Изучение памятников рубежа плейстоцена-голоцена в северной зоне Красноярского водохранилища
Автор: Акимова Е.В., Харевич В.М., Елистратов Д.С., Чащина Н.А., Чебыкин А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
Летом 2015 г. были проведены археологические исследования в северной зоне Красноярского водохранилища (Балахтинский р-н Красноярского края) с целью дальнейшего изучения памятников рубежа плейстоцена-голоцена, открытых в 2014 г. На стоянках Бюза II и Троицкая выполнены шурфы и небольшие по площади раскопы, позволившие получить археологический материал in situ. Археологический материал в культурном слое идентичен материалу, экспонированному на поверхность береговой отмели. Стратиграфическое положение обоих памятников позволяет датировать культурный слой Бюзы II началом голоцена, Троицкой - концом плейстоцена. На данный момент в бассейне среднего Енисея не известны индустрии раннеголоценового возраста, типологически близкие материалам Бюзы II. Археологический комплекс стоянки Троицкой находит аналогии в памятниках кокоревской археологической культуры. Оценивая сегодняшнее состояние памятников с учетом уклона современной дневной поверхности, высоты первичного и ширины вторичного береговых уступов, можно предполагать, что дальнейшие исследования возможны только на местонахождениях Бюза II, Троицкая и Черемушки II. При этом Черемушки I и III как стоянки уже разрушены, и в настоящее время происходит перенос экспонированного ранее материала с поверхности вторичного уступа на прибрежную полосу с последующих замывом и погребением в глине. Результаты работ этого года в зоне Красноярского водохранилища еще раз показывают, что все памятники среднеенисейского палеолита могут быть уничтожены в ближайшие годы. Объекты с культурным слоем in situ, сохранившиеся к нашему времени, представляют лишь тыловые, периферийные участки поселений.
Красноярское водохранилище, поздний палеолит, ранний голоцен, береговая абразия, каменная индустрия
Короткий адрес: https://sciup.org/14522189
IDR: 14522189
Текст научной статьи Изучение памятников рубежа плейстоцена-голоцена в северной зоне Красноярского водохранилища
В 2015 г. отрядом ИАЭТ СО РАН были продолжены археологические исследования финальноплейстоценовых и раннеголоценовых памятников в северной зоне Красноярского водохранилища.
Левый берег
Красноярского водохранилища. Нижнее течение р. Бюзы
На исследуемом участке ширина долины Енисея, прорезающего Красноярский кряж Восточного Саяна, не превышает 1,5 км. Долины малых притоков Енисея (Бирюса, Бюза, Езагаш и др.) – узкие, зажаты в размываемых скальных берегах.
Стоянка Бюза II открыта в 2014 г. [Харевич и др., 2014]. Памятник расположен в 50 км выше плотины Красноярской ГЭС по левому берегу залива Бюза, в 600 м выше его современного устья или около 1 км выше затопленного устья самой р. Бюзы. Культурный слой прослежен вдоль первичного берегового уступа, густо заросшего смешанным лесом, и на участке пологого склона с частично размытым современным дерновым слоем, что соответствует максимальному (243 м) уровню подъема воды в Красноярском водохранилище.
Основными задачами работ было подтверждение однослойности памятника и выявление участков, перспективных для дальнейшего изучения. В шурфе 2014 г., углубленном до 2,7 м, были вскрыты раннеголоценовые, поздне- и среднесартанские отложения. Культурный слой залегал на глубине 0,5–0,7 м в верхней и средней частях слоя коричневато-бурого суглинка. Распространение этого же культурного слоя было выявлено в шурфе и траншее, выполненных вдоль кромки берегового уступа. Шурф, заложенный в 11 м от берегового уступа, археологического материала не дал.
В составе коллекции, полученной из культурного слоя (65 экз.), преобладают мелкие отщепы, осколки и фрагменты пластин. В единичных экземплярах найдены плоский скребок подтреугольной формы с выпуклым рабочим краем (см. рисунок , 1 ), заготовки орудий на пластине и обломке изделия (см. рисунок , 4 ), фрагмент орудия на пластине с ретушью по обоим краям (см. рисунок , 2 ), резец на фрагменте широкой пластины (см. рисунок , 3 ).
В составе коллекции подъемного материала (170 экз.) – крупный клиновидный нуклеус, серия 12
долотовидных орудий на сколах и плоских гальках, обломки скребловидных орудий.
