить содержание TRP и промежуточных метаболитов кинуренинового и серотонинового путей его обмена в плазме крови пациентов с СД 2-го типа и с непролиферативной диабетической ретинопатией (ДР), как кандидатов в маркёры ранней стадии патологического процесса.
Материал и методы
На первом этапе было проведено офтальмологическое обследование 40 больных СД 2-го типа в офтальмологическом отделении ГУЗ ККБ г. Читы. Диагностику ДР проводили в соответствии с международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10. Класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата H00-H59). Остроту зрения оценивали с помощью проектора знаков OAP 311 (Carl Zeiss, Германия) и набора стекол; измерение внутреннего давления глаза проводили тонометром Маклакова массой 10,0 г; критическую частоту слияния мельканий осуществляли на «Flash-test» (Россия); биомикроскопию переднего отдела – на щелевой лампе AIA-12 2S «Appasamy Associates» (Индия). Офтальмоскопию и биомикроскопию сетчатки, хрусталика, стекловидного тела определяли на щелевой лампе с помощью 3-зеркальной линзы Гольдмана OG3MA (Ocular Instruments Inc., США) и бесконтактной линзы +75 D (Ocular Instruments Inc., США); фоторегистрацию глазного дна проводили на цветной фундус-камере NM-1000 (Nidek, Германия), для оптической когерентной томографии использовался томограф RTVue-100.
Критериями включения в исследование явились СД 2-го типа; наличие одного микрососудистого осложнения (ДР непролиферативной стадии); критериями исключения – НЬА1с выше 12%, тяжелые осложнения диабета, оперированная глаукома, острый инфаркт миокарда и острый коронарный синдром, хроническая почечная и печеночная недостаточность, уровень артериального давления выше 160 / 100 мм рт. ст.; острое нарушение мозгового кровообращения, сердечная недостаточность, а также нарушение прозрачности сред глаза, зрелая катаракта, другие заболевания сетчатки.
В результате обследования были сформированы 3 группы лиц: в первую группу вошли 10 пациентов с СД 2-го типа без ДР (средний возраст – 47,3 года), во вторую – 10 человек с ДР непролиферативной стадии на фоне СД 2-го типа (средний возраст – 51,4 года), в контрольную группу были включены 10 здоровых человек (средний возраст – 46,9 года). Среднесуточный уровень глюкозы у больных СД составил 10,1 (9,28; 10,8) ммоль/л, уровень гликозилированного гемоглобина (HbA1c) – 9,9 (9,8; 10,9) %.
У пациентов с СД без диабетических изменений глазного дна регистрировались минимальные нарушения: снижение светочувствительности макулы, незначительное увеличение центральной толщины сетчатки. У пациентов с ДР выявлялись следующие офтальмологические проявления на глазном дне: умеренное количество микроаневризм и микрогеморрагий (штрихообразные, округлые) в двух-трех квадрантах, умеренно выраженные интраретинальные микрососудистые аномалии в одном квадранте, расширение вен, четкообразность центральной вены сетчатки и ее ветвей, в макулярной зоне – отек с твердыми экссудатами в виде мелкоточечных белых очагов в центре и латеральнее fovea centralis .
У всех участников забирали кровь утром натощак и в плазме определяли содержание TRP, кинуренинов ((кинуренина (KYN), 3-гидроксикинуренина (3-НKYN), кину-реновой кислоты (KYNA)) и уровень L-5-гидрокситрипто-фана (5HTrp) методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с флуориметрической и спектрофотометрической детекцией. В работе был использован хроматограф Shimadzu LC-20. Обсчет результатов проводили с помощью программы Jamovi, версия 2.3. Перед началом анализа вариационные ряды тестировали на нормальность при помощи критерия Шапиро – Уилка. Учитывая распределение признаков, отличное от нормального, полученные данные представлены в виде медианы межквартильным интервалом (25-го; 75-го перцентилей). Сравнение количественных признаков выполняли с применением критерия Краскела – Уоллиса (H) с определением размера эффекта. При наличии статистически значимых различий с учетом поправки Бонферрони проводили попарное сравнение с помощью критерия Двасса – Стила – Кричлоу – Флигнера. Взаимосвязи оценивали с использованием корреляционного анализа Спирмена.
Все группы были сопоставимы по возрасту, полу, социальному статусу. От всех обследуемых было получено добровольное информированное согласие на проводимое исследование. В работе соблюдены этические принципы, предъявляемые Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki, 1964, 2013 – поправки), исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России, (протокол № 127 от 25.04.2023 г.).
Результаты
Анализ результатов исследования показал, что в группах лиц с СД 2-го типа в плазме крови увеличен уровень TRP относительно здоровых лиц: на 15,1% ( р = 0,032) и 17,9% ( р = 0,030) в первой и второй группах соответственно (таблица).
