Изучение влияния блокаторов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы на ремоделирование левого желудочка у пациентов с артериальной гипертензией на примере валсартана и периндоприла
Автор: Павлова В.А., Вебер В.Р., Жмайлова С.В.
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Клиническая медицина
Статья в выпуске: 3, 2025 года.
Бесплатный доступ
Артериальная гипертензия (АГ) часто сопровождается ремоделированием левого желудочка (ЛЖ), что увеличивает сердечно-сосудистый риск. Роль блокаторов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) в регрессии патологических изменений ЛЖ требует уточнения. Цель. Оценить влияние валсартана и периндоприла на динамику геометрии ЛЖ у пациентов с впервые диагностированной АГ. Материалы и методы. В исследование включены 44 пациента с АГ 2-й степени, не имевших хронических заболеваний, способных вызвать ремоделирование сердца. Всем участникам проведена эхокардиография до начала лечения и через 6 мес. антигипертензивной терапии при условии достижения целевого уровня артериального давления. Для оценки типа ремоделирования определяли индекс массы миокарда ЛЖ (ИММ ЛЖ) и относительную толщину стенок ЛЖ (ОТС ЛЖ). Пациенты были рандомизированы на 2 группы: принимающие периндоприл (n=22) и принимающие валсартан (n=22). Статистическая обработка выполнена с использованием парного t-критерия Стьюдента (p≤0,05). Результаты. Исходно преобладали концентрические изменения ЛЖ: концентрическое ремоделирование левого желудочка (КРЛЖ) – 47 % случаев, концентрическая гипертрофия левого желудочка (КГЛЖ) – 37 %. На фоне терапии валсартаном у 50 % пациентов с КГЛЖ зарегистрирован переход в КРЛЖ, а у 40 % с КРЛЖ – нормализация геометрии ЛЖ. В группе получавших периндоприл переход КГЛЖ в КРЛЖ отмечен у 38 % пациентов, а КРЛЖ в нормальную геометрию левого желудочка (НГЛЖ) – лишь у 10 %. Динамика ИММ ЛЖ и ОТС была статистически значимой (p˂0,05). Выводы. Блокаторы РААС способствуют регрессу гипертрофии ЛЖ, однако валсартан, предположительно, превосходит периндоприл в эффективности при концентрическом ремоделировании ЛЖ. Результаты исследования подтверждают целесообразность дифференцированного подхода к выбору блокаторов РААС в зависимости от типа ремоделирования ЛЖ.
Ремоделирование левого желудочка, артериальная гипертензия, блокаторы РААС, периндоприл, валсартан
Короткий адрес: https://sciup.org/14133868
IDR: 14133868 | УДК: 615.225.2 | DOI: 10.34014/2227-1848-2025-3-99-107
Текст научной статьи Изучение влияния блокаторов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы на ремоделирование левого желудочка у пациентов с артериальной гипертензией на примере валсартана и периндоприла
Введение. Артериальная гипертензия (АГ) остается ведущей модифицируемой причиной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, занимая первое место в структуре предотвратимых летальных исходов [1]. Ведется активный поиск дифференцированного лечения АГ в зависимости от особенностей клинической ситуации, пола, возраста, этноса и других индивидуальных факторов, оказывающих влияние на выбор терапевтической стратегии [2, 3]. Особую актуальность приобретает поражение органов-мишеней, в частности развитие гипертрофии левого желудочка
(ГЛЖ), которая ассоциирована с 3–4-кратным увеличением риска развития сердечно-сосудистых осложнений [4]. Согласно данным российского исследования ЭССЕ-РФ распространенность ГЛЖ среди пациентов с АГ достигает 42,5 %, концентрический тип ремоделирования фиксируется в 67 % случаев [5].
Значительную роль в развитии АГ и поражении органов-мишеней играет ренин-ангиотен-зин-альдостероновая система (РААС) [6–10]. Уровень ангиотензина II коррелирует с выраженностью ГЛЖ: чем он выше, тем более активно проходят такие процессы, как вазоконстрикция, оксидативный стресс, усиленное высвобождение факторов роста, что стимулирует пролиферацию кардиомиоцитов, а в последующем развитие фиброза, ремоделирование миокарда, апоптоз его клеток. В то же время в связи с вазоконстрикцией и другими эффектами ангиотензина II подобные процессы происходят и в гладкомышечном слое артерий, вследствие чего возрастает общее периферическое сопротивление, что еще больше увеличивает нагрузку на левый желудочек и ускоряет его гипертрофию [6].
