Экологическая политика предприятий в сфере туризма
Автор: Андреева Алена Михайловна, Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, Моглоева Туяна Владимировна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 3, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы реализации экологической политики предприятиями туриндустрии. Для решения исследовательских задач использован социологический инструментарий. Цель опроса заключается в выявлении основных направлений и мероприятий, реализуемых туристскими предприятиями для сохранения окружающей среды, а также в определении мер государственной поддержки применительно к условиям конкретного региона, где действуют жесткие экологические ограничения. Анкета разработана авторами на основе сервиса Google Forms и включает четыре блока вопросов. Всего в анкетировании приняли участие 57 представителей сферы туризма Республики Бурятия. Выявлены особенности и основные направления экологической политики, реализуемой предприятиями туриндустрии. Показано, какие изменения в экологической политике происходят в условиях противодействия распространению COVID-19, какие меры поддержки будут способствовать повышению экологической ответственности предпринимателей. Полученные в ходе опроса результаты являются дополнительными данными для выработки научно обоснованных мер государственной поддержки экологизации туристской деятельности в Республике Бурятия.
Туризм, туристские предприятия, экологическая политика, опрос, республика бурятия
Короткий адрес: https://sciup.org/149139865
IDR: 149139865
Текст научной статьи Экологическая политика предприятий в сфере туризма
В условиях распространения COVID-19 туризм отнесен к наиболее пострадавшим отраслям экономики. Во многих странах для снижения последствий кризиса введены меры поддержки туристского сектора1 (Ахундова, 2021), а также разрабатываются стратегии восстановления и дальнейшего развития туризма (Collins-Kreiner, Ram, 2021). В России на федеральном и региональном уровнях были приняты оперативные меры реагирования и внедрены нестандартные для отрасли меры поддержки для сохранения потенциала предприятий и восстановления туристских потоков (Максанова, Дугарова, Кауров, 2021).
Пока правительства разных стран работают над стратегией быстрого восстановления туристского сектора с использованием государственного финансирования, растет число исследований о туризме и COVID-19, в которых звучат призывы использовать пандемию как возможность для пересмотра ценностей общества потребления, изменения управленческого мышления, преобразования бизнес-процессов, перехода на рециклинговые модели развития, приоритетности инклюзивного развития2 (Gupta et al., 2021; Sigala, 2020; Михеева и др., 2016). В контексте трансформационной возможности COVID-19 профессор Университета Южной Австралии М. Сигала считает необходимым расширение знаний для информирования, стимулирования, формирования или даже руководства такими преобразованиями, вызванными кризисами (Sigala, 2020). В этом русле актуально изучение нового опыта государственного регулирования предпринимательской деятельности и поведения потребителей на конкретных территориях как осознанной стратегии экологически ответственного развития предприятий и регионов.
В связи с этим в данном исследовании на примере Республики Бурятия рассматривается, какие изменения происходят в экологической политике предприятий сферы туризма на фоне COVID-19, а также какие меры государственной поддержки будут способствовать повышению экологической ответственности предпринимателей. Такая целевая направленность обусловлена тем, что усилия по ограничению распространения коронавирусной инфекции сопряжены с рисками для окружающей среды вследствие ужесточения санитарно-эпидемиологических требований, соблюдение которых увеличивает ресурсопотребление (электроэнергия, водоснабжение, теплоснабжение, газ) и образование отходов (сточные воды, твердые бытовые отходы) на объектах туриндустрии.
Выбор региона обусловлен не только строгой экологической регламентацией хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории в соответствии с требованиями по охране озера Байкал (Михеева и др., 2016), но и реализацией в республике последовательной политики по экологизации туристской деятельности (Кауров, 2019). Например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в Республике Бурятия приняты «Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», которые устанавливают принципы, направления, экологические и иные требования к организации туристско-рекреационной деятельности на охраняемой территории.
В этом русле вопросы выработки и реализации экологической политики предприятиями ту-риндустрии приобрели особую актуальность. Под экологической политикой авторами понимается комплекс действий и мероприятий по обеспечению качества природной среды территории, которые транслируют основные принципы и намерения организации относительно охраны окружающей среды. Отметим, что для малого и среднего предпринимательства экологизация деятельности – это по большей части добровольный шаг, зависящий от целей и убеждений одного или нескольких лиц и сопряженный с трудностями информационного, кадрового, технического, инфраструктурного, финансового характера (Экологизация малых и средних предприятий, 2016).
