Язык искусства - язык образования (на основе русской философии и русского искусства)

Бесплатный доступ

В статье обосновывается роль и значение языка искусства для воспитания человеческой личности. Автор опирается на достижения русской философии, русской педагогической мысли, русской эстетики и искусствоведения, отраженные в трудах В.С. Соловьева, Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Д.С. Лихачева. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому опыту, художественным открытиям и теоретическим работам В.В. Кандинского, К. Малевича, М. Шагала, Н.К. Рериха. Рассматриваются основные функции языка искусства - эстетическая, этическая и аксиологическая. Акцентируется необходимость их учета в преподавании гуманитарных дисциплин (философии, теории и истории культуры, теории и истории искусства, истории русской культуры и искусства) на русском языке с целью повышения культурного уровня современной молодежи, как русских, так и иностранных учащихся. Автор приходит к выводу, что более глубокое постижение русской культуры и русской истории и приобщение к основополагающим ценностям русского народа через личный эстетический опыт человека возможно именно на языке искусства. Более того, искусство способствует изменению мировоззрения человека и его личности в нравственном отношении, формированию его личных этических принципов и взращиванию в нем высоких идеалов Истины-Добра-Красоты в целом.

Еще

Язык искусства, этика, эстетика, аксиология, образование, воспитание личности, истина, добро, красота

Короткий адрес: https://sciup.org/147244136

IDR: 147244136   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2024-2-223-229

Список литературы Язык искусства - язык образования (на основе русской философии и русского искусства)

  • Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.: Советская Россия, 1986. 366 с.
  • Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.
  • Бродский И.А. О Достоевском // Русские эмигранты о Достоевском: сборник / вступ. ст., подг. текста и прим. С.В. Белова. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 373–377.
  • Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 2008. 448 с.
  • Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости / пер. с нем. Н.И. Дружковой. М.: АСТ, 2019. 384 с.
  • Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
  • Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 958 с. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 436 с.
  • Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, 2014. 416 с.
  • Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2003. Т. 4. 360 с.
  • Рерих Н.К. Держава света. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 848 с.
  • Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Ин-т русской цивилизации: Алгоритм, 2012. 656 с.
  • Флоренский П.А. Имена. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. 912 с.
  • Шагал М.З. Ангел над крышами / пер. с идиш, сост. Л.С. Беринского. М.: Современник, 1989. 222 с.
  • Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на тему Гумбольдта. М.: Едиториал УРСС, 2003. 218 с.
  • Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М.: РОССПЭН, 2007. 712 с.
  • Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2005. 686 с.
  • Эрн В.Ф. Борьба за логос. Философские произведения. М.: Юрайт, 2019. 282 с.
Еще
Статья научная