Ямвлих о душе
Автор: Афонасин Евгений Васильевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Античная психология
Статья в выпуске: 2 т.6, 2012 года.
Бесплатный доступ
В двух предыдущих работах шла речь об эпистолярном наследии Ямвлиха и его представлении о природе души (ΣΧΟΛΗ 4.1 (2010) 166-193 и ΣΧΟΛΗ 4.2 (2010) 239-245). Сосредоточимся теперь на доксографической части его трактата О душе, фрагментарно сохранившейся, как и Письма, лишь в составе Эклог Иоанна Стобея. Насколько обширным был трактат Ямвлиха и какие разделы включал в себя, сказать трудно. Стобея интересовало лишь систематическое изложение «мнений о душе». Однако сохранившиеся фрагменты ясно показывают, что Ямвлих преследовал как общеобразовательные, так и полемические цели: сопоставляя мнения о душе, он стремился показать, что многочисленные его предшественники, включая как древних платоников, перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, так и непосредственных коллег по школе, таких как Амелий и Порфирий, неверно истолковали «древнее» пифагорейское и платоническое учение. Указания на оригинальное учение Ямвлиха о двойственной природе души Стобей сохраняет лишь в нескольких случаях. Эти фрагменты поддаются интерпретации на основании других источников. Выдержки из сочинения Ямвлиха и подзаголовки к ним приводятся по изданию Дж. Финамора и Дж. Диллона (Finamore-Dillon, 2002), которые, в свою очередь, следовали более ранней работе Фестюжьера (Festugière 1953).
Античная психология, неоплатонизм, доксография, душа, эсхатология
Короткий адрес: https://sciup.org/147103337
IDR: 147103337
Список литературы Ямвлих о душе
- Афонасин, Е. В., ред. (2009а) «Неопифагорейцы», ΣΧΟΛΗ 3.1 (специальный выпуск журнала).
- Афонасин, Е. В. (2009b) «Диоген из Аполлонии. Фрагменты и свидетельства», ΣΧΟΛΗ 3.2, 559-611
- Афонасин, Е. В. (2010a) «Ямвлих Халкидский. Письма», ΣΧΟΛΗ 4.1, 166-193.
- Афонасин, Е. В. (2010b) «Ямвлих о душе. Дополнение к переводу Писем Ямвлиха», ΣΧΟΛΗ 4.2, 239-245.
- Диллон, Дж. (2002) Средние платоники. Санкт-Петербург.
- Диллон, Дж. (2005) Наследники Платона. Санкт-Петербург.
- Месяц, С. В. (2008) «Порфирий. Подступы к умопостигаемому», ΣΧΟΛΗ 2.2, 277-308.
- Солопова, М. А. (2002) Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте». Москва.
- Afonasin, E. V., Dillon, J. M., Finamore J., eds. (2012) Iamblichus and the Foundations of Late Platonism. Leiden.
- Blumenthal, H. J. and Clark, E. G. (1993) The Divine Iamblichus: Philosopher and Man of Gods. Bristol.
- Blumenthal, H. J. and Finamore, J. F. (1997) Iamblichus: The Philosopher. Syllecta Classica 8 (специальный выпуск).
- Blumenthal, H. J. and A. C. Lloyd (1982) Soul and the Structure of Being in Late Platonism: Syrianus, Proclus, Simplicius. Liverpool.
- Dillon, J. M. (1973, 20102) Iamblichi Chalcidensis in Platonis Dialogos Commentariorum Fragmenta. Leiden. -(1987) "Iamblichus of Chalcis (ca. AD 240-325)," in Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II, 36.2. Berlin and New York, 862-909.
- -(1993) Alcinous: The Handbook of Platonism. Oxford.
- -(2012) The Platonic Heritage. Ashgate.
- Festugière, A.J. (1953) La Révélation d'Hermès Trismégiste, Vol. 3. Paris.
- Shaw, G. (1995) Theurgy and the Soul. University Park.
- Steel, C. (1978) The Changing Self. A Study on the Soul in Later Neoplatonism: Iamblichus, Damascius and Priscianus. Brussel.