Изучение памятников эпохи бронзы и раннего железного века в Алтайском Приобье и Степном Алтае
Автор: Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Федорук А.С., Фролов Я.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521618
IDR: 14521618
Текст статьи Изучение памятников эпохи бронзы и раннего железного века в Алтайском Приобье и Степном Алтае
С 1986 по 1996 г. Приобской археологической экспедицией Алтайского государственного университета под руководством А.Б. Шамшина проводились раскопки уникального некрополя Фирсово-XIV. Памятник расположен в Первомайском районе Алтайского края на южной оконечности мыса, вдающегося в пойму р. Оби на берегу старицы р. Лосихи, в 1 км к северу от с. Фирсово. Раскопками была изучена юго-западная часть памятника, где обнаружено более 340 погребений различных эпох: неолита, эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья. Результаты этих работ частично опубликованы [Шамшин, 1992, 1995, 1997; Шамшин, Ченских, 1994; Шамшин, Цивцина, 2000; Фролов, Шамшин, 1999; Фролов, 2008]. Возвращение к работам на этом могильнике было продиктовано, с одной стороны, его высокой научной значимостью, с другой, активным процессом приватизации бывших совхозных земель и переводом их в земли поселений с целью строительства малоэтажных поселков. Поэтому возобновление раскопок стало основной задачей 2010 года, всего было вскрыто 132 кв. м. и изучено 19 погребений эпохи развитой бронзы и раннего железного века, а так же остатки конструкции периода раннего железа.
Эпоха развитой бронзы представлена одиннадцатью андроновскими захоронениями, совершенными по обряду ингумации. Все погребенные лежали головами на ЮЗ, в ряде могил присутствовала конструкция из дерева, сохранность костей везде плохая. Исследованы как детские (№1-4, 11, 16), так и взрослые захоронения (№7, 13-15, 18).
Детские погребения располагались на глубине до 0,7 м от уровня современной дневной поверхности и были вытянуты цепочкой по направлению ЮЗ-СВ. Инвентарь их представлен исключительно керамическими сосудами (преобладают неорнаментированные банки), располагавшимися в районе голов умерших. Из общего ряда выделяется могила №16 – коллективное захоронение трех младенцев. Здесь, несмотря на плохую сохранность костей скелета, удалось выяснить, что у каждого из младенцев располагалось по керамическому сосуду Интересен тот факт, что возле наиболее крупно-
Сосуды из погребений могильника Фирсово XIV ( 1 – 6 ) и керамика поселения Жарково-3 ( 7 – 12 ).
го костяка ребенка находился орнаментированный сосуд (см. рисунок, 5 ), а у других – неорнаментированные (см. рисунок, 4, 6 ).
Взрослые погребения расположены в могильных ямах глубиной 1,4– 1,8 м. и так же ориентированы цепочками по линии ЮЗ–СВ. Инвентарь данных захоронений представлен горшками с ковровым орнаментом и украшениями из бронзы и золота. Особый интерес вызывает могила №7 – парное захоронение, совершенное в деревянной раме с поперечным перекрытием. Погребенные лежали лицом друг к другу, соприкасаясь коленями и запястьями, у их голов стояли два керамических горшка (см. рисунок , 1, 2 ). На запястьях обнаружены остатки не менее четырех бронзовых браслетов, с высокими спиралевидными окончаниями, пастовые и бронзовые бусины, золотая обойма. У одного из субъектов, на правой стороне черепа в районе уха in situ был зафиксирован целый комплекс украшений из бронзы, покрытых золотой фольгой: серьги в полтора оборота, серьга-кольцо, лапчатая подвеска, обойма, спиралевидный наконечник. Аналогичный набор зафиксирован в районе левого уха, кроме того, в районе таза найдена золотая листовидная подвеска и обойма, а на щиколотках обнаружены бронзовые бусы. Погребальный обряд и инвентарь изученных погребений соответствуют ранее полученным материалам по этому памятнику и еще раз демонстрируют неординарность андроновского комплекса могильника Фирсово XIV.
К раннему железному веку относятся восемь захоронений староалейской археологической культуры (№5, 6, 8-10, 12, 17, 19) и одна конструкция, представляющая собой впущенный в материк котлован со столбовыми ямками.
