Изучение биологической ценности пептона, полученного из вторичного рыбного сырья
Автор: Куранова Людмила Казимировна, Живлянцева Юлия Вячеславовна, Гроховский Владимир Александрович
Журнал: Вестник Мурманского государственного технического университета @vestnik-mstu
Рубрика: Биотехнология пищевых продуктов и биологически активных веществ
Статья в выпуске: 3 т.19, 2016 года.
Бесплатный доступ
Изучена возможность использования вторичного рыбного сырья, в частности костно-мышечных отходов от разделки на филе тресковых видов рыб в качестве сырьевой базы для получения пищевых пептонов. Массовые доли воды, жира, белковых веществ, хлористого натрия в сырье и продукте определяли гостированными методами. Аминокислотный состав - методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. Биологическую ценность пептона и сбалансированность незаменимых аминокислот определяли расчетными методами. Установлено, что отходы от разделки на филе трески (плечевые кости с прирезями мяса) содержат 18,95 % белка и незначительное (0,15 %) количество жира. Исследовались образцы пептона - ферментативного рыбного гидролизата, полученные из отходов трески. Установлена протеолитическая активность используемого при гидролизе фермента (протосубтилина Г3Х) - 560,77 мкмоль TYR/г. Пептон представляет собой аморфный, мелкодисперсный порошок светло-бежевого цвета. Продукт гигроскопичен, хорошо растворим в воде. Исследованы химические и биохимические показатели качества ферментативного пептона. Массовая доля белка в полученном продукте составляет 92,27 %, массовая доля воды - 4,7 %, хлористого натрия - 2,6 %, жира - 0,3 %. Суммарное количество аминокислот в продукте - 94,7 %. В белке пептона содержатся все незаменимые аминокислоты, суммарное содержание которых составляет 40,8 %. Биологическая ценность продукта определена расчетными методами. Установлено, что в белке пептона единственной лимитирующей аминокислотой является триптофан, скор которого составляет 66,8 %, коэффициент рациональности продукта - 0,42, что характеризует его как достаточно сбалансированный белковый продукт. Пептон, полученный из вторичного рыбного сырья, по содержанию белка и его свойствам соответствует категории белковых изолятов и может быть рекомендован для использования в пищевых целях в качестве полноценной белковой добавки к продуктам питания, а также белковой составляющей продуктов спортивного питания.
Биохимические показатели, ферментативный пептон, вторичное рыбное сырье, биологическая ценность
Короткий адрес: https://sciup.org/14294928
IDR: 14294928 | DOI: 10.21443/1560-9278-2016-3-577-584
Текст научной статьи Изучение биологической ценности пептона, полученного из вторичного рыбного сырья
Для населения России остро стоит вопрос о недостаточном количестве полноценного легкоусвояемого белка в рационе питания. Белок в нашем организме выполняет ряд важнейших ключевых функций, и нарушение белкового обмена может привести к развитию серьезных заболеваний, особенно если дефицит потребления белка возникает в детском возрасте, когда организм особенно чувствителен к его качеству и количеству. В природе существуют всего несколько равноценных источников белка наивысшей биологической ценности: молоко, яйцо, мясо, рыба и соевые белки. Ограниченность природных ресурсов приводит к тому, что прирост объемов производимого животного белка отстает от растущих потребностей населения.
Возникает необходимость в разработке новых технологий по выработке нетрадиционных для рыбной промышленности белковых продуктов – пептонов, которые с успехом могут быть использованы в качестве белкового компонента продуктов питания, кормов сельскохозяйственных животных, птиц, объектов аквакультуры, питательных и диагностических микробиологических сред, фармацевтической и косметической продукции [1; 2]. Создание новых видов продуктов питания на основе пептонов отчасти позволит решить не только проблему загрязнения окружающей среды, но и проблему дефицита белка.
Пептоны представляют собой крупные белковые фрагменты, которые образуются в процессе гидролиза. Это белоксодержащий продукт, количество "общего" белка в котором не менее 85 %, а "истинного" белка – не менее 75 %, т. е. белковый изолят [3].
