Изменения в липидограмме и особенности липопероксидации при алкогольном делирии и его коррекции с помощью физиотерапии
Автор: Виноградов Д.Б., Паначв И.В., Изаровский Б.В.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Проблемы здравоохранения
Статья в выпуске: 39 (256), 2011 года.
Бесплатный доступ
Физиотерапевтическая коррекция алкогольного делирия сопровождалась снижением концентраций холестерина и триглицеридов при одновременном снижении концентрации гептанрастворимых шиффовых оснований
Алкогольный делирий, липопероксидация, холестерин, триглицериды
Короткий адрес: https://sciup.org/147152910
IDR: 147152910
Текст научной статьи Изменения в липидограмме и особенности липопероксидации при алкогольном делирии и его коррекции с помощью физиотерапии
Одной из клинических и клинико-лабораторных характеристик алкогольного делирия является алкогольный гепатит, проявляющийся в виде гепатомегалии с диффузными изменениями паренхимы печени, гипербилирубинемии, в увеличении в сыворотке крови, показателя тимоловой пробы, активности трансаминаз и других ферментативных маркёров цитолиза гепатоцитов. Нарушения функции печени связаны с непосредственным повреждающим действием этанола на гепатоциты, реализуемым через индукцию изоформы цитохрома Р450 CYP2E, сцепленной с генерацией активных форм кислорода. Вследствие этого в органе появляются очаги альтерации, играющие ключевую роль в формировании алкогольного (токсического) гепатита. Развитию токсического гепатита сопутствует формирование неспецифического реактивного гепатита и липидного дистресс-синдрома по В.С. Савельеву [6]. Его развитие связано с изменением липидного состава крови, главным образом, за счёт непосредственного действия аутотоксинов, образующихся в результате гнилостных процессов в атоничном кишечнике, на ферментативные системы клеток, участвующих в рециркуляции желчных кислот и синтезирующих эндогенный холестерин. Одновременно развивается нарушение энтерогепатической рециркуляции желчных кислот, являющейся ключевым звеном патогенеза липидного дистресс-синдрома [6]. С позиций липидного дистресс-синдрома рассматриваются такие заболевания как атеросклероз артерий, желчно-каменная болезнь, полипы и дискинезии желчного пузыря и желчевыводящих путей, хронический гепатит и жировой гепатоз. Важно отметить, что и хронический гепатит, и жировой гепатоз часто обусловлены алкоголизмом. Липидный дистресс-синдром имеет системный характер. В частности, он отражается на характерных для алкоголизма нарушениях нервной системы. Прежде всего это связано с высокой потребностью нейронов в липидах, используемых как для построения клеточной мембраны, так и для формирования миелиновой оболочки. Поэтому его коррекция может быть причастна к развитию нейропротекторного и гепа-топротекторного эффекта терапии. В данном исследовании мы определяли возможность коррекции липидного дистресс-синдрома комплексным физиотерапевтическим воздействием, состоящим из мониторного очищения кишечника и амплипульстерапии.
Материалы и методы. Клинико-лабораторному исследованию подверглись 35 пациентов мужского пола в возрасте 23–55 лет с алкоголизмом II–III стадии и явлениями вегетативной нейропатии, госпитализированных по поводу алкогольного делирия. Больным в комплекс мероприятий неотложной наркологической помощи были включены мониторное очищение кишечника (МОК; аппарат гидроколонотерапии Clearwater PPC-101, USA) и амплипульсотерапия в режиме электростимуляции мышц передней и задней группы бедра и задней группы мышц голени – симметрично. МОК проводилась на 2–4 день госпитализации путём орошения водой просвета толстого кишечника в диапазоне температур 35,5–37,9 °С при суммарном объеме инстилляций – 55–65 л, являющимся дополнительным фактором «объемного» раздражения и стимуляции, что благоприятствует температурной стимуляции перистальтики и восстановлению тонуса кишечной трубки. Электростимуляция с использованием аппарата «Амплипульс-5» (ОАО «Электроаппарат», г. Брянск, Россия) в режиме I, род работы 2, с частой модуляции 10 Гц, глубиной модуляции 100 %, длительностью одной процедуры 5 минут на каждую группу мышц симметрично начиналась сразу после ликвидации острых психотических проявлений. Синхронизированная по частоте и фазе стимуляция, как массивное воздействие сигналов одинаковой сенсорной модальности, позволяет нарушить устойчивость авитального динамического стереотипа и перевести биологическую систему в новое метаболическое состояние. При этом в первые три процедуры использовалась сила тока
Виноградов Д.Б., Паначёв И.В., Изаровский Б.В.
95–100 мА, а с 4-й по 7-ю процедуру 45–60 мА. До начала лечения и после завершения последней процедуры осуществлялось взятие крови из локтевой вены. Кроме того, определялись базисные показатели липидограммы, а именно концентрации триглицеридов, холестерина, а также содержание холестерина в липопротеиндных фракциях [2]. По методике И.А. Волчегорского и соавторов [7] в плазме крови определялось содержание первичных (диеновые конъюгаты) и вторичных (кетодиены и сопряжённые триены) молекулярных продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ). Содержание конечных продуктов ПОЛ-шиффовых оснований определялось по методике Е.И. Львовской и соавторов [8]. Статистически значимые различия определяли с использованием непараметрического критерия Wilcoxon для связанных выборок.
