Ядерная программа России и Ирана: проблемы и перспективы сотрудничества
Автор: Чекушкин А.Н.
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: Политология
Статья в выпуске: 1 (6), 2006 года.
Бесплатный доступ
Россия, иран, международное сотрудничество, ядерная программа
Короткий адрес: https://sciup.org/14720432
IDR: 14720432
Текст статьи Ядерная программа России и Ирана: проблемы и перспективы сотрудничества
Усилия Ирана в атомной сфере имеют почти столь же давнюю историю, как и ядерные программы Индии и Пакистана. Одним из первых было соглашение о мирном использовании ядерной энергии в рамках программы «Атом для мира», при-нянтой после выступления президента США Д. Эйзенхауэра на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1953 года. В обмен на право мониторинга и инспектирования ядерных объектов Соединенные Штаты предложили Ирану предоставить ядерные установки и оборудование, а также подготовить специалистов соответствующего профиля.
Уже к 1967 году с помощью США был построен исследовательский реактор мощностью 5 МВт для ядерного научно-исследовательского центра, созданного при физическом факультете Тегеранского университета (запущенный в 1968 году он позволял нарабатывать до 600 г плутония ежегодно)1.
Развитием ядерной программы 1970-х годов Иран начал реализацию амбициозных проектов нового этапа «белой революции шаха и народа», призванных превратить страну к 2000 году в «пятую индустриальную державу мира». Атомная про- грамма Ирана предусматривала покупку и установку 20 —25 ядерных реакторов, которые работали бы только на импортном уране. В рамках разработки пятого пятилетнего плана развития была поставлена перспективная задача увеличения производства электроэнергии на 23 тыс. МВт. Переговорный процесс со странами Запада начался в 1971 году.
Наиболее яростные критики иранской ядерной программы, среди которых особенно выделяются США и «тройка» Евросоюза (Германия, Франция, Великобритания), а также эксперты МАГАТЭ, намеренно игнорируют тот факт, что у ее истоков стояли именно США, о чем, в частности, свидетельствует меморандум № 292 «О взаимодействии между США и Ираном в ядерной области», принятый Советом по национальной безопасности США в 1975 году2.
С 1974 года Иран при содействии США, ФРГ, Франции и Великобритании начал разворачивать свою программу мирного атома. Была достигнута договоренность о строительстве двух АЭС в Бушере (провинция Фарс) и двух АЭС в Дарховейне в районе, в г. Ахваз (провинция Хузестан). В июне 1974 года между Ираном и Францией было подписано экономическое соглашение сроком на 10 лет на общую сумму контрактов и проектов в 4 млрд дол., в том числе на продажу Ирану 5 ядерных реакторов общей мощностью 1 000 МВт, стоимостью 1,1 млрд дол. При этом Иран согласился внести во Французский банк аванс в 1 млрд. долл. и погасить три четверти стоимости реакторов в пятилетний срок при завершении их фактической поставки к 1985 году. Планировалось, что Франция будет заниматься строительством АЭС в провинции Ахваз и Центра ядерных технологий в Исфахане. Однако, только немецкая компания Kraftwerk Union A. G. (Siemens/KWU) приступила к работе по сооружению двух блоков мощностью по 1 300 МВт каждый для АЭС в Бушере.
Учитывая несогласие западных стран на производство ядерного топлива в Иране, была достигнута договоренность о предоставлении Комиссариату по атомной энергии Франции займа в размере 1 млрд дол. сроком на 15 лет в обмен на 10 % долю продукции завода по обогащению урана, который строился в долине Роны. После революции 1979 года, свергнувшей шаха, все контракты были расторгнуты и строительство АЭС в Бушере прекратилось. К моменту начала революции было полностью завершено строительство здания АЭС и на 80 % выполнен монтаж установок. В ходе ирано-иракской войны 1980—1989 годов станция подвергалась бомбовым ударам и была сильно повреждена, особенно во время налетов весной и летом 1988 года. В 1991—1992 годах иранцы провели серию работ по восстановлению разрушенного и демонтажу поврежденного оборудования, однако все западные страны под давлением США отказались от сотрудничества с Ираном в области атомной энергетики.
