Изучение памятников бронзового века в Кулундинской степи летом 2009 года
Автор: Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Федорук А.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521531
IDR: 14521531
Текст статьи Изучение памятников бронзового века в Кулундинской степи летом 2009 года
Уже на первом этапе работ было установлено, что зафиксированная на поверхности западина не совпадает с контурами конструкции № 3, выявленной раскопом, и смещена по линии север-юг на четыре – пять метров. При ее дальнейшим изучении выяснилось, что котлован прорезал слой зольника и погребенной почвы, достигая глубины 1,46 м от уровня современной поверхности. При зачистке центральной части по уровню материка были выявлены столбовые ямки, как по периметру котлована, так и в его центре, а также контур объекта №8. Последний имел округлую в плане форму (диаметр на уроне дна жилища составлял около 2,7 м) и глубину около 3 м (в связи с высоким уровнем грунтовых вод его удалось пройти только до отметки 2,77 м). Материалы из жилища №3 представлены костями животных, преимущественно ирменской и донгальской керамикой, а также каменным пестом с оформленной рукоятью, крупным костяным черешковым наконечником стрелы четырехгранного сечения с двумя жальцами и обломанным острием, двумя небольшими фрагментами бронзовой руды и бронзовой полусферической бляшкой со шпеньком (Рис. 1, 2).
Зольник, практически на всей своей площади располагался непосредственно над слоем погребенной почвы. Исключение представляет зона жилища №2, где погребенная почва отсутствует, и слой зольника перекрывает жилище. Материалы зольника представлены большим количеством костей животных, двумя небольшими каменными лощильцами, одним каменным орудием неизвестного назначения, двумя сработанными альчиками МРС, отдельными фрагментами камней и керамических сосудов. Культурная принадлежность керамики определяется как андроновская и саргаринс-ко-алексеевская. Отдельные фрагменты сосудов относятся к доандронов-скому периоду. Кроме того, необходимо отметить обнаружение в нижнем горизонте зольника, на уровне погребенной почвы, развала андроновского сосуда и черепной крышки человека (определение С.С. Тур). Непосредственно возле стенки жилища №2, в слое зольника, при зачистке второго условного горизонта был выявлен контур объект №10 представлявший собой яму округлой формы диаметром до 2 м и глубиной до 1,55 м. от уровня современной поверхности. В заполнении данного объекта было обнаружено несколько костей животных и отдельные фрагменты керамики без орнамента.
Материалы жилища №1 представлены преимущественно ирменской, са-рагаринско-алексеевской и донгальской керамикой. Рядом с краем жилища №1 был обнаружен нечеткий контур еще одной конструкции, также, вероятно, являющейся остатками врезанной в зольник и погребенную почву полуземлянки, и предварительно обозначенной нами номенклатурой «жилище №4». В пределах данной конструкции был выявлен и исследован объект №9 представлявший собой яму округлой в плане формы диаметром около 2,2 м. и глубиной до 2,43 м от современной поверхности. Находки из конструкции №4 представлены костями животных, немногочисленными фрагментами ирменской посуды, а также каменными молотком(?) и пестом.
При изучении жилища №2 визуально фиксирующегося только на уровне погребенной почвы подстилающей зольник, удалось обнаружить часть его восточной стенки, прорезающей погребенную почву и углубленной в материк на 0,2–0,35 м. В пределах данной конструкции исследовано не- 276
Рис. 1. Материалы поселения Жарково-3 ( 1–12, 14 ) и могильника Рублево VІІІ ( 13 ).
( 1–3, 10, 11 – кость; 4–9 – камень; 12 – бронза; 13, 14 – керамика).
сколько столбовых ямок, обнаружено множество костей животных и фрагментов андроновской керамики (рис. 2).
Таким образом, проведенное полевое изучение поселения Жарково ІІІ позволило сделать ряд важных планиграфических и стратиграфических наблюдений, для последующих реконструкций. Во первых, конструкции № 1 и 3 врезаны в зольник и в нижний горизонт погребенной почвы примерно на одинаковую глубину, обладают схожей каркасно-столбовой

Рис. 2. Керамика поселения Жарково-3.
конструкцией, но при этом имеют разнонаправленное расположение на площади поселения, несмотря на довольно близкое нахождение. Во вторых, котлован № 2 находился под слоем зольника, но так, же прорезал погребенную почву. В третьих, керамика «доандроновского» типа располагается в основном на нижней погребенной почвы и в четвертых, в зольнике выделяется несколько горизонтов накопления культурных осадков, разделенных уровнями погребенной почвы, что указывает на перерывы в осадконакоплении.
Предварительные выводы можно сформулировать следующим образом, поселение Жарково ІІІ имеет несколько строительных горизонтов периода бронзового века, наиболее ранний из которых связан с до андроновски-ми традициями. Население андроновской культуры освоило современную территорию памятника, более близкую к реке, что возможно указывает на более низкий уровень грунтовых вод в тот период. Наиболее полно представлена эпоха поздней бронзы именно в этом время здесь функционировали два жилища, доминирующим компонентом для первого является «ирменско-саргаринско-алексеевский», а для третьего «ирменско-донгаль-ский». Наиболее актуальными в настоящий момент являются две проблемы, соотношение андроновского и доандроновского культурных пластов и уточнение хронологической позиции для объектов эпохи поздней бронзы, синхронность которых не является очевидной.
В результате проведенных работ на могильнике Рублево VІІІ, было, выявлено пять погребений, датируемых эпохой развитой бронзы (андронов-ская культура). Планиграфически выделяются ряды могил, вытянутые по линии ЮЗ-СВ, хотя можно увидеть и ряды, идущие перпендикулярно этому направлению. Выявленное направление является продолжением рядов основного раскопа 1999–2008 годов. Все выявленные погребения детские, совершенные по обряду ингумации, скорченно на правом боку, головой на ЮЗ-З, в головах размещался сосуд, в двух погребениях присутствует деревянная обкладка. Керамика из детских погребений отличается от взрослых меньшими размерами и простотой орнаментальных схем. Большинство сосудов – банки открытого или закрытого типа, встречается слабопрофи-лированная посуда (рис. 1–13). Важное значение для методики изучения грунтового могильника Рублево VІІІ, стало то, что раскоп 2009 года связал в единую планировочную сетку центральный, восточный и северный раскопанные участки памятники, что в свою очередь позволило составить единый сводный план могильника.