Результаты и обсуждение. Липидный дистресс-синдром у больных с алкоголизмом II–III стадии проявлялся в увеличении содержания триглицеридов и повышении уровня холестерина при одновременном снижении содержания холестерина в антиатерогенной фракции α-липопротеидов и увеличении содержания холестерина в проатеро-генных фракциях. Одновременно наблюдалось увеличение содержания общего билирубина. На этом фоне в плазме крови снизилось содержание изо-пропанолрастворимых диеновых конъюгатов при одновременном увеличении содержания кетодиенов и сопряжённых триенов в ответ на индукцию Fe+2 / аскорбат.
После проведения МОК и на фоне дебюта амплипульстерапии отмечалось снижение содержания общего холестерина. Интересно отметить, что данный эффект физиотерапии реализовался на фоне снижения уровня холестерина, находящегося в составе α-липопротеидных фракций. Проведение МОК с амплипульсотерапией привело к снижению содержания конечных продуктов липопероксида-ции – гептанрастворимых шиффовых оснований с одновременным увеличением содержания первичных продуктов ПОЛ-гептанрастворимых диеновых конъюгатов (см. таблицу).
При обсуждении полученных результатов уместно обратить внимание на способность данного терапевтического комплекса эффективно корригировать нарушения абдоминального крово- и лимфообращения, способствовать увеличению содержания гептанрастворимых диеновых конъюгатов. Эта категория продуктов липопероксидации является наименее токсичной и обладает способностью регулировать гемодинамику [19]. Важно отметить, что одновременно снижалось содержание высокотоксичных конечных продуктов ПОЛ-шиффовых оснований [16, 21]. Безусловно, для понимания природы разнонаправленных изменений содержания этих категорий продуктов ПОЛ требуются дальнейшие исследования. В связи с этим необходимо обратить внимание на имеющиеся в литературе данные о наличии положительной корреляционной связи между содержанием витамина Е и диеновыми конъюгатами у крыс, хронически потребляющих этанол [9]. Это позволило предположить, что в ответ на умеренную активацию ПОЛ допустимо усиление антиоксидантной защиты, способствующей снижению содержания вторичных и конечных продуктов ПОЛ. Вероятно,
Содержание молекулярных продуктов ПОЛ в плазме крови больных с алкогольным делирием до и после проведения физиотерапии
Показатель |
До лечения (n = 35) |
После лечения (n = 35) |
Диеновые конъюгаты (гептановая фаза) |
0,701 ± 0,08 |
0,702 ± 0,12 |
Кетодиены и сопряженные триены (гептановая фаза) |
0,144 ± 0,05 |
0,104 ± 0,04* |
Шиффовы основания (гептановая фаза) |
0,074 ± 0,002 |
0,042 ± 0,001* |
Диеновые конъюгаты (изопропанольная фаза) |
0,682 ± 0,05 |
0,794 ± 0,04* |
Кетодиены и сопряженные триены (изопропанольная фаза) |
0,322 ± 0,01 |
0,261 ± 0,02* |
Шиффовы основания (изопропанольная фаза) |
0,109 ± 0,044 |
0,07 ± 0,024 |
Холестерин, ммоль/л |
4,80 ± 0,16 |
4,55 ± 0,14* |
хсЛПВП, ммоль/л |
1,27 ± 0,04 |
1,13 ± 0,04 |
хсЛПНП, ммоль/л |
2,93 ± 0,16 |
2,75 ± 0,15 |
хсЛПОНП, ммоль/л |
0,59 ± 0,04 |
0,67 ± 0,05 |
Примечание. Количество продуктов ПОЛ выражено в единицах индекса окисления Е 232 /Е 220 – первичные, Е 278 /Е 220 – вторичные продукты ПОЛ* – статистически значимые отличия (непараметрический критерий Вилкоксона для связанных выборок).
Проблемы здравоохранения
гепатопротекторный эффект комплексной терапии, в определённой мере, связан с ограничением ишимизации органа. Между тем известно, что ишемические расстройства провоцируют альтерацию гепатоцитов с последующим появлением некротических очагов [15]. Поэтому минимизация расстройств гемодинамики ограничивает выраженность органодеструктивных процессов, что проявляется в снижении активности органоспецифичных ферментов в сыворотке крови. Не случайно гепатопротекторное действие МОК с амплипульстерапией сопряжено с отчётливой коррекцией вегетативной нейропатии. В свою очередь, формирование нейропатий связано с нарушением тиаминового обмена, в котором печень и кишечник занимают ключевые позиции [10, 12–14, 17, 18, 20]. Вероятно, коррекция нарушений печёночного метаболизма данным терапевтическим блоком касается и тиаминзависимых ферментов, а также всасывания витамина В1.
Выводы
-
1. При алкогольном гепатите липидный дистресс-синдром проявляется в увеличении содержания триглицеридов и холестерина, а также в увеличении содержания гептанрастворимых шиффовых оснований.