Вопрос выбора оптимального блокатора РААС для коррекции ремоделирования ЛЖ у пациентов с впервые диагностированной АГ остается дискуссионным. В исследовании Е.М. Хурс выявлено, что выраженность кардиопротектив-ного эффекта антагонистов рецепторов ангиотензина II (АРА II) и ингибиторов ангиотензин-превращающего фермента (иАПФ) при АГ варьирует на различных этапах сердечно-сосудистого континуума (ССК). На более ранних этапах ССК бòльшую эффективность показали АРА II, на более поздних (при лечении больных АГ с множественными факторами риска, гипертрофией ЛЖ и начальными проявлениями систолической дисфункции ЛЖ) более предпочтительными оказались иАПФ [9–11]. Поэтому сравнительная оценка влияния иАПФ и антагонистов рецепторов ангиотензина II на концентрический тип ремоделирования левого желудочка представляет особенный интерес [12–14].
Цель исследования. Оценить влияние периндоприла и валсартана на динамику геометрии и массы миокарда левого желудочка у пациентов с впервые диагностированной АГ.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 44 чел. с впервые диагностированной АГ 2-й степени, не имевших сопутствующих хронических заболеваний, способных вызвать ремоделирование сердца (хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность и др.). Пациентам была выполнена эхокардиография на аппарате MINDRAYDC-70.
Для оценки варианта ремоделирования сердца проводилось определение относительной толщины стенки левого желудочка (ОТС ЛЖ) и индекса массы миокарда левого желудочка
(ИММ ЛЖ). Критериями концентрического ремоделирования являлись ИММ ЛЖ менее 95 г/м2 у женщин и менее 115 г/м2 у мужчин, ОТС более 0,42. Концентрическую гипертрофию диагностировали при увеличении ОТС и ИММ ЛЖ более 95 г/м2 у женщин и более 115 г/м2 у мужчин; эксцентрическую – при увеличении ИММ ЛЖ и ОТС менее 0,42 [15].
Пациенты были рандомизированы на 2 группы: 1-й группе (n=22) был назначен периндоприл (в стартовой дозе 4 мг/сут с возможностью титрования до 8 мг/сут), 2-й (n=22) – валсартан (в стартовой дозе 80 мг/сут с возможностью увеличения до 160 мг/сут). Группы были сопоставимы по полу и возрасту: в каждой группе было равное количество мужчин и женщин, а возраст участников варьировал от 25 до 77 лет.
Через 6 мес. терапии на фоне достижения и стойкого удержания целевого уровня АД при повторной эхокардиографии оценивалась динамика ремоделирования сердца: изменение ИММ ЛЖ и ОТС.
Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 4.8.0. (Россия). Количественные показатели представляли в виде средних величин и стандартных отклонений (M±SD). Категориальные данные представляли с указанием абсолютных значений и процентных долей (n (%)). Сравнение групп по количественным показателям выполнялось с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых совокупностей. Изменения показателей были определены как статистически значимые при p≤0,05. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия χ2 Пирсона (при n>10) или точного критерия Фишера (при n<10) [16].
Для оценки комплаенса пациентов была применена модифицированная шкала приверженности «Общая фактическая приверженность», включающая 3 пункта. Критерием полной приверженности считался результат менее 1 балла [17].
Результаты и обсуждение. При первичном обследовании в общей группе пациентов было выявлено преобладание концентрического типа ремоделирования ЛЖ (КРЛЖ) – у 47 % больных и концентрической гипертрофии
ЛЖ (КГЛЖ) – у 37 %, нормальная геометрия
ЛЖ (НГЛЖ) отмечалась у 14 % пациентов, а эксцентрическая гипертрофия ЛЖ (ЭГЛЖ) – лишь у 2 % (рис. 1).

