"Я" как "другой" в субъектной структуре лирики Арсения Тарковского

Автор: Бокарев Алексей Сергеевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (56), 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья обращена к рассмотрению субъектной сферы лирики Арсения Тарковского в аспекте соотнесенности категорий «я» и «другого». Методологическим ориентиром служит тезис М.М. Бахтина, согласно которому самопредставление человека заведомо неадекватно, и единственной возможностью узнать себя-подлинного является самообъективация, предполагающая позицию вненаходимости относительно любого момента биографии. Анализ показывает, что сюжет идентификации и становления личности в поэзии А. Тарковского можно считать центральным: несовпадение субъекта с самим собой (как правило, в прошлом) фиксируется последовательно и разнообразно. При этом герой нередко увиден со стороны - как «он» или «ты», а детство осмысляется им как идеальный модус существования, момент абсолютной самотождественности и максимального напряжения творческих сил. Взросление же, чреватое самоотчуждением, требует не только беспристрастного взгляда на себя, но и целенаправленной работы, призванной вернуть утраченное активно-деятельное отношение к жизни. Непременным условием его возвращения (которое, впрочем, может быть только временным) выступает разрешение внутренних конфликтов, а именно преодоление разобщенности «души» и «тела»: их единение является залогом стиходвижения, а изолированность ведет к «немоте», обессмысливающей любое усилие. Подробный разбор стихотворений «Река Сугаклея уходит в камыш...», «Стань самим собой» и др. позволяет сделать вывод о том, что становление личности в поэзии Тарковского не имеет временных рамок, а его завершение, с точки зрения автора, синонимично смерти.

Еще

А. Тарковский, «я» и «другой», самоидентификация, субъектная структура, диалогические отношения в лирике

Короткий адрес: https://sciup.org/149136601

IDR: 149136601   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00016

Список литературы "Я" как "другой" в субъектной структуре лирики Арсения Тарковского

  • Анненский И.Ф. Лирика. Минск: Харвест, 1999.
  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2003. С. 69-263.
  • Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: в 2 т. Т. 2. М.: Academia, 2004.
  • Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. М.: МГУ, 2004. С. 310-322.
  • Бройтман С. Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура). М.: РГГУ, 1997.
  • Левкиевская Е.Е. Концепт человека в аксиологическом словаре поэзии А.А. Тарковского // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996). М.: Индрик, 2004. С. 340-351.
  • Мансков С.А. Предметный мир поэзии А. Тарковского // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки. 2001. № 1-2. С. 63-69.
  • Резниченко Н. «От земли до высокой звезды»: мифопоэтика Арсения Тарковского. Нежин; Киев: издатель Н.М. Лысенко, 2014.
  • Самойлов Д.С. Счастье ремесла: избранные стихотворения. М.: Время, 2010.
  • Тарковский А.А. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Художественная литература, 1991-1993.
  • Тюпа В.И. Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара: Самарский муниципальный университет Наяновой, 1998.
  • Фетисова Е.Э. Феномен неоакмеизма в творчестве Арс. Тарковского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 5. С. 278-287.
  • Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Academia, 2013.
  • Ходасевич В. Лирика. Минск: Харвест, 1999.
  • Чупринин С.И. Крупным планом. М.: Советский писатель, 1983.
Еще
Статья научная