-
2. Физиотерапевтическая коррекция алкогольного делирия сопровождается нормализацией всех показателей липидограммы, за исключением уровня холестерина в α-липопротеидных фракциях.
Список литературы Изменения в липидограмме и особенности липопероксидации при алкогольном делирии и его коррекции с помощью физиотерапии
- Альтшулер, В.Б. Клинические особенности алкоголизма у больных с патологией печени/B. Б. Альтшулер, Т.Ю. Абдуллаев//Вопросы наркологии. -2001. -№ 1. -С. 33-41.
- Кекелидзе, З.И. Тяжёлый алкогольный делирий/З.И. Кекелидзе, А.М. Земсков, Б.А. Филимонов//Рус. мед. журнал. -1998. -Т. 6, № 2. -C. 103-108.
- Ковалёв, И.Е. Реакция ацетелирования при хроническом алкоголизме/Н.Е. Ковалёв, Н.Г. Селезнёв//Журнал нейропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1984. -Т. 84, № 2. -С. 232-234.
- Колб, В. Г. Клиническая биохимия: пособие для врачей лаборантов/В.Г. Колб, В. С. Камышников. -Минск, 1976. -311 с.
- Лекарственные средства в клинике алкоголизма и наркоманий: рук. для врачей/А.Г. Гофман, А.П. Музыченко, Г. Энтин и др. -М.: РГМУ, 1999. -106 с.
- Савельев, В.С. Липидный дистресс-синдром в хирургии/В.С. Савельев, Е.Г. Яблоков, В.А. Петухов//Бюл. эксперим. биологии и медицины. -1999. -Т. 127, № 6. -С. 604-609.
- Сопоставление различных подходов к определению продуктов перекисного окисления липидов в гептан-изопропанольных экстрактах крови/И.А. Волчегорский, А.Г. Налимов, Б.Г. Яровинский, Р.И. Лифшиц//Вопросы медицинской химии. -1989. -№ 1. -С. 127-131.
- Спектрофотометрическое определение конечных продуктов перекисного окисления липидов/Е.И. Львовская, И.А. Волчегорский, С.Е. Шемяков, Р.И. Лифшиц//Вопр. мед. химии. -1991. -№ 4. -C. 92-94.
- Effect of chronic consumption of ethanol and vitamin E on fatty acid composition and lipid peroxidation in rat heart tissue/S. V. Pirozhkov, C.D. Eskelson, R.R. Watson et al.//Alcohol. -1992. -№ 4. -Р. 329-334.
- Fatty acids and oxidative stress in psychiatric disorders/S. Tsaluchidu, S. Cocchi, L. Tonello, B. Purri//BMC Psychiatry. -2008. -№ 8. -P. 145-148.
- Fatal hyperthermia associated with excited delirium during an arrest/Y. Bunai, K. Akaza, W.X. Jiang, А. Nagai//Leg Med (Tokyo). -2008. -№ 6. -P. 306-309.
- Gleason, O.C. Delirium/O.C. Gleason//Am. Fam. Physician. -2003. -№ 67(5). -P. 1027-1034.
- Inappropriate Use of Symptom-Triggered Therapy for Alcohol Withdrawal in the General Hospital/K. Hecksel, J. Bostwick, M. Thomas, S. Stephen//Mayo Clinic Proccedings. -2008. -№ 3. -Р. 274-279.
- Jacobson, S. Behavioral and pharmacologic treatment of delirium/S. Jacobson, B. Schreibman//Am. Fam. Physician. -1997. -№ 56 (8). -Р. 2005-2012.
- Lieber, C.S. Metabolism of ethanol and associated hepatotoxity/C.S. Lieber//Drug at alcohol review. -1991. -Vol. 10, № 3. -P. 175-202.
- 4-Oxo-2-nonenal is both more neurotoxic and more protein reactive than 4-hydroxy-2-nonenal/D. Lin, H.G. Lee, Q. Liu et al.//Chem Res Toxicol. -2005. -Vol. 18(8). -Р. 1219-1231.
- Markowitz, D. Delirium and Antipsychotics: A Systematic Review of Epidemiology and Somatic Treatment Options/D. Markowitz, M. Narasimhan//Psychiatry (Edgmont). -2008. -№ 10. -Р. 29-36.
- McKeon, A. The alcohol withdrawal syndrome/A. McKeon, M.A. Frye, N. Delanty//J. Neurol Neurosurg Psychiatry. -2008. -Vol. 79(8). -Р. 854-862.
- Oxidative modification of low-density lipoprotein and immune regulation of atherosclerosis/E. Matsuura, K. Koboyashi, M. Tabuchi, L.R. Lopez//Prog Lipid Res. -2006. -Vol. 45(6). -Р. 466-486.
- Schukit, MA. Alcohol usedisorders/M.A. Schukit//Lancet. -2009. -№ 7. -Р. 492-501.
- Ward, P. Systemic Complement Activation, Lung Injury and Products of Lipid Peroxidation/P. Ward, J. Till, R. Hatherill//J. Clin. Invest. -1985. -Vol. 76. -P. 517-527.