Изображения коня в искусстве скифской эпохи степной Евразии

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу изображений лошади в скифо-сибирском зверином стиле классического скифского времени второй половины VI - IV в. до н. э.степной зоны Евразии. особое внимание в ходе исследования было уделено изображениям коней с нетронутой гривой и без узды как представителям дикой природы.Только эти изображения могут служить источником для выявления роли коня в сакральной сфере культуры. Установлено, что изображения коней в зверином стиле довольно редки и исчисляются по всей степной зоне Евразии несколькими десятками.Для образа лошади отсутствуют разработанные каноны, характерные для изображений «популярных» образов скифского звериного стиля: оленей, хищников, хищных птиц. Можно сказать, изображения коня носят нерегулярный характер, не образуют канонических групп и типологических линий. Значительную долю составляют изображения взнузданных лошадей с всадником, а также коней с подстриженной гривой, что отображает роль коня в процессе его использования как боевого или хозяйственного транспортного животного. Единичность изображений коней с нетронутой гривой как представителей дикой природы в скифском зверином стиле,и особенно в сценах терзания, указывает на то, что конь не входил в божественный пантеон скифов и других племен скифского времени степной Евразии.

Еще

Степи, евразия, звериный стиль, образ коня, скифская эпоха, профанная и сакральная сферы культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/143163913

IDR: 143163913

Список литературы Изображения коня в искусстве скифской эпохи степной Евразии

  • Горелик М. В., 1971. Опыт реконструкции скифских доспехов по памятнику скифского изобразительного искусства -золотой пластине из Гермесова кургана//CA. № 3. С. 236-244.
  • Граков Б. Н., 1950. Скифский Геракл//КСИИМК. Вып. XXXIV. C. 3-15.
  • Грязнов М. П., 1959. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири//АСГЭ. Вып. 1. Л.: ГЭ. С. 6-31.
  • Дворниченко В. В., Плахов В. В., Очир-Горяева М. А., 1997. Погребения РАнних кочевников из Нижнего Поволжья//РА. № 3. С. 127-142.
  • Канторович А. Р., 2016. Образ лошади в восточноевропейском скифском зверином стиле//Кавказ и степь на рубеже эпохи поздней бронзы и раннего железа: материалы междунар. науч. конф. памяти М. Н. Погребовой. М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 89-114.
  • Королькова Е. Ф., 2006. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII-IV вв. до н. э.). СПб.: Петербургское востоковедение. 272 с.
  • Кубарев В. Д., 1981. Конь в сакральной атрибутации ранних кочевников Горного Алтая//Проблемы западно-сибирской археологии. Эпоха железа. Новосибирск: Наука. С. 84-94.
  • Кузьмина Е. Е., 2002. Опыт реконструкции некоторых памятников скифского искусства//Мифология и искусство скифов и бактрийцев (культурологические очерки). М.: Рос. ин-т культурологии. С. 124-145.
  • Липец Р. С., 1981. «Лицо волка благословенно...» (стадиальные изменения образа волка в тюрко-монгольском эпосе и генеалогических сказаниях//СЭ. № 1. С. 121-134
  • Мачинский Д. А., 1978. О смысле изображений на Чертомлыкской вазе//Проблемы археологии. Л.: ЛГУ. С. 222-232.
  • Мозолевський Б. М., 1979. Товста Могила. Киïв: Наукова думка. 213 с.
  • Мозолевский Б. Н., Полин С. В., 2005. Курганы скифского Герроса IV века до н. э. Бабина, Водяна и Соболева могилы. Киев: Стилос. 599 с.
  • Очир-Горяева М. А., 1993. Нашивные бляшки древних кочевников Поволжья//ПАВ. Вып. 6. С. 35-38.
  • Очир-Горяева М. А., 2011. Конь в культуре кочевников скифской эпохи по Геродоту//Нижневолжский археологический вестник. Вып. 18. Волгоград. С. 69-75.
  • Очир-Горяева М. А., 2014. Маскировка коней под мифических животных в пазырыкской культуре Горного Алтая//Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 3. С. 94-100
  • Полосьмак Н. В., 2001. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс. 336 с.
  • Раевский Д. С., 1978. Из области скифской космологии//ВДИ. № 3. С. 117-121.
  • Руденко С. И., 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: АН СССР. 401 с.
  • Руденко С. И., 1960. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: АН СССР. 359 с.
  • Руденко С. И., 1962. Сибирская коллекция Петра I. М.; Л.: АН СССР. 51 с. (САИ; вып. Д3-9.)
  • Яблонский Л. Т., Трунаева Т. Н., Веддер Дж., Дэвис-Кимболл Дж., Егоров В. Л., 1994. Раскопки курганных могильников Покровка-I и Покровка-II в 1993 г.//Курганы левобережного Илека. М.: ИА РАН, Вып. 2. С. 9-54.
  • Dally O., 2007. Skythische und graeco-skythische Bildelemente im Nördlichen Schwarzmeerraum//Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München; Berlin; London; N. Y.: Prestel Verlag. S. 291-298.
  • Hancar A., 1976. Heldensaga der Skythen?//Archaeologia Austriaca. Beiheft 13. Festschrift für Richard Pittioni zum siebzigsten Geburtstag. Urgeschichte. Wien: Deuticke. S. 737-755.
  • Otchir-Goryaeva M., 2005. Pferdegeschirr aus Chosheutovo. Skythischer Tierstil an der Unteren Wolga. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern. 184 s. (Archaeologie in Eurasien; Bd. 19).
  • Samašev Z. S., 2007. Die Fürstengräber von Berel//Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München; Berlin; London; N.Y.: Prestel Verlag, 2007. S. 132-138.
  • Scythian Gold. The treasures from ancient Ukraine. N. Y.: Abrams Inc, 1999. 352 p.
Еще
Статья научная