Таким образом, работы 2015 г. подтвердили наличие на памятнике только одного культурного слоя. Глубина залегания материала соответствует уровню размыва берегового уступа водохранилищем, находки экспонированы на уровень геологического горизонта, непосредственно подстилающего культурный слой. Видимо, культурный слой сохранился только вдоль кромки берегового уступа, на его наиболее выступающей, мысовой части. Стратиграфическое положение культурного слоя и типологическая характеристика каменного инвентаря позволяют предварительно датировать стоянку ранним голоценом.
Местонахождение Бюза I расположено в 100 м выше по течению р. Бюзы. У кромки воды собран немногочисленный археологический материал (12 экз.): заготовка скребла на узкой гальке, остроконечник с противолежащей альтернативной ретушью по обоим краям, крупный галечный нуклеус.
На сегодняшний день невозможно ответить на вопрос о связи этих двух объектов между собой. Допустим вариант единого крупного поселения с выносом части экспонированного археологического комплекса в периферийную зону.
Правый берег
Красноярского водохранилища.
Черемушкинский археологический район
Исследуемый участок относится к северной части Енисейско-Чулымской котловины – зоне наибольшего разрушения и образования высоких абразионных уступов (до 10 м), простирающихся вдоль обоих берегов Енисея. На сегодняшний день здесь известно только четыре объекта, сосредоточенных на участке протяженностью около 3 км непосредственно выше залива Черемушки.
Стоянка Троицкая. Первым пункт в устье Пашкина ключа отметил Н.Ф. Лисицын [2000] в 1990 г., в 2014 г. стоянка открыта нами вторично и получила название Троицкая [Акимова и др., 2014].
Стоянка расположена в 1 км выше устья залива Черемушки, на левом приустьевом участке берега небольшого залива. Ширина водохранилища здесь

Каменный инвентарь стоянок Бюза II ( 1–4 ) и Троицкая ( 5–10 ).
1 – скребок; 2, 5, 8 – фрагменты орудий на пластинах; 3 – резец; 4 – заготовка орудия; 6, 9 – скребла; 7 – микронуклеус; 10 – скребло-видное орудие.
достигает 8 км, что обеспечивает высокую интенсивность прибойно-волновой деятельности.
На первичном береговом уступе выполнен разрез глубиной 5,7 м, в котором выявлены отложения от голоцена до финала каргинского времени, включая реперный для среднего Енисея каргин-ский педоседимент.
В 2014 г. культурный слой был обнаружен в двух врезках общей площадью 5 м2 на глубине 60–70 см, в кровле слоя серо-желтой пылеватой супеси. Целью работ 2015 г. явилось получение информативной коллекции артефактов in situ , уточнение количества культурных слоев и определение дальнейших перспектив исследования памятника.
Раскоп 1 (9 м2) был прирезан к шурфу-врезке 1 (2014 г.). Артефакты залегают с разбросом по вертикали в пределах 10–20 см. В простирании слоя прослеживается уклон в северо-восточном направлении – в сторону древнего лога, в настоящее время ставшего заливом водохранилища.
Непосредственно в культурном слое было получено 514 предметов, и более 500 (чешуйки и фрагменты микропластин) – в промывке. В составе коллекции – клиновидный микронуклеус (см. рисунок, 7), три скребла на сколах и плоской гальке (см. рисунок, 6, 9), обломки крупных орудий на пластинах с ретушью, в том числе альтернативной (см. рисунок, 5, 8), скребловидное орудие с вогнутым краем на гальке (см. рисунок, 10), обломок концевого скребка. Фаунистическая коллекция невыразительна: преобладают неопределимые фрагменты трубчатых костей плохой сохранности (до 1 тыс. ед.), найдены часть челюсти и кости конечностей (фрагменты берцовой и лучевой, пяточная и заплюсневая кости) северного оленя.
Ниже вторичного берегового уступа, на береговой отмели было собрано более 200 предметов, в числе которых нуклеусы, скребки, скребла, резцы.
Таким образом, на стоянке Троицкая достоверно зафиксирован один культурный слой. Его стратиграфическое положение позволяет датировать его финальносартанским временем. Этому же слою принадлежало абсолютное большинство артефактов, полученных с поверхности береговой отмели. Все наиболее характерные для подъемного комплекса типы изделий, такие как клиновидные нуклеусы, концевые и скребки на отщепах, дорсальные скребла, изделия с резцовым сколом, пластины с ретушью, микропластины и крупные пластины, найдены в культурном слое. По типологическому облику материалы культурного слоя и подъемных сборов наиболее близки индустриям кокоревской археологической культуры [Абрамова, 1979].
