Язык и речь в пространстве культуры: интерпретация и реинтерпретация

Бесплатный доступ

В центре внимания автора статьи - опыт мыслеречевой деятельности субъекта, рассмотрение которой осуществляется сквозь призму таких областей гуманитарной науки, как философия языка, онтология, психология, культурология, искусствознание. Необходимость учета межпредметных связей обусловлена тем обстоятельством, что постижение сути мыслеречевой деятельности в пределах какой-либо одной науки обедняет представление о культуре мышления и культуре речи субъекта, включенного во взаимодействие как с самим собой, так и с другими людьми. В данном контексте в качестве базовой категории автор определяет индивидуальную концептуальную систему субъекта речи, двойственный характер которой опознается, с одной стороны, на уровне целесообразного, автоматически запущенного природой информационного процесса, реализуемого посредством интерпретации и являющего собой опыт самоорганизации системы; с другой стороны, на уровне организации индивидуальной концептуальной системы как сугубо человеческой деятельности (мыследеятельности), реализуемой посредством реинтерпретации. Если в первом случае природа доминирует над человеком, вследствие чего жизнь подчинена удовлетворению природных рефлексов (инстинктов), то во втором случае возникает рефлексия, обеспечивающая субъекту мыслеречевой деятельности свободу над природными инстинктами. Утверждается, что во втором случае сознание выступает подлинным регулятором жизни языковой личности.

Еще

Мышление, смысл, значение, индивидуальное сознание, коллективное бессознательное

Короткий адрес: https://sciup.org/14970340

IDR: 14970340   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2017.4.20

Список литературы Язык и речь в пространстве культуры: интерпретация и реинтерпретация

  • Бакусев В. М., 1992. В земле человеческой: проблема культуры и творчество К.Г. Юнга//Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке: собр. соч. М.: Ренессанс. Т. 15. С. 229-270.
  • Бахтин М. М., 1994а. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве//Работы 1920-х годов. Киев: Next. С. 257-318.
  • Бахтин М. М., 1994б. К философии поступка//Работы 1920-х годов. Киев: Next. С. 9-68.
  • Богин Г. И., 2001. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. М.: Психология и бизнес ОнЛайн. 731 с. URL: http://lineburg.ru/philosophy/bogin_g_i__obretenie_sposobnosti_ponimat’_vvedenie_v_germenevtiku_tver’_2001_731_s.html/.
  • Вагнер Р., 1978. Паломничество к Бетховену/пер. с нем. И. Татариновой//Рихард Вагнер. Изданные работы/сост. и коммент. И. А. Барсовой, С. А. Ошерова. М.: Искусство. С. 85-106.
  • Вознесенский А. А., 1994. Прорабы духа. М.: Советский писатель. 496 с.
  • Волкова П. С., 2008. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века). Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС». 200 с.
  • Гаврилин В. А., 2003. О музыке и не только... Записи разных лет/cост. Н. Е. Гаврилина, В. Г. Максимов. СПб.: Композитор. 344 с.
  • Гумбольдт В. фон, 1984. Форма языков//Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс. С. 69-74.
  • Гуренко Е. Г., 1982. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: НГК. 256 с.
  • Коляденко Н. П., 2005. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Новосибирск: НГК. 392 с.
  • Леонтьев А. Н., 1983. Из дневниковых записей//Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика. Т. 1. С. 240-242.
  • Москальчук Г. Г., 2010. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал УРСС. 296 с.
  • Павиленис Р. И., 1983. Проблема смысла. М.: Мысль. 286 с.
  • Шаховский В. И., Волкова П. С., 2015. Этико-эстетический аспект экологичности эмоций в произведениях искусства//Вестник российского университета Дружбы народов. Серия: Лингвистика. № 1. С. 31-41.
Еще
Статья научная