Явление глобализации как экзогенный фактор развития социально-экономических систем

Бесплатный доступ

Анализ влияния глобализации как экзогенного фактора на развитие социально-экономических систем чрезвычайно важен для определения места и роли стран в мировом хозяйстве. В статье обосновано влияние цивилизационных особенностей на выбор форм и видов социально-экономического устройства общества, на масштабы и сроки проводимых изменений, на индивидуальный облик моделей хозяйствования.

Социально-экономическая система, глобализация, экзогенный фактор развития, экономическая взаимозависимость, неравномерность развития, научно-производственная интернационализация

Короткий адрес: https://sciup.org/14970924

IDR: 14970924

Текст научной статьи Явление глобализации как экзогенный фактор развития социально-экономических систем

Эволюция мирового хозяйства достигла в своем развитии той стадии, когда системы общественного воспроизводства различных стран и государств посредством международного разделения труда и международных экономических отношений преобразуются в единое глобальное геоэкономическое пространство, в котором ведущую роль в настоящее время играет процесс глобализации. Именно он выступает решающим фактором во всеобщей консолидации экономических, финансовых, политических, социально-культурных, научно-технических и экологических элементов национальных хозяйств. При этом степень участия одних стран в процессе глобализации мирового хозяйства резко отличается от других, что способствует формированию кардинальных различий в социально-экономическом развитии национальных экономик.

Социально-экономическая система представляет собой один из основных объектов анализа в экономической науке. Согласно учению западной экономической науки социальноэкономическая система представляет собой сложный общественный организм взаимодействующих подсистем, находящихся в различ-

ной степени соподчиненности друг с другом на основе формы и содержания, общего, особенного и единичного, явления и сущности, количества и качества, организм, раскрывающий восхождение от способа производства к отдельным явлениям и процессам и, наоборот, от отдельных экономических явлений и процессов к способу производства, то есть от абстрактного к конкретному и обратно.

Появление термина «глобализация» связывают с именем Т. Левитта, который ввел его в своей статье «Глобализация рынков», опубликованной в «Гарвард Бизнес Ревю» в 1983 году [10, с. 48]. Распространение же термин «глобализация» получил благодаря американскому социологу Р. Робертсону и японцу К. Омае, опубликовавшему в 1990 г. бестселлер «Мир без границ» [12, с. 15]. Термин «глобализация» лексически означает придание чему-либо всемирного (глобального) характера. По мнению автора настоящей статьи, глобализация (мировой) экономики – объективно сложившийся феномен и одновременно мирохозяйственный процесс, активно развернувшийся в конце XX века. В самом общем кратком виде ее следует определить как высшую стадию (ступень, форму) интернационализации хозяйственной жизни и ее сердцевины – научно-производственной интернационализации.

Глобализация мировой экономики как новый уровень интернационализации является одним из основных экзогенных факторов раз- вития социально-экономических систем в современных условиях. Изучение влияния глобализации на развитие социально-экономических систем чрезвычайно важно для определения места и роли стран в мировом хозяйстве. Речь идет об определении влияния цивилизационных особенностей на выбор форм и видов социально-экономического устройства общества, на масштабы и сроки проводимых изменений, на индивидуальный облик моделей хозяйствования [5, с. 98]. Игнорирование данного мегатренда означает потерю кумулятивного эффекта, разрыв связи преобразований с историческими традициями страны, ее культурой, менталитетом населения и сложившейся системой ценностей. Процесс глобализации модифицирует их проявление, но не исключает их из числа доминирующих факторов прогресса.

Теоретический анализ развития социально-экономических систем в условиях глобализации должен основываться на действии закона максимальной пространственной экспансии, определяющего изначальную цель и способ существования любой системы [13, с. 267]. Он предопределяет стремление каждой системы к максимальному заполнению пространства в поисках энергетических источников, а по достижении пределов пространства они начинают деградировать и исчезают. На эволюцию социально-экономических систем в современных условиях особое воздействие оказывает глобальная тенденция мирового развития к расширению и углублению взаимосвязей между народами и государствами, основанных на конфликтах и сотрудничестве, несмотря на видоизменение с течением времени мотивов, стимулировавших эволюцию этих связей.