Для решения исследовательских задач был использован социологический инструментарий (опрос в формате заочного анкетирования). При помощи сервиса Google Forms авторами была разработана анкета из 16 вопросов, подразделяющихся на 4 основных блока:
-
1) общая характеристика организаций сферы туризма (вопросы 1–2);
-
2) экологическая политика организации в доковидный период: формы и направления ее реализации, причины ее отсутствия, перечень экологически значимых мероприятий (вопросы 3–7);
-
3) влияние пандемии и новых санитарно-эпидемиологических требований на деятельность организации и реализацию экологической политики (вопросы 8–12);
-
4) государственные меры поддержки для стимулирования экологической ответственности предпринимателей (вопросы 13–16).
Опрос проводился с апреля по июнь 2021 г. Всего в анкетировании приняли участие 57 представителей сферы туризма разных видов деятельности (туроператорская и турагентская деятельность – 7 %, гостиничный бизнес – 67 %, экскурсионная деятельность – 9 %, общественное питание – 7 %, транспортные услуги – 2 %, прочее – 9 %), что составляет свыше 10 % от общего числа хозяйствующих субъектов в сфере туризма (554 организации по состоянию на начало 2021 г.), зарегистрированных на сайте «Работающая Бурятия» по отраслевым ОКВЭД (55, 79, 86.90.4). При этом наиболее репрезентативная группа представлена гостиничным сектором.
Анализ результатов опроса показал, что большая часть респондентов уже реализует экологическую политику (порядка 58 %) или находится в процессе ее разработки (19 %). Распределение ответов по сферам продемонстрировало, что в рамках утилизации твердых коммунальных отходов, электропотребления, теплоснабжения, водопотребления и образования сточных вод различные экологические мероприятия предпринимают 56, 46, 40, 39 и 32 % опрошенных соответственно.
К наиболее распространенным мерам можно отнести: использование энергосберегающих технологий («умные» системы освещения, светодиодные лампы и пр.) – 63 %, применение бес-фосфатных порошков и моющих средств – 60 %, минимизацию использования одноразового и неперерабатываемого пластика – 54 %, переработку органических отходов – 46 %, раздельный сбор мусора – 42 %, установку счетчиков – 40 % (рис. 1). Отдельно выделим, что призыв сотрудников и клиентов к экономии является одной из популярнейших мер по снижению ресурсопотребления среди туристских предприятий, принявших участие в опросе.
Использование энергосберегающих технологий ("умные" системы освещения, светодиодные лампы и пр.)
Использование бесфосфатных порошков и моющих средств
Минимизация использования одноразового и неперерабатываемого пластика
Переработка органических отходов (компостирование, скармливание домашним животным и пр.)
Стимулирование сотрудников и привлечение клиентов к экономии воды
Раздельный сбор мусора (пластик, батарейки, макулатура, органические отходы и пр.)
Информирование об экономии электроэнергии
Информирование об экономии тепла
Стимулирование сотрудников и привлечение клиентов к экономии электроэнергии
Установка электросчетчиков
Информирование об экономии водопотребления
Установка водосчетчиков
Стимулирование сотрудников и привлечение туристов к безотходному производству
Использование экологически чистых видов топлива
Установка водосберегающих приборов ("умные" смесители, щелчковые картриджи и пр.)

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00
Рисунок 1 – Перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, осуществляемых в организациях сферы туризма Республики Бурятия
Также отметим, что 23 % опрошенных ранее указали на отсутствие экологической политики, аргументируя это выполнением всех природоохранных требований или незначительным негативным воздействием на окружающую среду. Однако отдельные меры по уменьшению экологической нагрузки они также предпринимают, скорее нацеливаясь на снижение затрат.
Подавляющее большинство опрошенных (более чем 90 %) обращают внимание на экологическое поведение партнеров и контрагентов, что находится в контуре экосистемного партнерского взаимодействия между экономическими агентами туристской территории в условиях формирования экономики совместного потребления (Рассохина, 2021: 95). Более 70 % респондентов принимают участие и самостоятельно инициируют экологические акции и проекты на регулярной основе, преимущественно по уборке мусора, что находится в русле организации всероссийских акций «Генеральная уборка».