В пяти могилах захоронены взрослые и еще в трех – подростки. Прослеживаются ряды погребений, вытянутые по линии ЮЗ-СВ. Умершие лежали вытянуто на спине, головой на юго-запад. Глубина могильных ям достигает 0,97 м от современной поверхности. Большинство исследованных погребений не содержало инвентаря. Лишь в могилах №№8, 9 в головах умерших обнаружены керамические сосуды баночного типа с орнаментом в виде ряда жемчужин по краю венчика (см. рисунок, 3 ). Кроме того, в погребении №9 в районе затылочной части головы умершей найдена железная заколка, у левого виска – бронзовая серьга с подвеской в виде цепочки, а у правого локтя – керамическое пряслице с орнаментом. Похожие пряслица обнаружены в захоронениях №№ 8, 17. Здесь они размещались так же с правой стороны у локтей умерших. Около могилы №10 в норе, разрушившей часть погребения, найден небольшой бронзовый нож.
Изученный котлован конструкции (по единичным находкам керамики датированный ранним железным веком) четко фиксировался в разрезах и профилях раскопа и достигал глубины 0,5 м от уровня дневной поверхности. Прослежено несколько столбовых ямок. На дне котлована, у его СЗ стенки, обнаружено скопление альчиков мелкого рогатого скота, а в южной части – в одной из ямок – развал сосуда с лежащим на нем костяным орудием (трепало). Не исключено, что данное сооружение связано с погребально-поминальной практикой. В предыдущие годы в примыкающей к 208
новому раскопу части могильника выявлено несколько похожих объектов, представляющих собой скопления ям, в одном случае так же объединенных небольшим котлованом.
Изученные захоронения органично дополняют серию погребений, раскопанных на памятнике в предыдущие годы, которая к настоящему времени насчитывает 108 могил. По погребальному обряду и сопроводительному инвентарю новые захоронения хорошо вписываются в общий комплекс могильника, который относится к староалейской культуре и датируется VI-V вв. до н.э.
Могильник Фирсово XIV дал одну из самых значительных коллекций скифского времени среди других погребальных памятников Алтайского Приобья. Наличие хорошо сохранившихся антропологических материалов, происходящих из не потревоженных захоронений, позволило на основе детального анализа погребальной обрядности и данных антропологии раскрыть ряд закономерностей поло-возрастной дифференциации смертности населения эпохи раннего железа лесостепного Алтая [Фролов, Тур, 2003]. Необходимо отметить, что могильник Фирсово XIV, как и, в целом, весь к о мплекс памятников эпохи раннего железа Фирсовского археологического микрорайона, послужили основой для выделения староалейской культуры.
Следующий этап работ 2010 года был связан с раскопками на поселении Жарково-3, результаты раскопок прошлых лет регулярно публиковались [Кирюшин, Федорук, Папин, 2008; Федорук, 2007]. Основной целью исследований в 2010 году стало окончательное изучение двух жилищ эпохи развитой и поздней бронзы. В соответствии с этой целью, работы велись на двух участках, с запада и севера примыкающих к старому раскопу. На западном участке результатом раскопок стало четкое выявление и исследование контура жилища №1 с рядами столбовых ямок вдоль его стенки внутри конструкции. Это позволяет окончательно реконструировать жилище №1 как крупную (площадью около 300 кв. м) полуземлянку с каркасно-столбовой основой, колодцем (глубина – 2,57 м от современной поверхности) и двумя очагами. Культурная принадлежность ее определяется как ирменско-саргаринская (см. рисунок , 7–10 ).
На северном участке была исследована часть зольника, перекрывающего жилище №2, и само жилище, представляющее собой полуземлянку (площадью около 240 кв. м) с каркасно-столбовой основой и колодцем в центральной части (глубина около 3,2 м от современной поверхности). Четких очагов в пределах конструкции нами не выявлено, однако фиксировались незначительные прокалы. Материалы жилища №2 относятся к андроновс-кой (федоровской) археологической культуре (см. рисунок , 11, 12 ).
В результате проведенных работ на поселении Жарково III были получены ценные данные, связанные, в первую очередь, с хроностратиграфией и домостроительством культур эпохи поздней бронзы степного Алтая, а так же с хозяйственной деятельностью древнего населения. Сформировавшаяся к настоящему времени остеологическая коллекция демонстрирует раз- витие скотоводства от андроновского времени и до раннескифской эпохи. Раскопки в 2010 году некрополя Фирсово XIV позволили установить, что могильное поле продолжается в восточном и северном направлении, плотность погребений на памятнике чрезвычайно велика, а захоронения в своем большинстве не потревожены и имеют значимый сопроводительный инвентарь. Высокая научная информативность полученных материалов (как археологических, так и антропологических), позволяет наглядно проиллюстрировать этнокультурные процессы, протекавшие в эпоху бронзы и раннем железном веке в рассматриваемом регионе. Данные обстоятельства делают крайне необходимым и перспективным дальнейшее полевое исследование грунтового могильника Фирсово-XIV.