Глобальная экономика определяет новые условия, в которых протекает взаимодействие социально-экономических систем. Так, переход к новому качеству интеграционных процессов способствовал усилению взаимодействия межгосударственных интересов, связанных с размыванием границ национальной экономики, обусловленных единым денежным и информационным пространством [6, с. 73]. В настоящее время все социально-экономические системы стали неразрывной составной частью надсистемы – глобальной экономики, и основные стоимостные категории – стоимость, цена, издержки, прибыль, процент, рента – формируются в этой системе и модифицируются, переходя национальные границы.

Разделение труда и основанные на нем рыночные отношения обусловливают зависимость всех участников экономической жизни друг от друга. Огромную роль в усилении взаимозависимости социально-экономических систем играют международные компании, в рамках которых осуществляется переток значительной части ресурсов. Их власть и влияние обусловливаются концентрацией контроля над стратегически важными сферами – финансами, рабочей силой, технологией, поставками сырья и компонентов, услугами и сбытом. Концентрация человеческих способностей, научно-технического знания и опыта, а также международная (глобальная) организация управления позволяют таким компаниям оптимально размещать источники материальнотехнического снабжения, производства и сбыта [15, с. 51].

Возросшая экономическая взаимозависимость социально-экономических систем охватывает расширение, углубление, интенсификацию и возросший динамизм международных экономических связей и сопровождается ростом сети всемирных, региональных и других союзов и организаций, что позволяет характеризовать глобализацию мирового хозяйства как двуединый процесс развития материально-технического базиса и системы международных экономических отношений [9, с. 85].

Современное мировое хозяйство, взаимосвязи в рамках международного разделения труда характеризуются асимметричностью, эквифинальностью, неравномерностью развития [1, с. 58]. Неравномерность может рассматриваться в диахронном и синхроническом аспектах. Она является очень важной особенностью исторического процесса, проявляясь в периодических кризисах и спадах производства, затрагивающих все звенья социально-экономических систем. Экономические различия между социально-экономическими системами заключаются в степени развития рынков товаров, труда, капиталов и информации, глубине разделения труда внутри них и характере их включенности в мировой рынок, уровне и формах социальной защиты населения [3, с. 120].

Неравномерность развития – прямой результат многовариантности взаимодействия широкого комплекса факторов и условий экономического роста. Для развития отдельных явлений, процессов, структур необходимо, чтобы составляющие их части, компоненты изменялись неравномерно, иначе возможно лишь воспроизводство прежних структур, а не поступательное развитие. Воспроизводство системы, процесса, явления в неизменном виде равнозначно застою, отрицанию развития. Неравномерность проявляется на микроуровне (единичные явления и процессы) и на макроуровне, выступает одним из факторов усиления многовариантности развития, но в основе ее лежат самые различные варианты конкретных условий и факторов развития.

Современная глобализация протекает главным образом в капиталистических формах, которые заведомо противоречат принципам равноправия и взаимной выгоды и базируются, как правило, на силе монополизма, а не на свободной конкуренции участников. Сопоставляя выгоды и ущерб от глобализации, О. Богомолов указывает на устойчивое сохранение и даже увеличение разрыва в уровнях развития между группами индустриально развитых и экономически менее развитых стран, убедительно доказывая, что выгоды от глобализации непосредственно связаны с емкостью внутренних рынков [2, с. 75].

В процессе эволюционного развития зачастую в социально-экономических системах сосуществуют отжившие, но продолжающие функционировать элементы прежнего качества системы (устаревшие организационно-правовые формы предприятий, методы регулирования, хозяйственно-этические традиции) и формирующиеся новые, имманентные современным условиям экономического развития [7, с. 20]. Такой характер структурных изменений экономики обусловлен принципом раздвоения или бифуркации. Реализация этого принципа предполагает вытеснение нежизнеспособных элементов и адаптацию вновь формируемых элементов, адекватных национально-государственному содержанию экономической системы.