25 августа 1992 года останется в истории как дата начала российско-иранского партнерства в области атомной энергии. Тогда были подписаны два межправительственных соглашения —«О сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» и «О сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции». В соответствии с последним Россия и Иран должны сотрудничать в строительстве на условиях создания «под ключ» АЭС, состоящей из 2 (с возможностью расширения до 4) энергоблоков средней мощности с реакторными установками типа водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР), и в ее эксплуатации. В рамках этого сотрудничества планировалось также создание учебно-тренировочного центра для подготовки и переподготовки эксплуатационного персонала. При этом иранская сторона гарантировала, что «ядерные материалы, ядерное оборудование и установки, импортируемые из России в рамках этого Соглашения, материалы установки, произведенные на их основе или с их использованием, не будут использованы для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств, а также способствовать достижению какой-либо военной цели и будут находиться под контролем (гарантиями) МАГАТЭ в течение всего срока их фактического использования»3.
Иран ратифицировал Соглашение в апреле 1993 года, что стало легитимной основой для реальных действий. В результате 5 января 1995 года в Тегеране был подпи- сан Контракт на завершение строительства первого энергоблока АЭС в Бушере мощностью 1 000 МВт.
Экономическая выгода для России «бу-шерского контракта» довольно велика. 80 % стоимости работ должна оплачиваться Ираном в твердой валюте, а 20 % —в виде поставок товаров. Стоимость строительства только первого энергоблока оценивается в 800 млн дол., а сооружение еще трех обойдется в 3 —3,5 млрд дол.4
Завершение сооружения первого блока АЭС, которое было намечено на конец 2006 года, подняло проблему обеспечения станции топливом, а также его последующего захоронения. В феврале 2005 года Москва и Тегеран подписали соглашение, согласно которому ядерное топливо для АЭС будет в течение 20 лет поставлять Россия. За этот период в Иран поступит из России 1 500 т ядерного топлива. Важнейшим пунктом соглашения явилось то, что Иран взял на себя обязательство возвращать в Россию отработанное ядерное топливо, а Россия — его принимать, перерабатывать и хранить. Услуги по переработке и хранению будет оплачивать Иран, причем по рыночной цене, которая сложится на момент возврата, а это может произойти через 9 — 10 лет после запуска АЭС.
По заявлениям российских специалистов, соглашение между РФ и ИРИ о сооружении при участии России первого блока Бушерской АЭС полностью отвечает требованиям Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и системы гарантий МАГАТЭ.
Развивая ядерную энергетику, Тегеран создал ядерные центры а Исфагане и Натанзе. Иран настаивает на признании за ним права на проведение мирных исследований в ядерной области, поскольку это право закреплено ст. 4 Договора о нераспространении ядерного оружия за всеми странами — участницами договора5.
Россия поддерживает право Ирана как государства —участника ДНЯО на мирное использование ядерной энергии и намерена продолжать сотрудничество с ИРИ в этой области.
Многолетние дебаты вокруг связей РФ и ИРИ в области ядерной энергетики продолжаются и в настоящее время. Российская сторона неоднократно подчеркивала, что в сфере российско-иранской ядерной программы реализуются те проекты, которые не относятся к категории «критичной» ядерной продукции. Технологии обогащения урана, регенерации плутония, создания реактора-размножителя, необходимые для получения оружейных ядерных материалов, иранской стороне не передаются. Сотрудничество осуществляется в строгом соответствии со всеми требованиями национального законодательства и международными обязательствами России. Отказ от такого сотрудничества, считает российское руководство, может нанести ущерб экономическому и политическому статусу РФ 6.
Отметим также, что ответ на вопрос о реальных намерениях Ирана в отношении создания собственного ядерного оружия весьма важен для России. В первую очередь это объясняется тем, что Иран —южный сосед России, и его решение о создании атомного оружия, с учетом наличия средств его доставки, означало бы появление новой реальной угрозы безопасности РФ, причем исходящей от государства с трудно предсказуемым руководством. Это осложнило бы и процесс ближневосточного урегулирования. Следовательно, вполне логично, что, учитывая заинтересованность Ирана в стратегическом сотрудничестве с Москвой, Россия также заинтересована рассматривать Исламскую Республику в качестве своего партнера в регионе. Но для этого нужны политические условия: устойчивость отношений и невмешательство во внутренние дела извне.
Список литературы Ядерная программа России и Ирана: проблемы и перспективы сотрудничества
- Барзегар К. Тегеран -союзник, а не противник в борьбе против терроризма//Азия и Африка сегодня. 2005. № 3. С. 38.
- Файзуллаев Д. Российские интересы в Иране//Азия и Африка сегодня. 2006. № 6. С. 13.
- Ромашкина Н. Иранский атомный узел//Азия и Африка сегодня. 2006. № 8. С. 42.