Рыбы семейства тресковых (лат. Gadidae) – традиционный объект промысла в Баренцевом море и сопредельных водах. Благодаря широкому ареалу распространения, массовости и доступности для вылова химический состав их хорошо изучен. Среднее содержание белка в мышечной ткани тресковых колеблется в пределах 16–18 % [4; 5]. Компонентный состав тканей характеризуется низким содержанием жира (менее 1 %). Отходы от разделки на филе включают в себя: кожные покровы и чешую, плавники, реберные кости, позвоночную кость, голову, внутренности и хвост. Рыбные отходы составляют важный резерв продовольственного сырья, который часто недооценивают [6; 7]. Согласно "Единым нормам отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве пищевой продукции из морских гидробионтов" (утв. Госкомрыболовства РФ 29.04.2002 г.) отходы от разделки на филе тресковых видов рыб составляют в среднем 57–64 % от массы промытой рыбы, поступившей на разделку. В то же время они содержат значительное количество белка. Рыбный белок является полноценным животным белком, содержащим все белковые аминокислоты, в том числе и незаменимые. Таким образом, рациональное использование их в качестве вторичного белкового сырья является актуальной задачей.
Потребность в белке – эволюционно сложившаяся доминанта в питании человека, обусловленная необходимостью обеспечивать оптимальный физиологический уровень поступления незаменимых аминокислот.
Качество белка – его биологическая ценность – определяется наличием в нем полного набора незаменимых аминокислот в определенном соотношении. Незаменимые представлены аминокислотами с разветвленной цепью углерода – лейцином, изолейцином и валином, ароматическими – фенилаланином, триптофаном и алифатическими – треонином, лизином и метионином. Так как из метионина и фенилаланина в организме синтезируются цистеин и тирозин соответственно, наличие в пище в достаточном количестве этих двух заменимых аминокислот сокращает потребность в незаменимых предшественниках. К частично заменимым аминокислотам относятся аргинин и гистидин, так как в организме они синтезируются довольно медленно. В гистидине особенно нуждается молодой растущий организм. Отсутствие в пище хотя бы одной незаменимой аминокислоты вызывает отрицательный азотистый баланс, нарушение деятельности центральной нервной системы, остановку роста и тяжелые клинические последствия типа авитаминоза. Нехватка одной незаменимой аминокислоты приводит к неполному усвоению других [8]. Известно, что при ферментативном гидролизе рыбных белков образуется смесь свободных аминокислот, ди-, три- и олигопептидов, увеличивается количество полярных групп и растворимость пептона, следовательно, изменяются функциональные характеристики белков, улучшая их функциональные свойства и биологическую ценность. Это имеет важное значение, если пептон используют в качестве ингредиентов продуктов питания [9].
Авторами разработана технология получения ферментативного рыбного пептона из отходов переработки рыб семейства тресковых [10], основанная на применении биохимического метода – ферментативного гидролиза. Целью работы является изучение качества рыбного пептона, полученного из мясокостных отходов трески, и оценка его биологической ценности.
Материалы и методы
Объектами исследования являлись:
-
- вторичное рыбное сырье – плечевые кости трески с прирезями мяса;
-
- ферментный препарат – протосубтилин Г3Х А-120, изготовленный в соответствии с ТУ 9291– 029–13684916–2010.
-
- рыбный пептон, полученный в процессе ферментативного гидролиза плечевых костей трески с прирезями мяса.
Рыбный пептон получали по разработанной авторами технологии с использованием ферментного препарата. Глубину гидролиза пептона контролировали по нарастанию в субстрате аминного азота, процесс прекращали путем инактивации фермента кипячением. Очистку раствора пептона от непрогидролизованного белка и фосфатов проводили постадийно методом подкисления и подщелачивания, отделяя плотную часть центрифугированием и фильтрацией. Полученный раствор высушивали сублимацией до содержания влаги 5–7 %.