В условиях неравномерности экономического и социального развития различных социально-экономических систем одни из них воплощают в себе высокоразвитые экономические и социально-политические структуры, другие находятся на более низких ступенях, что обусловливает возможность их взаимодействия, в ходе которого отставшие социальноэкономические системы, используя пример, опыт, образец более передовых, могут ускоренными темпами развивать свою экономику и социальные формы, не проходя последовательно все стадии или фазы «обычного», классического развития [4, с. 47]. При этом опыт передовых социально-экономических систем, достигнутая ими в ходе социально-экономических преобразований прогрессивная модель экономической организации, управления и функционирования служат для отставших социальноэкономических систем ориентиром и целью их эволюции по сокращенному пути.

Растущая экономическая открытость все большего числа национальных хозяйств создает предпосылки для ускоренной международной диффузии передовых технологий, ноу-хау, навыков менеджмента и маркетинга, а в конечном счете для распространения по всей планете той экономической цивилизации, которая сложилась в индустриальных социально-экономических системах, вырвавшихся в прошлом – начале нынешнего столетия вперед и оставивших позади весь остальной мир [11, с. 186, 220]. Это значит, что образовавшийся разрыв в уровнях технико-экономического развития между индустриальным или постиндустриальным авангардом мирового сообщества и обширным его арьергардом станет постепенно сокращаться.

Большинство современных сценариев развития мировой экономики исходит из того, что либерализация международных экономических отношений должна в конечном счете привести к формированию однородного глобального рыночного пространства, функционирующего по единым законам, с использованием либо единого платежного средства, либо обратимых взаимозаменяемых платежных средств, эмитируемых различными, не обязательно официальными, институтами [8, с. 120]. Предполагается, что устранение межнациональных барьеров, обусловленных государственным регулированием экономики, позволит повысить эффективность конкуренции и обеспечить совокупный экономический выигрыш за счет свободного перемещения капитала и рабочей силы. Но при этом остаются не поддающиеся унификации факторы (природно- климатические различия, расстояния); усиливается предпочтение общего качества жизни (в это понятие включена благоприятная жизненная среда) по сравнению с чисто материальным преуспеванием, склонность к самостоятельному выбору убеждений, ценностей и соответствующего им образа жизни.

Таким образом, говоря о глобализации в современном мире, необходимо поставить ее в контексте двух базовых тенденций – к универсализации мира и росту его многообразия. Именно их взаимодействие и определяет современное мировое развитие, его неоднозначность и, что самое важное, сохранение альтернативности выбора для каждого народа и государства.

В современных условиях проявляет себя так называемый новый регионализм: формирование макрорегиональных пространств на фоне геоэкономического расслоения мира, поскольку характерной чертой усиления международных связей становится сочетание автономизации и интеграции, сопровождающееся ростом значения уровней: наднационального с разнообразными новыми центрами власти и влияния (макрорегионов) и более низких, локальных (микрорегионов) [11, с. 220]. Регионализация внешнеэкономических связей соотносится с тенденцией роста связей между субъектами мирового хозяйства, в связи с чем установление нового мирового порядка будет основываться на воздействии процессов развития взаимозависимости субъектов мировой экономики и регионализации. Важная особенность рациональной макроэкономической политики социально-экономических систем в этих условиях – открытость в рамках региональной межгосударственной интеграции, поскольку именно интеграция делает мировую экономику более открытой, способствуя усилению экономической взаимозависимости главных центров мировой экономики: США – ЕС – Восточной Азии [14, с. 47].

Регионализация, являясь в определенном смысле синонимом разных видов интеграций, принимает форму более или менее устойчивых институциональных объединений, характеризующихся взаимной диффузией экономического, торгового, научного, технического и финансового сотрудничества. Региональная интеграция как результат долгосрочных международных соглашений сама становится важ- ным элементом глобальной структуры, принимая участие в ее формировании. Тем самым осуществляются две функции: пассивная, когда региональная интеграция является объектом глобализации, и активная, когда региональные экономические союзы выступают субъектом глобализации.

