Япония и Маньчжурия: начало отношений

Автор: Досовицкая Вера Валерьевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: История

Статья в выпуске: 10, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается роль Маньчжурии в политической истории Восточной и Внутренней Азии, процесс становления японо-маньчжурских отношений в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Япония, маньчжурия, северо-восточный китай, международные отношения

Короткий адрес: https://sciup.org/170166680

IDR: 170166680

Текст научной статьи Япония и Маньчжурия: начало отношений

В заимоотношения Японии и Маньчжурии могут стать отправ-ной точкой рассмотрения всей истории международных отно-шений в первой половине ХХ в. В 1930-х гг. в разгар японской оккупации Северо-Восточного Китая говорили, что Маньчжурии было суждено стать «ареной международных амбиций»1. Почему же Япония так стремилась завладеть Маньчжурией, а впоследствии и всей Восточной и Внутренней Азией?

Маньчжурия – «первая линия обороны Японии»

Маньчжурия занимала три северо восточные провинции на терри тории нынешнего Китая: Хэйлунцзян (столица — Харбин), Цзилин (столица — Чанчунь) и Ляонин (столица — Шэньян). Соседями Маньчжурии являлись СССР (Дальневосточный край и Восточно-Сибирская обл.), провинции Китая Жэхэ и Чжили (Хобэй), Корея и Монголия. Морская граница Маньчжурии была равна 1 570 км и про -ходила по берегам Корейского и Ляодунского заливов Желтого моря2. По данным В.Я. Аварина, площадь Маньчжурии составляла 1 200 тыс. кв. км, превышая, таким образом, площадь Японии почти в 4 раза3.

Говоря об этом регионе, Япония часто применяет термин «Маньчжурия-Монголия» (Ман-Мо). Он относится к Маньчжурии и Внутренней Монголии, а порой и к Внешней Монголии (Монголия); соответственно, речь идет об огромной области Внутренней Азии, площадь которой измеряется несколькими мил лионами кв. км. Кроме того, в японской историографии существует еще один термин — «маньчжурско - корейский вопрос» (Манкан мондай), что означает, что Маньчжурия и Корейский полуостров считаются единой и неделимой территорией4.

Во внешнеполитическом аспекте Маньчжурия (а вместе с ней и Монголия) представляла собой регион, где скрещивались интересы Японии, СССР и Китая. Для СССР регион Маньчжурии Монголии был необходим для осуществления политических планов и поддержа ния порядка в Сибири. Для Китая безопасность в этой области явля лась гарантией его собственного суверенитета, а также она становилась возможным местом переселения для возрастающего населения5.

Для Японии Маньчжурия являлась «первой линией обо -

ДОСОВИЦКАЯ Вера

роны», а также «плацдармом Японии на континенте»1. В экономическом отноше -нии Маньчжурия развивалась именно как ресурсная база2. «Маньчжурия является источником сырья, продуктов, расту щим рынком для сбыта японского экс -порта, а также ценным объектом инве-стирования и перспективным местом для переселения возрастающего населения3. Известный исследователь Маньчжурии -Монголии ХХ в. Оуэн Латтимор назы-вал Маньчжурию «Фландрией и Эльзас -Лотарингией» Дальнего Востока4. В свою очередь, Япония не раз настаивала на том, что регион Маньчжурии Монголии является экономически и географически самым подходящим Японии как постав -щик недостающих продуктов и промыш ленного сырья5.

Таким образом, стратегическая и эко -номическая роль Маньчжурии была настолько огромной, что ее часто назы вали жизненно необходимым регио ном для Японии, или иначе — «дорогой жизни»6. Как же начинались и развива -лись японо маньчжурские отношения с середины XIX в.?

Маньчжурия и Япония: начало отношений

В середине XIX в. Маньчжурия осущест-вляла большие поставки соевых бобов, соевого жмыха и соевого масла в Японию. Из соевых бобов получали соевый соус, молоко, сыры, шоколад, печенье, мыло, глицерин, краски, резину, взрывчатые вещества, водонепроницаемые матери алы, лекарства. Соевые бобы были всегда широко распространены в восточных культурах. Европейцы же узнали о сое -вых бобах только в начале XX в. Одними из первых, кто познакомил европейцев с соевыми бобами, были японцы. В 1908 г.

Маньчжурию также считали житни -цей Китая. Торговля велась через порт Ньючванг7 и являлась главным аспек-том экономических интересов Японии в Маньчжурии8. В то время характер торговли был по большей части односторонний, но весной 1891 г. «Ниппон Юсэн Кайся»9 начала регулярную ежемесячную тор -говлю между с Маньчжурией. Эта торговля процветала вплоть до начала китайско японской войны в августе 1894 г.10

После окончания войны соевый жмых стали использовать как удобрение для рисовых полей, больше половины хлопка сырца из Маньчжурии поставлялось в Японию, практически весь рис, а также ископаемые (уголь, железо) отправлялись в Корею и Японию. Можно даже сказать, что в лице Маньчжурии Япония нашла «второй Рур»11.