При гидролизе в качестве фермента использовали протосубтилин Г3Х – ферментный препарат, полученный путем высушивания культуральной жидкости после глубинного выращивания культуры Bacillus subtilis. Он содержит в своем составе комплекс ферментов (нейтральные и щелочные протеиназы, альфа-амилазу, бета-глюканазу, ксиланазу и целлюлазу).
В работе использованы принятые в научных исследованиях химические и биохимические методы анализа. Массовую долю воды, жира, белковых веществ, хлористого натрия сырья и продукта определяли по ГОСТ 7636–85 1 . Содержание белковых веществ определяли с помощью автоматического анализатора азота/белка Pro-Nitro A по методу Кьельдаля. Содержание жира выявляли на аппарате Det-gras N по методу Сокслета.
Аминокислотный состав определяли методом высокоэффективной жидкостной хроматографии на базе химической лаборатории Испытательного центра продукции, сырья и материалов (г. Мурманск) по методике М-02-902-142-07. Метод заключается в расщеплении пептидных связей белка соляной кислотой или щелочью при нагревании, последующей модификации получаемых аминокислот фенилизотиоционатом, разделении фенилтиокарбамильных производных аминокислот на колонке с обращенной фазой с последующей регистрацией спектрофотометрическим детектором SPD-20AV на жидкостном хроматографе LC-20 Prominence фирмы Shimadzu.
Протеолитическую активность ферментного препарата определяли методом, основанным на спектрофотометрическом определении растворенных аминокислот и пептидов, образующихся при ферментативном гидролизе казеина [11].
Биологическую ценность определяли расчетными методами.
Аминокислотный скор (АКС) [12, 13] вычисляли по формуле:
АКС = ^ 1- - 100%, (1)
m 2
где m 1 – содержание незаменимой аминокислоты в 1 г белка пептона, мг/г белка; m 2 – содержание незаменимой аминокислоты в 1 г эталонного белка, мг/г эталонного белка.
Коэффициент рациональности (R c ) [14] вычисляли по формуле:
R - £ A" K i R c " £ A ,
где A i – содержание незаменимой i-й аминокислоты, мг/г белка; K i – коэффициент утилитарности i-й аминокислоты.
K i рассчитывали по формуле:
K i =
AKC min
AKC i ,
где АКС min – минимальный аминокислотный скор, %; АКС i – аминокислотный скор i-й аминокислоты, %.
Результаты и обсуждение
В лаборатории кафедры технологий пищевых производств Мурманского государственного технического университета были получены образцы рыбного пептона из костно-мышечных отходов разделки трески.
В результате исследований химического состава использованного для получения пептона сырья установлено, что отходы от разделки на филе трески содержат 18,95 % белка и незначительное количество жира – 0,15 %.
Использованный при гидролизе ферментный препарат помимо комплекса ферментов содержит в своем составе поваренную соль, мел химически осажденный, кукурузную муку. Для уточнения заявленного качества протосубтилина проведена проверка его протеолитической активности. Исследованиями установлено, что протеолитическая активность препарата составляет 560,77 мкмоль TYR/г.
Полученный рыбный пептон представляет собой аморфный, мелкодисперсный порошок светлобежевого цвета, без запаха. Продукт гигроскопичен. Пептон обладает способностью к эмульгированию, пенообразованию, при растворении в воде дает опалесцирующие растворы, что подтверждает сохранение в продукте нативных свойств белка. В результате исследований химического состава установлено, что содержание белка в полученном пептоне составляет 92,27 %, массовая доля воды – 4,7 %, массовая доля хлористого натрия – 2,6 %, массовая доля жира – 0,3 %. По содержанию белка и физическим свойствам полученный продукт может быть отнесен к категории белковых изолятов – продуктов с содержанием белка более 85 %.
Результаты исследований аминокислотного состава рыбного пептона представлены в виде хроматограмм (рис. 1–3) и приведены в табл.