Второй культурный слой в разрезе не зафиксирован. В разрезе на глубине 5 м, в слое переслаивающихся гумусированных суглинков (кар-гинский педоседимент) найден обломок пястной кости носорога с возможными следами погрызов некрупными животными.
О гипотетической возможности наличия более древних артефактов в подъемных сборах могут свидетельствовать фаунистические остатки мамонта, носорога, бизона, лошади со следами раскалывания, видовой состав которых и лучшая степень сохранности не позволяют относить их к финальносартанскому слою. Однако в подъемных сборах отсутствуют предметы, безусловно не соответствующие облику кокоревских индустрий, в том числе кареноидные скребки, листовидные бифасы и пластины с многорядной крутой ретушью, стратиграфически связанные с каргинским педоседиментом и являющиеся реперными для начального периода позднего палеолита Енисея.
Местонахождение Черемушки I. Сборы немногочисленного археологического материала проведены в 2014 г. [Харевич и др., 2014]. Местонахождение (группа местонахождений?) расположено на левом приустьевом участке берега залива Черемушки. Единичные предметы (11 экз.) собраны вдоль вторичного абразионного уступа на береговой отмели. В коллекции – крупные концевые скребки, остроконечное орудие на широкой пластине.
Местонахождение Черемушки II. Впервые открыто Н.Ф. Лисицыным [2000] в 1990 г., вторично обследовано в 2014 г. [Харевич и др., 2014]. Расположенное в глубине залива Черемушки, оно, возможно, не подвергалось столь разрушительному воздействию абразионных процессов, как стоянка Троицкая. На береговой отмели, ниже вторичного абразионного уступа, собраны около 150 предметов из камня, в числе которых многочисленные сколы, пластины, скребки, скребла, нуклеусы, здесь же найдены фрагменты костей лошади, бизона, северного оленя.
Местонахождение Черемушки III. Открыто нами в 2014 г. [Харевич и др., 2014]. Расположено в 1 км выше стоянки Троицкой, на левом приустьевом участке берега безымянного залива. Немногочисленный материал (25 экз.) получен на береговой отмели ниже вторичного абразионного уступа. Здесь найдены заготовки крупных галечных нуклеусов и небольшого нуклеуса с негативами пластинчатых снятий, крупное скребло-унифас, массивные ретушированные отщепы.
В отличие от стоянки Троицкой, где ширина площадки вторичного абразионного уступа не превышает 5–8 м, на Черемушках I–III этот показатель достигает 30–50 м. Вероятно, что Черемушки I и III как стоянки уже разрушены, и в настоящее время происходит перенос экспонированного ранее материала с поверхности вторичного уступа на прибрежную полосу с последующим замывом и погребением в глине. На Черемушках II, учи-14
тывая направление склона, культурный слой мог сохраниться в средней части площадки вторичного уступа. На Троицкой разрушение культуросодержащей толщи происходит в настоящее время, в результате чего материал фиксируется в двух позициях: на осыпи у подножия первичного берегового уступа и ниже вторичного уступа – на постоянно обновляемой береговой отмели.
Результаты работ 2015 г. в зоне Красноярского водохранилища еще раз убедительно показывают, что существует реальная угроза полного уничтожения памятников среднеенисейского палеолита в ближайшие годы. Объекты, частично сохранившиеся к нашему времени, представляют собой тыловые, периферийные участки поселений. В связи с этим необходимо активизировать усилия по поиску и изучению наиболее информативных памятников в зоне Красноярского водохранилища.
Список литературы Изучение памятников рубежа плейстоцена-голоцена в северной зоне Красноярского водохранилища
- Абрамова З.А. Палеолит Енисея. Кокоревская культура. -Новосибирск: Наука, 1979. -200 с.
- Акимова Е.В., Харевич В.М., Орешников И.А., Стасюк И.В., Томилова Е.А., Гурулев Д.А. Новые памятники рубежа плейстоцена-голоцена в северной зоне Красноярского водохранилища//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. XX. -С. 7-10.
- Лисицын Н.Ф. Поздний палеолит Чулымо-Енисейского междуречья. -СПб.: Петербург. востоковедение, 2000. -230 с. -(Тр. ИИМК РАН; т. II).
- Харевич В.М., Акимова Е.В., Орешников И.А., Стасюк И.В., Томилова Е.А., Гурулев Д.А., Кукса Е.Н. Разведочные работы в северной зоне Красноярского водохранилища//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. XX. -С. 91-96.