Экфрасис картин нидерландских художников в прологе романа А. С. Байетт «Натюрморт»

Автор: Графова Ольга Игоревна

Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal

Рубрика: Зарубежная литература

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются особенности экфрастических элементов в прологе романа современной английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт «Натюрморт» («Still Life», 1985), который является вторым романом тетралогии о семье Поттер («Дева в саду» («The Virgin in the Garden»), «Вавилонская башня» («Babel Tower») и «Свистящая женщина» («A Whistling Woman»)). Экфрасис картин нидерландских художников Пита Мондриана, Георга Хендрика Брейтнера и Ксавье Меллери представлен глазами одного из главных героев романа Дэниела Ортона. Упоминание Г. Х. Брейтнера отсылает к нескольким картинам художника с образами Амстердама, который представляется Дэниелу «мрачным и мерцающим», а картина П. Мондриана, на которую также нет прямой отсылки, описывается как «мрачная и облачная». Экфрасис картины К. Меллери «После вечерней молитвы» представляется в прологе дважды: первый раз описательно, второй же раз после воспоминаний о рождении сына, его судьбе и их сложных отношениях приобретает личные смыслы. Образы картин нидерландских художников мотивно и сюжетно связываются с образом Дэниела в романе и тетралогии в целом, что подчеркивается общим видением героя как нидерландской живописи в залах галереи, так и взглядом на жизнь с ее трагизмом – «он знал, что такое свет в темноте». Экфрасис картин нидерландских художников также создает противопоставление картинам французских постимпрессионистов рубежа XIX и XX вв., представленных в начале пролога романа, а образы картин нидерландской живописи подчеркивает контраст темного и хмурого образа Дэниела на фоне английского общества середины XX в.

Еще

Экфрасис, картина, Байетт, роман, герой, образ.

Короткий адрес: https://sciup.org/147230517

IDR: 147230517

Список литературы Экфрасис картин нидерландских художников в прологе романа А. С. Байетт «Натюрморт»

  • Бочкарева Н. С., Графова О. И. Экфрастическая экспозиция в романе А. С. Байетт «Натюрморт» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 4 (28). С. 193–206.
  • Бочкарева Н. С., Дарененкова В. С. Символика цвета во вставных эссе рассказа А. С. Байетт «Сырой материал» // Литература в искусстве, искусство в литературе – 2012. Пермь, 2012. С. 149-170.
  • Графова О. И. «Вербальный портрет перед визуальным портретом»: декламация в прологе романа А. С. Байетт «Дева в саду» // Филология и культура. Philology and Culture. 2018. № 2 (52).
  • Графова О. И. Экфрасис портретов Елизаветы I в романе А. С. Байетт «Дева в саду» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4(32). С. 126–134.
  • Графова О. И. Экфрастическая экспозиция и ее функции в романах А. С. Байетт «Дева в саду» и «Натюрморт». Дисс. … к. филол. н. Пермь, 2019. 168 с.
  • Дарененкова В. С. Символика цвета в «Маленькой черной книге рассказов» А. С. Байетт. Дис. … к. филол. н. Пермь, 2012. 190 с.
  • Торгашева Е., Бочкарева Н. С. Символика цвета в рассказе А. С. Байетт «Китайский омар» // Проблемы метода и поэтики в мировой литературе. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», 2005. С. 106–112.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград.: Наука, 1989. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048 (дата обращения: 20.02.2020).
  • Byatt A. S. Still Life (1985). London: Vintage, 2003. 434 p.
  • Byatt A. S. The Virgin in the Garden (1978). London: Vintage, 2001. 566 p.
  • Mellery Xavier // All About Heaven. URL: https://allaboutheaven.org/sources/mellery-xavier/190 (Accessed: 10.02.2020).
Еще
Статья научная