Изучение оружейных коллекций в музеях Таласской долины Кыргыстана

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521994

IDR: 14521994

Текст статьи Изучение оружейных коллекций в музеях Таласской долины Кыргыстана

Изучение истории военного дела в Центральной Азии должно включать выявление особенностей вооружения, характерных для разных кочевых этносов, что позволит проследить основные направления развития и взаимного влияния различных оружейных комплексов. Одним из районов, откуда поступало оружие ремесленного производства в Северную и Центральную Азию на протяжении всей эпохи средневековья, была Средняя Азия. Благодаря поддержке Омского радиозавода им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) в 2012 г. сотрудники ИАЭТ СО РАН и Лаборатории гуманитарных исследований НИЧ НГУ приняли участие в проекте по изучению истории военного дела народов Южной Сибири и Центральной Азии в средние века, смогли совершить поездку по Чуйской долине и Иссык-Кульской котловине Кыргызстана, изучить изображения воинов на петроглифах и каменных изваяниях, исследовать предметы вооружения в музейных собраниях Бишкека, Бураны и Чолпон-Аты [Худяков, Табалдиев и др., 2012, с. 306–308].

В апреле 2013 г. участники проекта по изучению истории военного дела средневековых народов Южной Сибири и Центральной Азии совершили поездку по Таласской долине, во время которой смогли изучить оружейные коллекции в некоторых музеях Республики Кыргызстан. Значительное количество предметов вооружения, относящихся к культуре средневекового населения, в т.ч. культуре кыргызов Тянь-Шаня эпохи позднего средневековья и нового времени, было осмотрено в музее «Манас Ордо».

Среди предметов вооружения, которые удалось изучить благодаря деятельному содействию сотрудников музея, разнотипные железные черешковые наконечники стрел, железный кинжал и боевой топор периода развитого средневековья. Большая часть этих находок происходит со средневекового городища Шельджи, расположенного в Таласской долине и существовавшего несколько столетий (с VIII по XVIII в.)

К оружейному комплексу кыргызов Тянь-Шаня эпохи позднего средневековья и нового времени относятся разные предметы вооружения, хранящиеся в коллекции данного музея. Среди них ударная часть булавы, 354

втульчатый наконечник копья с удлиненно-ромбическим пером, клинок палаша с обломанным острием и череном рукояти, боевые топоры с полукруглым лезвием «ай-балта» [Худяков, 2013, с. 239–240].

Еще одна значительная коллекция предметов вооружения из памятников древних и средневековых культур хранится в музее школы им. М. Орозбекова в с. Кызыл-Адыр Кара-Буринского района Таласской области Республики Кыргызстан. Найдены они в разное время в пределах данного района. Значительная часть находок коллекции собрана учениками школы под руководством учителя истории М.Ф. Тур на погребениях и поселении в окрестностях села. Часть предметов вооружения происходит из подбойных и катакомбных могил хунно-сяньбийского времени. Другое оружие обнаружено на площади средневекового городища Шельджи. В составе собранной за многие годы коллекции имеются разные образцы железного оружия. На городище найдено несколько железных, трехлопастных, округлых, овальных и плоских в сечении наконечников стрел, двулезвийные и однолезвийные кинжалы, частично сохранившийся боевой топор, колчанный крюк, панцирная пластина, втулка и кольца от боевого кистеня. Среди находок выделяются предметы вооружения, которые можно отнести к развитому и позднему средневековью.

Научный интерес для изучения военного дела кочевого населения Тянь-Шаня и Семиречья хунно-сяньбийского времени могут представлять археологические находки, которые происходят из катакомбных и подбойных захоронений Таласской долины. Их можно отнести к кенколь-ской культуре Средней Азии. В составе изученной оружейной коллекции из школьного музея в с. Кызыл-Адыр есть предметы из памятников кен-кольской культуры.

В их числе железный наконечник стрелы с округлым в сечении пером, остроугольным острием, удлиненно-ромбической боевой головкой, удлиненной шейкой с упором и сломанным на две части черешком (см. рисунок, 4 ). Ранее наконечники с округлым сечением пера среди бронебойных стрел кенкольских воинов не встречались.

Из памятников кенкольского типа окрестностей с. Кызыл-Адыр должен происходить железный кинжал с остроугольным острием и прямым, двулезвийным, сломанным на две части клинком. При подходе к рукояти клинок имеет треугольные выступы, выше которых располагается прямой черен рукояти (см. рисунок, 1 ).

В составе коллекции имеется еще один кинжал – с полуовальным острием, прямым двулезвийным сломанным клинком, упором и прямым череном рукояти (см. рисунок, 2 ). Ранее при изучении кинжалов кенколь-ской культуры выделены только однолезвийные клинки [Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 91].

Интересен обломок довольно крупного и прямого железного однолезвийного клинка с остроугольным острием, пологой спинкой, скошенной в сторону лезвия, и прямым лезвием с несколькими зазубринами (см. рисунок, 3 ). Вероятно, острие является частью палаша с прямым однолезвийным клинком. Палаши с длинными прямыми однолезвийными клинками

Оружие кенкольской культуры из собрания музея школы им. М. Орозбекова в с. Кызыл-Адыр.

1, 2 – кинжалы; 3 – обломок клинка палаша; 4 – наконечник стрелы; 5–8 панцирные пластины.

неоднократно находили в воинских погребениях кенкольской культуры [Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 89]. Ранее среди кенкольских палашей не встречались клинки со скошенной в сторону лезвия спинкой.

В исследованном музейном собрании есть несколько фрагментов железных панцирных пластин. Одна из этих пластин имеет подпрямоугольную форму, скругленные верхние углы и отверстие с одного края (см. рисунок, 7 ). Другой фрагмент включает обломки соединенных между собой двух пластин прямоугольной формы с округлыми концами. На поверхности каждой пластины прослеживаются по 2 округлых отверстия для скрепления частей (см. рисунок, 6 ). Две эти пластины представляют собой часть горизонтального ряда ламеллярного панциря. Еще два фрагмента пластин сохранились частично. Они имеют подпрямоугольную форму, по 2 округлых отверстия вдоль одной из сторон (см. рисунок, 5, 8 ). Подобные панцирные пластины ранее неоднократно встречались в ходе раскопок катакомбных могил кенкольской культуры в разных районах Кыргызстана [Кожомбердиев, Худяков, 1987, с. 92–93].

Рассмотренная коллекция предметов вооружения из музейного собрания школы им. М. Орозбекова в с. Кызыл-Адыр, в составе которой выявлены неизвестные ранее формы стрел и клинкового оружия, может служить важным дополнением к изученным в прошлом собраниям оружия кенкольской культуры.

Статья