Оценка содержания кинуренинов продемонстрировала, что у лиц с СД без осложнений в плазме крови повышено содержание KYN на 57,7% ( р = 0,012) и KYNA на 33,6% ( р = 0,012) относительно контроля. В то же время у данных пациентов наблюдалось снижение концентрации 3-НKYN на 18,1% ( р = 0,020) относительно контроля.
Таблица. Уровни триптофана и его метаболитов в сыворотке крови у лиц с сахарным диабетом 2-го типа ( Me (25-й; 75-й)) Table. The levels of tryptophan and its metabolites in the blood serum of patients with type 2 diabetes mellitus ( Me (25-й; 75-й)) |
||||
Показатели / Группы Parameters / Groups |
Контроль, n = 10 Control, n = 10 |
СД 2-го типа без осложнений, n = 10 Type 2 diabetes mellitus without complications, n = 10 |
СД 2-го типа, осложненный непролиферативной диабетической ретинопатией, n = 10 Type 2 diabetes mellitus with diabetic retinopathy, n = 10 |
Тестовая статистика, Df = 2 Test statistic, Df = 2 |
Триптофан, мкМ/л Tryptophane, μM/L |
59,8 (56,9; 59,8) |
54,4 (52,9; 77,2) |
70,2 (36,9; 78,7) р1 = 0,04 |
H = 11,19 р = 0,011 Ɛ2 = 0,177 |
Кинуренин, мкМ/л Kynurenine, μM/L |
0,97 (0,89; 1,09) |
1,97 (1,84; 1,97) |
2,01 (1,82; 2,21) р1 = 0,013 |
H = 44,55 р < 0,001 Ɛ 2 = 0,743 |
3-гидроксикинуренин, мкМ/л 3-Hydroxykynurenine, μM/L |
11,5 (10,8; 11,8) |
15,60 (14,8; 16,0) |
19,70 (17,7; 21,5) р1 = 0,04 |
H = 52,52 р < 0,001 Ɛ 2 = 0,833 |
Кинуреновая кислота, нМ/л Kynurenic acid, nM/L |
39,9 (33,7; 54,6) |
60,60 (59,1; 68,2) |
89,0 (67,8; 88,7) р1 = 0,01 |
H = 46,26 р < 0,001 Ɛ2 = 0,734 |
L-5-гидрокситриптофан, нМ/л L-5-Hydroxytrуptofan, nM/L |
0,6 (0,59; 0,70) |
1,53 (1,35; 1,79) |
1,93 (1,67; 2,85) р1 = 0,6 |
H = 53,15 р < 0,001 Ɛ 2 = 0,767 |
Примечание: СД – сахарный диабет, р – статистически значимые различия при попарном сравнении с группой контроля с помощью критерия Манна – Уитни, р1 – достоверность различий между первой и второй группой, Ɛ 2 – размер эффекта.
Note: p – is a statistically significant difference when pairwise compared to the Mann – Whitney control group, p1 – is the validity of the difference between the first and second groups, Ɛ 2 is the size of the effect.
У пациентов с ДР изменения уровня KYN в плазме крови имели ту же направленность, но были более выражены. Концентрация KYN превышала контроль на 84,5% ( р = 0,001) и значения в первой группе – на 18,0% ( р = 0,049); уровень KYNA возрос на 56,6% ( р = 0,001) относительно контроля и на 17,3% ( р = 0,049) относительно группы без ДР, уменьшение содержания 3-НKYN составило 18,6% от группы контроля ( р = 0,038). Задокументированы повышенные значения 5-Hydroxytryptophana (5HTrp): в первой группе они составили 171,7% ( р < 0,001) от контроля, а во второй 193,9% ( р < 0,001).
Обсуждение
Таким образом, на ранней стадии микрососудистого осложнения СД – ДР изменяются значения концентрации метаболитов TRP в крови. Возможно, это связано с тем, что при СД происходит как гликирование серотониновых рецепторов, так и блокировка их в результате других метаболических нарушений; серотонин не может выполнить свои физиологические функции в достаточной мере, что приводит к нарушению автоматизма и сократительной активности гладкой мускулатуры сосудов [8]. Таким образом, возникает относительная серотониновая недостаточность. Дисфункция гладкой мускулатуры сосудов, которая возникла в результате повреждения взаимодействия серотонина с его рецепторами, приводит к нарушению микроциркуляции [9] и возникновению локальной и регионарной гипоксии, деструкции тканей, что усугубляется изменением реологических свойств крови у больных СД. Клинически это проявляется нарушением функции органов и систем, кровоснабжаемых данными сосудами
[10, 11]. Компенсаторно данные сдвиги в организме сопровождаются дополнительной секрецией серотонина энтерохромафинными клетками [12], вероятно, в результате чего уровень промежуточного продукта процесса образования серотонина – 5HTrp увеличивается.