Рис. 1. Хроматограмма, полученная методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, выявляющая в составе рыбного пептона: асп – аспарагиновую кислоту, глу – глутаминовую кислоту, о-про – оксипролин, сер – серин, гли – глицин, гис – гистидин, арг – аргинин, тре – треонин, ала – аланин, про – пролин, тир – тирозин, вал – валин, иле – изолейцин, лей – лейцин, фен – фенилаланин, лиз – лизин

Рис. 2. Хроматограмма, полученная методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, выявляющая в составе рыбного пептона триптофан

Рис. 3. Хроматограмма, полученная методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, выявляющая в составе рыбного пептона серосодержащие аминокислоты: цис – цистеин, мет – метионин
Белки рыбного пептона характеризуются полным набором белковых аминокислот, в том числе и незаменимых. Суммарное количество аминокислот составляет 94,7 %, что практически совпадает с количеством белковых веществ в продукте. Таким образом, весь белок пептона можно рассматривать как "истинный". По нашему мнению, полученный рыбный пептон по праву может быть отнесен к категории белковых изолятов.
В минимальном количестве в белках пептона присутствует триптофан (4,0 мг/г белка), в максимальных – глютаминовая кислота (150,6 мг/г белка). В белках исследованного пептона значительно содержание такой незаменимой аминокислоты, как лизин, поэтому пептон можно рекомендовать в качестве добавки для обогащения неполноценных по лизину белковых продуктов, в частности растительных. В белке пептона содержатся все незаменимые аминокислоты, суммарное содержание которых составляет 40,8 %.
Зависимость функционирования организма от количества незаменимых аминокислот используется при определении биологической ценности белков химическими методами. Для оценки биологической ценности наиболее широко применяется метод Х. Митчела и Р. Блока [12], в соответствии с которым рассчитывается показатель аминокислотного скора и определяются лимитирующие аминокислоты.
Авторами проведена оценка биологической ценности полученного пептона. В качестве эталонного использован аминокислотный состав гипотетического белка согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (2007 г.) [13].
Результаты расчета биологической ценности пептона представлены в табл. и на рис. 4.
Таблица
Аминокислотный состав белков рыбного пептона
Аминокислота |
Содержание, мг/г белка |
Эталонные значения [13], мг/г белка |
Аминокислотный скор (АКС), % |
Коэффициент утилитарности (К i ) |
Триптофан* |
4,0 |
6,0 |
66,8 |
1,00 |
Лизин* |
93,8 |
45,0 |
208,6 |
0,32 |
Гистидин* |
27,0 |
15,0 |
179,9 |
0,37 |
Треонин* |
73,0 |
23,0 |
317,6 |
0,21 |
Цистеин |
14,7 |
22,0 (метионин + цистеин) |
151,2 |
0,44 |
Mетионин* |
18,5 |
|||
Валин* |
44,3 |
39,0 |
113,7 |
0,59 |
Изолейцин* |
42,3 |
30,0 |
140,9 |
0,47 |
Лейцин* |
73,8 |
59,0 |
125,1 |
0,53 |
Тирозин* |
20,0 |
38,0 (тирозин + фенилаланин) |
134,3 |
0,50 |
Фенилаланин |
31,0 |
|||
Аргинин |
82,7 |
|||
Аспарагиновая кислота |
93,3 |
|||
Серин |
54,5 |
|||
Глютаминовая кислота |
150,6 |
|||
Пролин |
49,2 |
|||
Оксипролин |
17,9 |
|||
Глицин |
86,0 |
|||
Аланин |
82,7 |
|||
Сумма незаменимых аминокислот |
407,7 |
* – незаменимые аминокислоты.
s s X л g а у

и рыбный пептон эталонный белок
Рис. 4. Содержания незаменимых аминокислот в рыбном пептоне и эталонном белке
В белке пептона единственной лимитирующей аминокислотой является триптофан, скор которого составляет 66,8 %.