Отдельный блок исследования был посвящен анализу последствий пандемии коронавирусной инфекции для сферы туризма. В 2020 г. полноценную деятельность вели лишь 25 % опрошенных, частично работали 49 % и полностью прекратили деятельность 26 % респондентов. Снижение объема оказываемых услуг по сравнению с 2019 г. показали почти 80 % опрошенных (более чем на 75 % – 15 % респондентов, на 50–70 % – 12 %, на 30–50 % – 33 %, менее чем на 30 % – 16 %).
Тем не менее в условиях прекращения/снижения хозяйственной деятельности всего 15 % туристских предприятий ослабили экологическую политику. Стоит отметить, что несмотря на введение более строгих санитарно-эпидемиологических требований, лишь немногие организации отметили общее изменение потребления ресурсов и образования коммунальных отходов, что на фоне снижения потока потребителей свидетельствует об увеличении ресурсопотребления относительно одного клиента.
Анализ ответов на вопросы последнего блока показал следующее: оценивая удовлетворенность мерами поддержки экологических мероприятий, всего 7 % опрошенных считают ее достаточной, 46 % – затруднились с ответом, 47 % – оценили как недостаточную. По мнению 68 % респондентов, для повышения экологической ответственности предприятий региональные органы власти должны содействовать протекающим процессам в направлении экологизации туристско-рекреационной деятельности.
Опрошенные полагают, что действия по стимулированию экологизации туристской деятельности могут включать как финансовые меры (субсидии, поручительства, кредиты, компенсации, инвестиции и пр.), так и методическую и информационно-консультационную поддержку (консультации, обучение, информационные сайты и пр.), налоговые льготы и общественную поддержку (премии, конкурсы, признание и пр.).
В качестве эффективных стимулов большинство опрошенных предпочитают субсидии и гранты, выданные на основе оценки экологической политики организации и результатов ее реализации, предоставление компенсаций за использование бесфосфатных порошков и моющих средств и обеспечение доступа к инфраструктуре поддержки, возможность дистанционного получения всех видов поддержки и полного спектра государственных и коммерческих услуг в режиме «одного окна». Отдельно участники опроса предложили также решение вопросов по централизованному водоснабжению и канализации на уровне поселения, района или республики, а также снижение/отмену оплаты за вывоз мусора при его раздельном сборе.
Результаты проведенного исследования демонстрируют готовность турбизнеса к постепенному «озеленению» и, как было отмечено выше, некоторые меры по поддержке экологизации туризма уже предпринимаются. Так, согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 07.12.2009 № 453 с 2010 г. субъектам малого предпринимательства в сфере туризма на основе конкурсного отбора предоставляются субсидии для возмещения части затрат, связанных с их деятельностью, в размере 90 % документально подтвержденных затрат, но не более предельного размера, установленного для каждого вида затрат.
В последние годы перечень направлений, по которым возможно компенсировать расходы, значительно расширился (от 6 в 2009 г. до 16 в 2021 г.) и сейчас дополнительно включает пункты, направленные на соблюдение требований экологической безопасности и поддержку экологически ответственного поведения. С этих позиций прежде всего предусматривается возмещение затрат на создание инфраструктурных объектов, обеспечивающих функционирование объектов размещения в условиях неразвитости системы инженерного обеспечения (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение):
-
– локальные очистные сооружения (не более 3 млн руб.);
-
– газовые и пеллетные котельные (не более 2 млн руб.);
-
– солнечные панели и коллекторы, тепловые насосы (предельный размер субсидии по данным видам затрат увеличен с 300 тыс. руб. (в 2019 г.) до 1 млн руб. (в 2021 г.));
-
– водозаборные сооружения (не более 2 млн руб.).
Строительство и (или) установка вышеперечисленных инфраструктурных объектов позволяют уменьшить потребление ресурсов и минимизировать воздействие на окружающую среду. Например, установка пеллетной котельной в средствах размещения, не имеющих доступа к централизованному отоплению, имеет не только экономический, но и экологический эффект. Пел-летные котлы работают на экологически чистом топливе, в их выбросах практически отсутствует сера, а эмиссия углекислого газа ниже в 10–50 раз, чем у любого другого вида топлива. Пеллеты, в отличие от стандартных видов топлива, гипоаллергенны, так как не содержат пыль и споры, не имеют запаха, а также не подвержены самовозгоранию, как, например, древесная щепа и опилки, часто являющиеся причиной пожаров.
Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства туризма Бурятии, с каждым годом количество поданных заявок увеличивается. В 2020 г. на участие в конкурсном отборе от СМП поступило 82 заявки, из которых 13 – на возмещение части затрат, связанных с внедрением экологических технологий и инноваций.
Таким образом, результаты исследования показывают реальную текущую ситуацию с выработкой и реализацией экологической политики предприятиями туристской индустрии в Республике Бурятия (77 % опрошенных указали экологический вектор в своей деятельности). Конечно, пандемия значительно осложнила их работу, однако лишь 15 % из них указали, что ослабили внимание к экологическим проблемам. Применение социологического инструментария позволило выявить: а) особенности и основные направления экологически значимых мероприятий в рамках утилизации твердых коммунальных отходов, электропотребления, теплоснабжения, во-допотребления и образования сточных вод; б) увеличение ресурсопотребления на туристских предприятиях относительно одного клиента в ковидных условиях.
Результаты опроса по мерам поддержки демонстрируют мнение значительного большинства (68 % респондентов) о необходимости содействия протекающим процессам в направлении экологизации туризма со стороны региональных органов власти. Прежде всего речь идет о финансовом поощрении экологических инициатив за счет расширения перечня направлений и увеличения объема субсидирования затрат на мероприятия по экологизации. Большое значение для повышения экологической ответственности субъектов туристской индустрии будут иметь льготы по уплате региональных налогов или скидки на услуги ресурсных организаций.
Наряду с финансовыми актуальными являются и нефинансовые меры поддержки: методическое, консультационное, информационное содействие при внедрении зеленых инициатив. Это может быть реализовано на базе центра предпринимательства «Мой бизнес», что позволит сконцентрировать работу с госструктурами в режиме «одного окна». Также в этом направлении возможны такие мероприятия, как ведение экологического рейтинга организаций, создание сборника лучших практик по экологизации деятельности с подробным их описанием и т. п. Специальные «зеленые» форумы для предпринимателей могут выступить в качестве платформы для обучения и обмена опытом, изучения успешных кейсов, награждения победителей экологического рейтинга и продвижения идей экопредпринимательства.
Авторы убеждены, что полученные в ходе опроса результаты являются дополнительными данными для выработки научно обоснованных мер государственной поддержки экологизации туристской деятельности в регионе. В связи с этим материалы исследования были предоставлены Министерству туризма Республики Бурятия для формирования мер поддержки развития отрасли на принципах устойчивого развития и «зеленой» экономики.
Список литературы Экологическая политика предприятий в сфере туризма
- Ахундова А.Г. Анализ мер государственной поддержки по развитию туризма в Азербайджанской республике в период кризиса // East European Scientific Journal. 2021. Т. 2, № 9 (73). С. 44-52. DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.273.117
- Кауров И.А. Региональные меры государственной поддержки развития экологического туризма // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 112-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва, 10-14 апреля 2019 г.). М., 2019. С. 328-333.
- Максанова Л.Б.-Ж., Дугарова Т.Б., Кауров И.А. Туризм и пандемия COVID-19: опыт и уроки Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 1. С. 62-71. DOI: 10.18101/2304-4446-2021-1-62-71
- Рассохина Т.В. Методология устойчивого развития туризма в управлении туристскими территориями: дис.. д-ра экон. наук. М., 2021. 398 с.
- Экологизация малых и средних предприятий: пособие по инструментам природоохранной политики для стран Восточного партнерства ЕС. 2-е изд. OECD, 2016. 162 с.
- Эколого-экономические проблемы и конфликты природопользования в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Республика Бурятия) / А.С. Михеева [и др.] // География и природные ресурсы. 2016. № 5. С. 210-217.
- DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2016-5(210-217) EDN: XQRYOP
- Collins-Kreiner N., Ram Y. National Tourism Strategies During the COVID-19 Pandemic // Annals of Tourism Research. 2021. Vol. 89. DOI: 10.1016/j.annals.2020.103076
- COVID-19, Poverty and Inclusive Development /j. Gupta [et al.] // World Development. 2021. Vol. 145. DOI: 10.1016/j.worlddev.2021.105527
- Sigala M. Tourism and COVID-19: Impacts and Implications for Advancing and Resetting Industry and Research // Journal of Business Research. 2020. Vol. 117. Pp. 312-321. DOI: 10.1016/jjbusres.2020.06.015