Изображение иконоборческих императоров в византийских службах в честь исповедников иконопочитания
Автор: Сенина Татьяна Анатольевна
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Византийское православие
Статья в выпуске: 6 т.27, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается, как императоры-иконоборцы изображались в богослужебных последованиях в честь святых исповедников иконопочитания VIII-IX вв. и, соответственно, как образ этих императоров преподносился широким массам верующих. Также исследуется, как это изображение императоров соотносится с общим взглядом иконопочитателей на императорскую власть и ее роль в возникновении и распространении иконоборчества. Показано, что император-иконоборец в изображении гимнографов - это тиран, беззаконный правитель, враг и гонитель святых, безбожный и нечестивый, суемудрый и невежественный, зверонравный и жестокий, наглый и дерзкий, безумный и безрассудный, неизлечимо больной ересью; его учения и он сам ненавистны Богу, на нем лежит ответственность за распространение иконоборческой ереси. Термин «тиран» для византийцев обозначал правителя, пошедшего против законности и общего блага, предпочитая соблюдению законов, в том числе церковных, личный произвол: тиран - антипод законного императора, его приказы незаконны и преступны, а свержение такого императора допустимо. Поэтому исповедники иконопочитания прославляются за отвержение приказов и догматов императоров-иконоборцев, а их смерть представляется как ответ Бога на молитвы святых. Наиболее одиозными фигурами из шести иконоборческих императоров в гимнографических текстах оказываются Лев III и Лев V, а также Константин V, которых авторы служб в ряде случаев прямо называют по именам или прозвищам. В целом это соответствует картине, которую можно видеть в иконопочитательской литературе других жанров, прежде всего в агиографии, где именно эти императоры оказываются главными антагонистами православных. Феофил, который благодаря своей посмертной реабилитации избежал такой участи, в гимнографических текстах нигде не называется по имени, а анонимно порицается только в службах Феофану и Феодору Начертанным, которых подвергли мучениям по его прямому приказу. Гимнографические тексты постоянно употреблялись за общественным богослужением и доходили до слуха самых широких масс верующих, в силу чего внесли существенный вклад в распространение ряда легенд об иконопочитателях и иконоборцах и в формирование образа иконоборческой эпохи в умах византийцев.
Византийская гимнография, история византии, иконоборчество, иконопочитание, императоры-иконоборцы
Короткий адрес: https://sciup.org/149142315
IDR: 149142315 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2022.6.10
Список литературы Изображение иконоборческих императоров в византийских службах в честь исповедников иконопочитания
- Афиногенов, Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847) / Д. Е. Афиногенов. - М.: Индрик, 1997. -224 с.
- Афиногенов, Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия / Д. Е. Афиногенов. - М.: Индрик, 2004. - 192 с. -(Scrinium Philocalicum ; vol. IV).
- Василик, В. В. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках / В. В. Василик. - СПб.: Алетейя, 2016. - 640 с. -(Новая Византийская библиотека. Исследования).
- Жития византийских святых эпохи иконоборчества / общ. ред. Т. А. Сениной (монахини Кассии). - СПб.: Квадривиум: Алетейя, 2015. -Т. I. - xxviii, 804 с. - (Byzantina).
- Каждан, А. П. История византийской литературы (650-850 гг.) / А. П. Каждан ; в сотр. с Л. Ф. Шерри и Х. Ангелиди ; пер. с англ. А. А. Бело-зеровой [и др.]. - СПб.: Алетейя, 2002. - 529 с. -(Византийская библиотека. Исследования).
- Курбатов, Г. Л. Политическая теория в ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократическая оппозиция / Г. Л. Курбатов // Культура Византии. IV - первая половина VII в. / отв. ред. З. В. Удальцова. - М.: Наука, 1984. -С. 98-118.
- Жиш'д. - Kifbz: Юево-ПечерскдА лд'врд, ¿дшчг. - Жё'сАцг октюьрш. - 688 с. ; Жё'сАцг ноемьрш. - 752 с. ; Жё'сАцг декемьрш. - 672 с. ; Жё'сАцг феурУд'рж. - 494 с. ; Жё'сАцг мд'ртъ. - 415 с. ; Жё'сАцг Дпрмл'ж. - 304 с. ; Жё'сАцг мд'ж. - 575 с. ; Жё'сАцг |Ун|'и. - 591 с. - Репр. изд. 1893 г. - М.: Правило веры, 1997.
- Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / изд. подг. Я. Н. Любарский. -СПб.: Алетейя, 2009. - 400 с. - (Византийская библиотека. Источники).
- Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Житие св. Никифора Севазийского как иллюстрация восприятия иконоборческой эпохи византийцами в позднейшее время (с приложением перевода Жития) / Т. А. Сенина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2019. - Т. 24, № 6. - С. 284-296. - DOI: https://doi. org/10.15688/jvolsu4.2019.6.22
- Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Иконо-почитатели и иконоборцы IX столетия / Т. А. Сенина // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (монахини Кассии). - СПб.: Квадривиум: Алетейя, 2015. -С. 3-130. - (Byzantina).
- Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). «Не избитые за Христа»: изображение антииконоборческого сопротивления в житиях св. Иоанникия и св. Петра Атройского / Т. А. Сенина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, №> 6. - С. 231-242. -DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2020.6.18
- Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Несколько замечаний по поводу Жития св. Евфимия Сардского / Т. А. Сенина // Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. - 2006. - Vol. 2. - Р. 408-417.
- Analecta hymnica Graeca e codibus eruta italiae inferioris. Vol. III. Canones Novembris / ed. A. Komines. - Roma: Istituto di studi bizantini e neoellenici: Università di Roma, 1972. - XI, 647 p.; Vol. VIII. Canones Aprilis / ed. C. Nikas. - 1970. - X, 456 p.; Vol. X. Canones Iunii / ed. A. Longo. - 1972. -XI, 426 p.
- Brubaker, L. Byzantium in the Iconoclastic Era, c. 680-850. A History / L. Brubaker, J. Haldon. -Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - xxiv, 918 p.
- Gero, S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Constantine V, with Particular Attention to the Oriental Sources / S. Gero. - Louvain: Peeters Publ., 1977. - 192 p. - (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium ; vol. 384 ; Subsidia ; vol. 52).
- Giannouli, A. Byzantine Hagiography and Hymnography: An Interrelationship / A. Giannouli // The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / ed. by S. Efthymiadis. - Vol. II: Genres and Contexts. - Farnham: Ashgate Publ., 2014. -P. 285-312. - (Ashgate Research Companion).
- Markopoulos, A. The Rehabilitation of the Emperor Theophilos / A. Markopoulos // Byzantium in the Ninth Century. Dead or Alive? Papers from the Thirtieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1996 / ed. by L. Brubaker. -Aldershot: Ashgate, 1998. - P. 37-49.
- Sénina, T. A. (moniale Kassia). La confession de Theophane et Theodore les Graptoi: remarques et précisions / T. A. Senina // Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. - 2008. - Vol. 4. - P. 260-298.
- Sevcenko, N. P. Canon and Calendar: The Role of a Ninth-Century Hymnographer in Shaping the Celebration of the Saints / N. P. Sevcenko // Byzantium in the Ninth Century. Dead or Alive? Papers from the Thirtieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1996 / ed. by L. Brubaker. - Aldershot ; Hampshire: Routledge Publ., 1998. -P. 101-114.
- Theodori Studitae Epistulae. In 2 vols. Vol. 2. Textum epp. 71-564 et indices continens / rec. G. Fatouros. - Berlin ; New York: W. de Gruyter, 1992. - 189-1007 p. - (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis ; vol. 31.2).