Экологический терроризм: проблемы определения и правового противодействия

Автор: Романов А.А., Каримов Р.Р.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 5 (5), 2012 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140104917

IDR: 140104917

Текст статьи Экологический терроризм: проблемы определения и правового противодействия

XXI век выдвинул терроризм на первое место в списке угроз общественной безопасности. С развитием государств и общества

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Совершенствование правовой основы охраны природы Уральского региона (на примере Республики Башкортостан)» (№ 12-13-02006).

развивается и терроризм, его формы и методы, совершенствуется оружие, применяемое террористами. В научной литературе выделяется множество разновидностей терроризма. Все чаще сегодня приходится слышать об угрозе экологического терроризма.

Экологический терроризм - явление достаточно редкое, однако его разрушающие последствия или угроза их наступления обосновывают справедливость выделения его в отдельный вид. Следовательно, необходимо разработать меры по его предупреждению и противодействию ему. Не последнее место при этом отводится уголовно-правовым мерам.

Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствует однозначное определение экологического терроризма и, соответственно, наблюдается различное отношение к нему. Можно услышать самые разнообразные его толкования, вплоть до противоположных.

Так в некоторых источниках под экологическим терроризмом понимаются теракты, совершаемые под предлогом защиты окружающей природной среды[1]. Подобная трактовка нашла отражение в некоторых законодательных актах США. Вместе с тем она представляется неоправданной. Так, например, палата представителей штата Айова в США приняла закон о противодействии "экологическому терроризму", в соответствии с которым подлежат защите от умышленного уничтожения поля генетически измененных сельскохозяйственных культур. Кроме того, в список сельскохозяйственной деятельности, подлежащей защите закона, были добавлены пчеловодство и разведение норок. Как сообщает газета "The Des Moines Register", поводом для принятия закона послужили события сентября 2000 года, когда группа сторонников агрессивно действующего Североамериканского фронта защиты животных взяла на себя ответственность за инцидент на одной из звероводческих ферм, когда на волю было выпущено 14 тыс. норок.

Радикальные действия экологических активистов противозаконны и опасны. Однако, наибольшую общественную опасность представляют террористические акты, сопровождаемые воздействием на окружающую среду. Такая разновидность терроризма еще более опасна, чем другие его виды, поскольку насильственные действия применяются к гражданам или их собственности опосредованно, через природную среду, существование в которой в дальнейшем бывает, затруднено или невозможно для всего живого. Экологический терроризм приводит, как правило, к необратимым и трудно устранимым последствиям, которые, зачастую, имеют глобальный характер. Достаточно напомнить, что при радиоактивном загрязнении окружающая среда может остаться непригодной для жизни на многие тысячи лет. В сложившейся сложной экологической обстановке разработка мер противодействия экотерроризму приобретает жизненную необходимость и актуальность.

Необходимость недопущения фактов экологического терроризма и ликвидации его последствий отражена в «Экологической Доктрине Российской Федерации». Вместе с тем отсутствует его законодательное определение. Определить проблему – первый шаг к тому, чтобы начать ее решение. Поэтому такое определение, должно быть легально закреплено как на международном, так и на внутрироссийском уровне.

На основе Российского и зарубежного законодательства о терроризме в целом, нами предлагается следующее понятие экологического терроризма.

Экологический терроризм - разновидность терроризма, при котором воздействие на государственные органы и (или) международные организации, либо устрашение населения осуществляется посредством негативного воздействия на окружающую среду или отдельные компоненты природы, делающего непригодной или небезопасной для существования среду обитания человека, либо посредством высвобождения неконтролируемых сил природы, угрожающих жизни и здоровью людей.

Под экологическим терактом следует понимать совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на причинение вреда окружающей среде, связанных с устрашением населения и создающих угрозу экологической безопасности, в целях противоправного воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а таксисе угроза совершения указанных действий в тех же целях.

На сегодняшний день в России сложилась следующая нормативная база противодействия экологическому терроризму – это Уголовный кодекс РФ, а именно п. а ч. 3 ст. 205 УК РФ и, статья 358 УК (экоцид), а также Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Следует отметить, что в УК РФ отмечены только деяния, которые сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ[2].

