Экфрастическая репрезентация произведений живописи в чеховской прозе

Автор: Игнатенко Александр Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (50), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется проблема описаний живописных изображений в чеховской прозе. Техника А.П. Чехова, с помощью которой литературный текст становится явлением интермедиальным, синтезируя в себе знаковые системы различных видов искусства, в частности живописи, опирается на экфрасис (явление межсемиотических переходов). В современной теоретической науке экфрастическая репрезентация в художественном тексте рассматривается, как правило, в трех аспектах: как прием (средство организации художественного текста), как жанр (вербализация произведения искусства) и как дискурс (организация визуального нарратива). На материале чеховской прозы автор уделяет основное внимание интермедиальному методу анализа текста, опирающегося на экфрастический прием. Актуальность работы обусловлена растущим интересом к медиа теориям и синтезу различных видов искусства в рамках одного литературного произведения, а также экфрасису и визуально маркированным зонам, так называемым визуальным аттракторам. В статье проанализированы примеры, из которых видно, что для Чехова-прозаика характерно постоянное обращение к переводу изображаемого (живописного) в словесное. Экфрасис, как прием интермедиальной поэтики, становится стратегией авторской техники письма и постоянной практикой писателя. В работе делается попытка систематизировать различные виды чеховского экфрасиса. По наличию или отсутствию референта классифицируются примеры, описывающие существующие (миметические) или вымышленные (немиметические) произведения искусства чеховского мира.

Еще

А.п. чехов, живопись, синтез, экфрасис, интермедиальность

Короткий адрес: https://sciup.org/149127179

IDR: 149127179   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00069

Список литературы Экфрастическая репрезентация произведений живописи в чеховской прозе

  • Автухович Т.Е. Экфрасис как жанр и/или дискурс // Диалог согласия: сборник научных статей к 70-летию В.И. Тюпы / под ред. О.В. Федуниной и Ю.Л. Троицкого. М., 2015. С. 85-94.
  • Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  • Грякалова Н.Ю. Заметки о чеховских экфрасисах // Образ Чехова и чеховской России в современной мире: к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова / под ред. В.Б. Катаева и С.А. Кибальника. СПБ., 2010. С. 58-70.
  • Душина Л.Н. Ритм и смысл в литературном произведении. Саратов, 1998.
  • Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1986.
  • Кайда Л.Г. Интермедиальное пространство композиции. М., 2013.
  • Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.
  • Родионова В.М. Поэтика А.П. Чехова: живописность и музыкальность прозы. М., 2009.
  • Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005.
  • Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения: коллект. моногр. / под научн. ред. Т.Е. Автухович. Siedlce, 2018.
  • Фортунатов Н.М. Пути исканий: о мастерстве писателя. М., 1974.
  • Шеховцова Т.А. Чеховский экфрасис: мир в отсутствии цвета // "У него нет лишних подробностей..".: Мир Чехова. Контекст. Интертекст. Харьков, 2015. С. 29-36.
  • Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М., 2002.
Еще
Статья научная