На основе системного анализа развития социально-экономических систем в условиях глобализации выявлено изменение качества социально-экономических систем, которое проявляется в следующем:

  • -    усложнение параметров экономики и механизмов экономического роста, включая не просто увеличение количества их компонентов, но изменение качества параметров, а также усложнение условий и систем их взаимодействия;

  • -    изменение структуры национальной экономики, сопряженной с изменением пропорций экономической системы, сопровождающимся развитием пятого технологического уклада, ростом информационных технологий;

  • -    социальная переориентация экономики, в процессе которой смена потребностей ведет к смене системы интересов с возрастанием в их структуре во все большей степени доли внеэкономической (личностной) составляющей;

  • -    радикальная перестройка системы институтов социально-экономических систем, в результате которой происходит изменение роли государства в экономике, его функций и регулирующих инструментов, а также сближение законодательных норм и правил на основе международных соглашений с усилением механизмов их исполнения на уровне социально-экономических систем;

  • -    стремление социально-экономических систем к объединению как следствие переплетения противоречивых национальных интересов и необходимости их согласования и разрешения, что проявляется через экономическую интеграцию, создание региональных союзов и объединений социально-экономических систем.

Подводя итоги рассмотрения явления глобализации как экзогенного фактора развития социально-экономических систем, можно сде- лать следующие выводы: закономерностями развития социально-экономических систем в условиях глобализации являются взаимозависимость, обусловленная неравномерностью, асимметричностью экономического развития, предопределяющая отношения партнерства, а также лидерства и зависимости (ведущих и ведомых) социально-экономических систем; со-подчиненность, создающая взаимную заинтересованность в политической, социальной и макроэкономической стабильности на территории всех социально-экономических систем и предполагающая использование различными социально-экономическими системами унифицированных норм и правил экономической деятельности, разработанных наднациональными институтами.

Список литературы Явление глобализации как экзогенный фактор развития социально-экономических систем

  • Астапов, K. Л. Стратегия развития в постиндустриальной экономике/К. Л. Астапов//Мировая экономика и международные отношения. -2006. -№ 2. -С. 57-65.
  • Богомолов, О. Т. Анатомия глобальной экономики: учеб. пособие/О. Т. Богомолов. -М.: Академкнига, 2009. -216 с.
  • Бхагвати, Дж. В защиту глобализации/Дж. Бхагвати; пер. с англ. под ред. B. Л. Иноземцева. -М.: Ладомир, 2005. -406 с.
  • Волков, А. Глобализация и национальная модель экономики/А. Волков//Общая тетрадь. -2008. -№ 1. -С. 46-49.
  • Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: проблемы «новой экономики»/Г. М. Гукасьян. -СПб.: Питер, 2003. -192 с.
  • Динкевич, А. Закономерности экономического развития (проблемы методологии)/А. Динкевич//Экономист. -2009. -№ 11. -С. 71-80.
  • Ивлева, Г. Трансформация экономической системы: обзор концепций и контуры общей теории/Г. Ивлева//Общество и экономика. -2003. -№ 10. -С. 3-40.
  • Кузнецов, М. М. Социально-экономические предпосылки вовлеченности стран в процесс глобализации мирового хозяйства/М. М. Кузнецов//Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». Т. 24 (63). -2011. -№ 1. -С. 114-122.
  • Макуев, Р. Х. На острие вызовов глобализации: монография/Р. Х. Макуев. -Орел: ОРАГС, 2011. -163 с.
  • Маргелов, М. В. «Глобализация» -превратности термина/М. В. Маргелов//США и Канада: экономика, политика, культура. -2003. -№ 9. -С. 47-59.
  • Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/под ред. И. С. Королева. -М.: Юристъ, 2008. -604 с.
  • Омае, К. Упадок национального государства: становление региональных экономик/К. Омае. -М.: Европа, 2009. -336 с.
  • Паньков, В. С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года/В. С. Паньков//Безопасность Евразии. -2007. -№ 3. -С. 267-268.
  • Проскурин, С. А. Глобализация как фактор поляризации мира/С. А. Проскурин//Социально-гуманитарные знания. -2009. -№ 4. -С. 46-49.
  • Розов, Д. В. Глобализационные тенденции движения и эволюции основного капитала в современном мире/Д. В. Розов//Финансы и кредит. -2005. -№ 11 (179). -С. 44-59.
Еще
Статья научная