В данном случае ядерный терроризм можно назвать разновидностью экологического терроризма, так как вред причиняется не только общественной безопасности, жизни и здоровью людей, но и окружающей природной среде.

Сегодня террористы для достижения своих целей используют самые современные средства вооружения и самые изощренные орудия поражения. Не исключается и возможность использования оружия, воздействующего на окружающую среду. Современный уровень развития науки дает возможность создания средств поражения, которые могут составить конкуренцию по разрушающему эффекту ядерному оружию. Кроме того, природные условия дают возможность скрытного воздействия на них дистанционно, на значительном удалении от места применения, что дает определенные возможности для совершения терактов, последствия которых вообще невозможно будет оценить и доказать наличие причинноследственной связи в суде, а значит и осудить виновных.

Так, для формирования эффекта "ядерной зимы" применяется масса аэрозоля порядка 150-200 мегатонн. Такие же последствия могут вызвать массовые пожары на нефте- и газоперерабатывающих объектах, предприятиях химической промышленности. Военные технологии позволяют искусственно разрушать слой озона, инициировать землетрясения, цунами, тропические циклоны, возмущения в ионосфере и т.п.[3]. Если сегодня мы признаем, что террористы способны приобрести или создать ядерное или радиационное оружие, то угрозу возможного использования упомянутых видов вооружений также не стоит недооценивать. По нашему мнению, это обосновывает необходимость установления повышенной ответственности для террористов, совершивших это преступление посредством воздействия на природную среду.

К счастью, факты экологического терроризма очень редки до настоящего времени. В то же время в Докладе о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан 2008 года было отмечено, что в Башкортостане находится большое количество пожаро-, взрыво- и химически опасных производств, являющихся потенциальными источниками экологических катастроф. На 40 химических объектах хранится свыше 10 наименований сильно действующих ядовитых веществ, среди них: хлор, аммиак, окись этилена, соляная кислота, ацетонитрил и др. На 185 взрыво-, пожароопасных объектах хранится 3,4 тыс.т взрывчатых веществ типа аммонита, диабазита и тротила. Накоплено около 2 млрд.т твердых и жидких отходов, из них 100 млн.т являются токсичными [4]. Все перечисленное является источником экологических рисков, в том числе в отношении террористической угрозы.

Действующая редакция ч. 3 ст. 205 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за террористические акты, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Таким образом, все указанные выше экологические риски в отношение террористической угрозы охвачены диспозицией названной нормы УК РФ, а ее санкция предусматривает наказание виновных лиц от пятнадцати лет до пожизненного лишения свободы (что представляется нам обоснованным).

В то же время законодателем были перечислены лишь отдельные (не все) потенциальные способы негативного воздействия на окружающую среду в целях совершения террористического акта. Законодателем была недооценена общественная опасность и возможности террористов применять высокотехнологичные орудия воздействия на природные объекты (для разрушения озонового слоя, вызова землетрясений и т.п.). Исходя из этого, мы считаем, что ст. 205 УК РФ должна устанавливать ответственность за все случаи проявления экологического терроризма. В этих целях п. а ч. 3 статьи 205 УК РФ предлагается дополнить следующими словами: « … а равно сопряжены с воздействием на окружающую среду или с высвобождением неконтролируемых сил природы, создающим угрозу жизни или здоровью человека; …».

Представляется, что подобная конструкция будет способствовать усилению уголовно-правового противодействия совершению экологических терактов.

Материал вычитан, цифры, факты и цитаты сверены с первоисточником.

Р.Р. Каримов, А.А. Романов

Список литературы Экологический терроризм: проблемы определения и правового противодействия

  • А.В. Федоров Супертерроризм: новый вызов нового века. М. 2002., С. 80-85.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
  • Думенко В. Угрозы глобального масштаба. Природная среда как объект экологического терроризма//http://www.nuclearno.ru/text.asp79101.
  • Республика Башкортостан. Доклад о развитии человеческого потенциала за 2008 г./Под общей редакцией Валиахметова Р.М., Бурхановой Ф.Б., Хилажевой Г.Ф. -Уфа: Изд7во «Восточная печать», 2009. -352 с.
Статья