Главными возделываемыми культурами в Маньчжурии являлись соевые бобы, маис, просо, сорго (гаолян)12 и пшеница.

Еще в 1899 г. некоторые европейцы, например английский консул в Ньючван ге, а позже торговый атташе в Пекине Александр Хейс называли их «богатством Маньчжурии»13.

Как известно, Маньчжурия входила в состав Цинской империи. В ходе японо-китайской войны 1894-1895 гг. часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору была возвра щена Китаю. В конце XIX в. произошло ослабление власти цинского правитель ства, и постепенно Маньчжурия вошла в сферу русских политических и коммерче ских интересов. В 1896 г. по кратчайшему во Владивосток маршруту через Харбин была построена Китайско-восточная железная дорога (КВЖД). В 1898 г. по Русско - китайской конвенции Россия арендовала у Китая Ляодунский полуо-стров с прилегающими островами, укре-пила Порт -Артур и построила коммерче -ский порт Дальний, которые соединялись железной дорогой с восточно китайской линией на Владивосток.

Используя в качестве повода Боксерское восстание, царская Россия в 1900 г. почти полностью захватила Маньчжурию, а с июня 1900 по март 1902 г. безраздельно владела ею1. Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска из Маньчжурии и Кореи в нарушение союз нического договора повлекли за собой Русско - японскую войну 1904—1905 гг. В результате победы Японии Ляодунский полуостров с Квантунской областью и русская железная дорога от Чаньчуня до Порт-Артура (около 735 км) отошли Японии, а маньчжурская проблема при обрела иной политический и экономиче -ский аспект.

Дело в том, что узловой проблемой стала проблема Южно - Маньчжурской желез -ной дороги (ЮМЖД). И если до войны эта дорога служила объединяющим звеном русско цинского антияпонского союза, то с заключением Портсмутского договора в 1905 г. данный союз потерял смысл2.

Южно Маньчжурская железная дорога — магистраль в Маньчжурии от Харбина до Порт Артура длиной 1 022 км — являлась южной частью КВЖД (Китайско Восточной железной дороги). Строительство этой линии велось на основании Русско китайской конвен ции 1898 г. для установления железнодо рожного сообщения между Транссибом и Квантунской областью и портами Дальним и Порт-Артуром.

Безусловно, главной мерой по эконо мическому и политическому укреплению Японии в Маньчжурии стало создание в 1906 г. Южно-Маньчжурской железнодо-рожной компании (Мантэцу)3.

Штаб - квартира компании находилась в Дайрене (Дальнем). И хотя вся ЮМЖД, как и вся КВЖД, была построена с рус ской колеей (1 524 мм), во время Русско японской войны японцы перешили ее на японскую (1 067 мм) для удобства исполь зования на ней японского подвижного состава. А после войны дорога была пере ведена на стандартную колею (1 435 мм), чтобы сделать возможным ее соединение с другими железными дорогами Китая. Капитализация ЮМЖД в 1906 г. составила 200 млн иен, половину из которых выде лило японское правительство. В 1920 г. она составила 440 млн иен (220 млн долл.)4, в 1933 — 800 млн иен при прежнем соот-ношении государственного и частного капитала5. Первым президентом Мантэцу был назначен губернатор Тайваня Гото Симпэй6. Он считал, что Мантэцу является одним из основных средств укрепления японского влияния в Китае и выступал за создание в Южной Маньчжурии эконо мического, торгового и культурного плац дарма Японии с использованием ЮМЖД.

После окончания Первой мировой войны европейские державы поте ряли свои позиции в Восточной Азии. А Япония же осознала, что пришло время для поствоенного экономического под чинения азиатского пространства. Все эти события еще больше укрепили японское военное господство на Корейском полу острове и Тайване, создали исключи тельно благоприятные предпосылки для усиления экономического проникнове ния в Южную Маньчжурию.

В 1916 г. Япония и Россия подписали русско японское соглашение, в котором был проведен раздел сфер влияния двух государств в Китае, Корее, Маньчжурии и Монголии.

Таким образом, в 1916 г. в сферу влияния России попали Северная Маньчжурия, Внешняя Монголия и западная часть Внутренней Монголии, в сферу влия ния Японии — Южная Маньчжурия, Корейский полуостров и восточная часть Внутренней Монголии.

Статья научная