На наш взгляд, выявленные нарушения являются крайне неблагоприятными, так как KYNA, ингибируя синтез инсулина, играет важную роль в углеводном обмене, создавая условия, способствующие его изменению, а 3-НKYN в ряде реакций превращается в никотинами-дадениндинуклеотид и никотинамидадениндинуклеоти-дфосфат, которые играют главную роль в окислительно-восстановительных реакциях в качестве кофермента дегидрогеназ, обеспечивающих энергетический обмен, а также кофермента пероксидаз, участвующих в анти-радикальной защите клетки. Изменения соотношения метаболитов TRP могут оказаться среди факторов, влияющих на прогрессирование ДР. С другой стороны, поскольку значения изученных нами метаболитов TRP достоверно изменяются при возникновении начальной стадии ДР, они могут быть использованы в качестве лабораторных маркеров при ранней диагностике микроангиопатии. Однако для обозначения более конкретных результатов необходимо провести дальнейшие обширные исследования со сбором большего количества данных.
Заключение
В крови пациентов в непролиферативную стадию ДР на фоне СД 2-го типа в плазме крови увеличивается содержание KYN, KYNA, 5HTrp, снижается уровень 3-НKYN по сравнению со здоровыми лицами. При наличии ДР на фоне СД 2-го типа изменения более выражены.
Список литературы Изменения уровней некоторых метаболитов триптофана в крови пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, осложненного диабетической ретинопатией
- Du X., Yang L., Kong L., Sun Y., Shen K., Cai Y. et al. Metabolomics of various samples advancing biomarker discovery and pathogenesis elucidation for diabetic retinopathy. Front. Endocrinol. (Lausanne). 2022;13:1037164. https://doi.org/10.3389/fendo.2022.1037164.
- Cecilia O.M., José Alberto C.G., José N.P., Ernesto Germán C.M., Ana Karen L.C., Luis Miguel R.P. et al. Oxidative stress as the main target in diabetic retinopathy pathophysiology. J. Diabetes Res. 2019;2019:8562408. https://doi.org/10.1155/2019/8562408.
- Мошетова Л.К., Воробьева И.В., Гигинеишвили Д.Н., Нешкова Е.А. Методы ранней диагностики и профилактики инвалидизирующих осложнений диабетичской ретинопатии при сочетанном течении сахарного диабета 2-го типа и гипертонической болезни. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2015;2:12-18.
- Абдуллина Д.А., Балмуханова А.В., Канафьянова Э.Г. Особенности лабораторных исследовании диабетической ретинопатии на ранних стадиях (обзор литературы). Вестник КазНМУ. 2020;2-1:389-392.
- Sun Y., Kong L., Zhang A.H., Han Y., Sun H., Yan G.L. et al. A hypothesis from metabolomics analysis of diabetic retinopathy: Arginine-creatine metabolic pathway may be a new treatment strategy for diabetic retinopathy. Front. Endocrinol. (Lausanne). 2022;13:858012. https://doi.org/10.3389/fendo.2022.858012.
- Zhu X.R., Yang F.Y., Lu J., Zhang H.R., Sun R., Zhou J.B. et al. Plasma metabolomic profiling of proliferative diabetic retinopathy. Nutr. Metab. (Lond). 2019;16:37. https://doi.org/10.1186/s12986-019-0358-3.
- Ala M., Eftekhar S.P. The footprint of kynurenine pathway in cardiovascular diseases. Int. J. Tryptophan Res. 2022;15:11786469221096643. https://doi.org/10.1177/11786469221096643.
- Kiluk M., Lewkowicz J., Pawlak D., Tankiewicz-Kwedlo A. Crosstalk between tryptophan metabolism via kynurenine pathway and carbohydrate metabolism in the context of cardio-metabolic risk-review. J. Clin. Med. 2021;10(11):2484. https://doi.org/10.3390/jcm10112484.
- Kozieł K., Urbanska E.M. Kynurenine pathway in diabetes mellitus-novel pharmacological target? Cells. 2023;12(3):460. https://doi.org/10.3390/cells12030460.
- Liu J.J., Movassat J., Portha B. Emerging role for kynurenines in metabolic pathologies. Curr. Opin. Clin. Nutr. Metab. Care. 2019;22(1):82-90. https://doi.org/10.1097/MCO.0000000000000529.
- Ринчинова Т.С., Серебрякова О.В., Фёдорова А.П. Современный взгляд на морфологию поражения коронарных артерий у больных сахарным диабетом 2 типа. ЭНИ Забайкальский медицинский вестник. 2022;2:79. https://doi.org/10.52485/19986173_2022_2_79.
- Шкляев А.Е., Пантюхина А.С., Галиханова Ю.И., Горбунов Ю.В., Казарин Д.Д. Особенности паракринной регуляции желудочно-кишечного тракта у больных сахарным диабетом 2-го типа. Современные проблемы науки и образования: сетевое электронное издание. 2019;5. https://doi.org/10.17513/spno.28817.