Для оценки сбалансированности незаменимых аминокислот по отношению к эталонному белку рассчитывался коэффициент рациональности (Rc) продукта, который учитывает как недостаток, так и избыток незаменимой аминокислоты в белке, т. е. дает наиболее правдоподобную характеристику сбалансированности белка [14]. Коэффициент рациональности пептона Rc = 0,42, что характеризует его как достаточно сбалансированный белковый продукт. Полученные данные необходимо учитывать при разработке рецептур пищевых белковых продуктов, в том числе при создании концентратов для спортивного питания.
Заключение
В ходе проведенных работ получены следующие результаты:
-
- установлена возможность использования отходов от разделки на филе трески в качестве сырьевой базы для получения пептонов;
-
- определены химические и биохимические показатели, рассчитана биологическая ценность полученного пептона.
Исследования показали, что рыбный пептон характеризуется высоким содержанием аминокислот, сбалансированностью по семи незаменимым аминокислотам и наличием одной лимитирующей аминокислоты – триптофана. Полученный белковый продукт по содержанию белка и его свойствам соответствует категории белковых изолятов. Рыбный пептон может быть рекомендован для использования в пищевых целях в качестве белковой добавки в продукты питания, а также белковой составляющей в продуктах спортивного питания.
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект 16-16-00076.
Список литературы Изучение биологической ценности пептона, полученного из вторичного рыбного сырья
- Орлова Т. А., Зензеров В. С. Технологии получения продуктов и биологически активных веществ из морских гидробионтов. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2004. 277 с.
- Мухин В. А., Новиков В. Ю. Ферментативные белковые гидролизаты тканей морских гидробионтов: получение, свойства и практическое использование. Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2001. 101 с.
- Высоцкий В. Г., Яцышина Т. А., Мамаева Е. М. К вопросу о терминологии, применяемой при биологической характеристике качества белка//Вопросы питания. 1977. № 6. С. 3-9.
- Технохимические свойства промысловых рыб Северной Атлантики и прилегающих морей Северного Ледовитого океана/ПИНРО; ред. Ф. М. Трояновский. Мурманск: ПИНРО, 1997. 183 с.
- Тутельян В. А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: справ. М.: ДеЛи плюс, 2012. 284 с.
- Максимова Е. М. Разработка технологии утилизации белковых отходов методом ферментативного гидролиза//Вестник МГТУ. 2006. Т. 9, № 5. С. 875-879.
- Мезенова О. Я., Землякова Е. С. Основные принципы переработки вторичного рыбного сырья на пищевые биопродукты//Известия КГТУ. 2014. № 35. С. 120-130.
- Пищевая химия/А. П. Нечаев, С. Е. Траунберг, А. А. Кочеткова ; под ред. А. П. Нечаева. 4-е изд. испр. и доп. СПб.: Гиорд, 2007. 640 с.
- Hordur G. K., Rasco B. A. Fish protein hydrolysates: production, biochemical, and functional properties//Food Science and Nutrition. 2010. V. 40 (1). P. 43-81.
- Живлянцева Ю. В., Куранова Л. К. Переработка отходов от разделки тресковых рыб для использования в качестве белковой основы продуктов спортивного питания//Науковi здобутки у вирiшеннi актуальних проблем виробництва та переробки сировини, стандартизацiї i безпеки продовольства: збiрник праць за пiдсумками V Мiжнар. наук.-практ. конф. вчених, аспiрантiв i студентiв. Киев, 2015. С. 123.
- Алексеенко Л. П. Определение активности протеиназ по расщеплению белковых субстратов//Современные методы в биохимии. Т. 2. М.: Медицина, 1968. 112 c.
- Block R. J., Mitchel H. H. The correlation of the amino acid composition of proteins with their nutritive value//Nutr. Abstr. Res. 1946. V. 16. P. 249.
- WHO/FAO/UNU Expert Consultation. Proteins and amino acids requirements in human nutrition. Geneva, World Health Organization, Tech. Rep. Ser., № 935, 2007. 265 p.
- Липатов Н. Н., Рогов И. А. Методология проектирования продуктов питания с требуемым комплексом показателей пищевой ценности//Известия вузов "Пищевая технология". 1987. № 2. С. 9-15.