"Я остаюсь наедине со своей душой...": к вопросу об источниках трактата Ал-Фараби "О примирении взглядов двух мудрецов"
Автор: Нофал Ф.О.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье подробно рассматривается проблема атрибуции текстов, цитируемых файласуфом ал-Фа̄ра̄бӣ в его «Книге о примирении взглядов Двух Мудрецов». Автор доказывает, что, вопреки мнению ряда современных востоковедов (П. Адамсон, Ф. Циммерманн), ал-Фа̄ра̄бӣ был хорошо знаком с vulgata известного исследователям апокрифа «Теология Аристотеля», использованного им в работе над текстом «Примирения...»; также показывается, что мыслитель спорадически обращался и к вошедшим в состав арабского аристотелевского корпуса фрагментам «Первоначал теологии» Прокла Диадоха. Отдельно обсуждается роль «Теологии» псевдо-Стагирита в становлении мистического учения восточных перипатетиков.
Ал-фа̄ра̄бӣ, плотин, прокл диадох, псевдо-аристотель, теология аристотеля, первоначала теологии, арабоязычный перипатетизм, средневековая арабская философия, неоплатонизм, восточный мистицизм
Короткий адрес: https://sciup.org/147244478
IDR: 147244478 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-185-203
Список литературы "Я остаюсь наедине со своей душой...": к вопросу об источниках трактата Ал-Фараби "О примирении взглядов двух мудрецов"
- Борисов, А. (1930) «Арабский оригинал латинской версии так называемой “Теологии Аристотеля”», Записки Коллегии Востоковедов при Азиатском Музее АН СССР. Том V, 83-98.
- Сагадеев, А. (2009) Восточный перипатетизм. Москва.
- Adamson, P. (2021) “Plotinus Arabus and Proclus Arabus in the Harmony of the Two Philosophers Ascribed to al-Farabi”, D. Calma, ed. Reading Proclus and the Book of Causes, Vol. 2. Leiden, 182-197.
- Bertolacci, A. (2005) On the Arabic Translations of Aristotle’s “Metaphysics”, Arabic Sciences and Philosophy. Vol. 15. Cambridge, 241-275.
- Dieterici, F (1882) Die sogenannte Theologie des Aristoteles aus arabischen Handschriften zum ersten Mal herausgegeben. Leipzig.
- Endress, G. (1973) Proclus Arabus. Berlin-Beirut.
- Haneberg, D.B. (1862) “Theologie des Aristoteles”, Sitzungsberichte der philosophisch-philologische Classe der Bayerischen Akademie der Wissenschaften München 1, 1-12.
- Kraus, P. (1941) “Plotin chez les Arabes. Remarques sur un nouveau fragment de la paraphrase arabe des Ennéades”, Bulletin de l'Institut d'Egypte 23, 263-295.
- Rose, V (1883) “Review of Dieterici F, Die sogenannte Theologie des Aristoteles aus dem Arabischen übersetzt und mit Anmerkungen versehen”, Deutsche Literaturzeitung für Kritik der internationalen Wissenschaft 4, 843-846.
- Rosenthal, F (1952–1955) “Aš-Šayḫ al-Yūnānī and the Arabic Plotinus source”, Orientalia 21:461–492; 22:370–400; 24:42–65.
- Steinschneider, M. (1893) Die hebraeischen Uebersetzungen des Mittelalters und die Juden als Dolmetscher. Ein Beitrag zur Literaturgeschichte des Mittelalters, meist nach handschriftlichen Quellen. Berlin.
- Zimmermann, F.W. (1986) “The origins of the so-called Theology of Aristotle”, J. Kraye, W.F. Ryan, C.B. Schmitt, eds. Pseudo-Aristotle in the Middle Ages. The Theology and other texts., London, 110-240.