Экфрасис в романе А. Королева «Эрон»
Автор: Абашева Марина Петровна, Чащинов Евгений Николаевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 4 (32), 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена поэтике экфрасиса в романе «Эрон» (2014), занимающем центральное место в творчестве российского писателя Анатолия Королева. Экфрастический дискурс в его прозе на редкость обширен, превышает диегетическую составляющую текстов и создает специфический, пропущенный через призму культуры, вторичный мимесис. В статье устанавливаются источники, объекты экфрастических описаний А. Королева, исследуются функции экфрасиса в романном целом. Про-тоэкфрасисом, определяющим сюжет и поэтику романа «Эрон», становится у Королева триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Сюжетное движение и персонажное строение романа обусловлены палимпсестным наложением живописных, музыкальных, кинематографических экфра-сисов. Отличительной особенностью экфрастической поэтики А. Королева оказывается использование экфрасиса как способа автометаописания позиции романиста в тексте и как средства интеллектуально-философской рефлексии автора. Интермедиальность для писателя изначально является естественной и сознательной стратегией. Индивидуальный случай экфрасиса Королева можно считать одним из симптомов характерной для современной литературы тенденции к интермедиальности, синтезирующей языки разных видов искусств.
Экфрасис, современная русская проза, анатолий королев, модернизм, постмодернизм, интермедиальнось, эссеизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14729418
IDR: 14729418
Список литературы Экфрасис в романе А. Королева «Эрон»
- Абашева М.П. Протоэкфрасис в романе Анатолия Королева «Эрон»//«Учености плоды»: к 70-летнему юбилею профессора Ю.В. Шатина: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С.173-186
- Абашева М.П., Чащинов Е.Н. Урбанизм Анатолия Королева (о романе «Эрон»)//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 1(25). С. 137-144
- Бочкарева Н.С. Функции живописного экфра-сиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 81-92
- Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации)//Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С.259-283
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе//Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5-22
- Дьюдни А.К. Получение изображений самых сложных математических объектов с помощью компьютера-микроскопа//В мире науки. 1985. №10. С. 80-87
- Королев А.В. Эрон: Роман. Пермь: Изд. центр «Титул», 2014. 904 с
- Маркова Т.Н. Интермедиальный код в новейшей русской прозе (роман «Быть Босхом» А. Королева//Кризис литературоцентризма. Утрата идентичности vs. новые возможности/отв. ред. Н.В. Ковтун. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. С. 498-515. (Сер. Универсалии культуры. Вып. 5)
- Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб.: САГА, 2001. 224 с
- «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст./сост. и науч. ред. Д.В. Токарева. М.: Новое лит. обозрение, 2013. 571 c
- Семьян Т.Ф., Григорьева М.А. Визуализация в прозе Анатолия Королёва//Вестник ЮУрГУ. Сер.: Лингвистика. 2012. №2 (261). С. 38-43
- Сидорова А.Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): дисс.... канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 218 с
- Сидякина А. Анатолий Королёв//Маргиналы (уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы). Челябинск: Фонд Галерея, 2004. URL: http://abursh.sytes.net/Marginaly/Korolev.htm. (дата обращения: 15.08.15)
- Тулякова И.И. Экфрастический роман Трейси Шевалье «Дама с единорогом»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 4(20). С. 174-180
- Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис//Критика и семиотика. Новосибирск, 2004. Вып. 7. С. 217-226
- Экфрастические жанры в классической и современной литературе/Н.С. Бочкарева, К.В.Загороднева, Е.О. Пономаренко, А.Г. Рогова, И.А. Табункина, Д.С. Туляков, И.И. Тулякова; под общ. ред. Н.С. Бочкаревой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. 204 с
- Эпштейн М. На перекрестке образа и понятия (Эссеизм в культуре нового времени)//Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Прогресс, 1987. С. 334-380
- Barbetti C. Ekphrastic Medieval Visions: A New Discussion in Interarts Theory. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2011. 208 р
- Bensmaia R. The Barthes Effect: The Essay as Reflective Text. University of Minnesota Press, 1987
- Cheeke S. Writing for Art: The Aesthetics of Ek-phrasis. Manchester: Manchester University Press, 2010. 204 p
- Schmidt D.J. Between Word and Image: Heidegger, Klee and Gadamer on Gesture and Genesis. Bloomington and Indianapolis: Indiana Univ. Press, 2013. 188 p