-
□ ЭГЛЖ, LVEH □ НГЛЖ, NLVG
Рис. 1. Исходное распределение типов геометрии ЛЖ
Fig. 1. Baseline LV geometry distribution
Полученные данные демонстрируют преобладание концентрических изменений (КРЛЖ и КГЛЖ зафиксированы у 84 % участников) и низкую долю ЭГЛЖ.
Далее пациенты были разделены на две группы: пациентам 1-й группы был назначен иАПФ периндоприл, а пациентам 2-й группы – АРА II валсартан.
Через 6 мес. терапии блокаторами ренин-ангиотензин-альдостероновая системы у пациентов оценивались структурные изменения ЛЖ.
В табл. 1 приведены значения ИММ ЛЖ и ОТС до и после лечения, демонстрирующие статистически значимую динамику.
Таблица 1
Table 1
ОТС ЛЖ и ИММ ЛЖ у пациентов с АГ до
и после терапии блокаторами РААС, M±SD
The dynamics of LV RWT and LVMI in patients with hypertension before and after treatment with RAAS blockers, M±SD
Показатель Parameter |
До терапии периндоприлом Before perindopril therapy |
Через 6 мес. терапии периндоприлом 6 months after perindopril therapy |
До терапии валсартаном Before valsartan therapy |
Через 6 мес. терапии валсартаном 6 months after valsartan therapy |
ОТС ЛЖ LV-RWT |
0,480±0,01 |
0,468±0,01 |
0,466±0,01 |
0,435±0,01 |
ИММ ЛЖ, г/м2 LVMI, g/m2 |
91,667±5,13 |
89,524±4,85 |
91,045±6,13 |
85,045±5,54 |
рОТС ЛЖ рLV-RWT |
р 1-2 =0,003* |
р 3-4 <0,001* |
||
рИММ ЛЖ, г/м2 рLVMI, g/m2 |
р 1-2 =0,024* |
р 3-4 <0,001* |
Примечание. * – различия достоверны при р≤0,05.
Note. * – the differences are significant, p≤0.05.
У 50 % пациентов с КГЛЖ, находящихся на терапии валсартаном, наблюдался переход в КРЛЖ, в 50 % случаях тип геометрии ЛЖ остался прежним. В группе пациентов с КГЛЖ, находящихся на терапии перин-допри-
лом, у 38 % пациентов наблюдался переход в КРЛЖ, а в 62 % случаях сохранялась КГЛЖ (рис. 2). Сравнение динамик перехода КГЛЖ в КРЛЖ в группах валсартана и периндоприла не выявило достоверного различия (р=0,637).


валсартан, valsartan периндоприл, perindopril
^ КГЛЖ, LVCH ■ КРЛЖ, LVCR
Рис. 2. Трансформация КГЛЖ в КРЛЖ на фоне терапии блокаторами РААС
Fig. 2. Transformation of LVCH into LVCR with RAAS blocker therapy
У 40 % пациентов с КРЛЖ, находящихся на терапии валсартаном, наблюдался переход в нормальную геометрию ЛЖ, в 60 % случаях
тип геометрии ЛЖ остался прежним. На фоне терапии периндоприлом дан-ные показатели составили 10 % и 90 % соответственно (рис. 3).
0х 100


валсартан, valsartan
КРЛЖ, LVCR
периндоприл, perindopril
■ НГЛЖ, NLVG
Рис. 3. Трансформация КРЛЖ в НГЛЖ на фоне терапии блокаторами РААС
Fig. 3. Transformation of LVCR into NLVG with RAAS blocker therapy
Выявленная положительная тенденция (р=0,141), вероятно, демонстрирует преимущество валсартана перед периндоприлом в коррекции концентрического ремоделирования ЛЖ у пациентов с АГ, что требует уточнения при наборе большего объема клинического материала. Можно предположить, что меньший эффект периндоприла связан с феноменом ускользания, описанным при приеме иАПФ (активацией альтернативных путей образования ангиотензинпревращаю-щего фермента) [18, 19, 20]. По другим данным, на фармакологический эффект могут влиять генетические особенности, в частности однонуклеотидные полиморфизмы (SNP),
которые необходимо учитывать при подборе терапии. Действие ингибиторов АПФ определяется активностью множества генов, регулирующих как фармакодинамические, так и фармакокинетические процессы в системе РААС [21, 22].
Выводы