Эконометрическая модель изменения численности постоянного населения крупнейшего города

Автор: Арбузова Т.А.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 2-1 (60), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье представлена эконометрическая модель изменения численности постоянного населения крупнейшего города под влиянием мероприятий муниципальных целевых программ. Модель сформирована на основе статистических данных города Перми. В основе модели лежит гипотеза, что индикатором достижения стратегической цели развития города - повышение качества жизни, выступает рост численности постоянного населения, под влиянием ряда факторов, регулируемых с помощью муниципальных целевых программ. Построенная модель соответствует критериям качества и показывает достаточно высокую точность прогноза изменения численности постоянного населения, что позволяет рекомендовать ее использование при оценке эффективности реализации городских программ и стратегии развития города.

Еще

Муниципальная целевая программа, крупнейший город, качество жизни, эконометрическая модель, численность постоянного населения города

Короткий адрес: https://sciup.org/170182441

IDR: 170182441   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10074

Текст научной статьи Эконометрическая модель изменения численности постоянного населения крупнейшего города

В обеспечении устойчивого развития России важное место отводится городам. Урбанисты, социологи, географы и экономисты давно заметили взаимосвязь между развитием социально-экономической жизни общества и эволюцией города. Города всегда находятся в авангарде развертывания новых тенденций в жизни общества. Развитие рыночных отношений и демократии, становление частной собственности, реформирование экономики, внедрение цифровых технологий изначально связаны с формированием и развитием специфической городской среды. Особая роль социальном и экономическом развитии страны, в соответствии с прогнозом до 2024 года, отводится крупнейшим городам, которые являются столичными центрами регионов, обладают развитой инфраструктурой и комфортными условиями для жизни, что и привлекает трудовой потенциал и бизнес и во многом определяют тенденции модернизации региональных социально-экономических комплексов [1].

Согласно данным Росстата на начало 2020 года в России насчитывалось 15 таких городов [2]. «Повышение качества жизни населения» указывается в Стратегиях социально-экономического развития крупнейших городов в качестве их цели развития [3]. Изучению вопроса качества жизни посвящено достаточно много работ теоретического и прикладного характера. В то же время на сегодняшний день нет наиболее полного определения этого термина, нет полного перечня факторов, влияющего на него, и индикаторов, позволяющих его определить, а также понятных границ его применимости. На примере городов, мы солидарны с теми исследователями, которые указывают на тот факт, что качество жизни - это комплексное понятие, определяющее уровень комфортности городской среды, жизни и деятельности человека [4, 5].

В сложившейся практике преобладает два метода определения качества жизни:

  • 1.    Объективной метод (данные официальной статистики);

  • 2.    Субъективной метод (мнение населения).

По нашему мнению, в управленческой практике наиболее эффективно в целях определения качества жизни применять совокупность показателей, которые базируются на объективных статистических оценках и отражают уровень занятости населения, уровень преступности, состояние его здоровья и т.п. Д. Прингл акцентирует внимание на том, что измерение качества жизни через субъективные показатели (например, удовлетворенность) достаточно трудно определить и использование таких показателей поддается управленческой корректировке, зачастую искажающей реальное положение дел [6]. В свою очередь, Ф. Эндрюс подметил, что пока не найдены показатели, которые нельзя было бы поставить под сомнение [7].

Таким образом, оценку качества жизни в городе предлагается измерять по степени его привлекательности для жизнедеятельности населения. Количество городского населения увеличивается путем миграции или естественного прироста, если в городе созданы хорошие условия для жизни и работы людей. Комфортность проживания горожан напрямую зависит от возможностям трудоустройства, величины и стабильности оплаты труда, наличия и доступности товаров и услуг, состояния и степени благоустройства жилья, безопасности жизнедеятельности. Изменение этих параметров находятся под влиянием программных действий органов городского самоуправления и определяет тенденции и темпы роста численности постоянного населения города, как интегрального показателя качества жизни.

В современных условиях обеспечение качества жизни в городах осуществляется на основе муниципальных целевых программ, которые определяют объемы и структуру городских бюджетов и с 2014 года в соответствии с федеральным законом 172-ФЗ входят в состав стратегических документов города [8]. Каждая целевая программа призвана решить определенную проблему в сфере обеспечения качества жизни в городе, что в свою очередь оказывает влияние на численность постоянного населения города.

Для оценки результативности и эффективности влияния мероприятий муниципальных программ на изменение численности постоянного населения города нами предложена эконометрическая модель. Данная модель разработана на основе официальных статистических данных за 1995-2019 гг., прогноза развития до 2022 г. с использоваем математических пакетов MS Excel и R для одного из крупнейших городов России – г. Пермь, однако применина и в других городах-миллионниках [9, 10].

Если в городе созданы комфортные условия для жизни и деятельности, то численность постоянного населения растет за счет рождаемости и миграции и наоборот. Такая зависимость показана в уровнении демографического баланса, где Нг – численность населения города в год г; Рг – рождаемость в год г; Сг – смертность в год г; Мг – сальдо миграции в год г.

г+ 1 =Нг+ P г× H г - С г× H г +М

Выбор переменных модели обоснован городской стратегией обеспечения качества жизни и действующими муниципальными целевыми программами. Для объясняющих переменных приняты такие обозначения: Б – заболеваемость на 1000 чел. населения, чел.; Г – наличие государственной поддержки за рождение детей; Ж – общая площадь жилья, тыс. м2; Е – стоимость минимального набора продуктов питания, руб.; З – среднемесячная номинальная зарплата, руб.; П – количество зафиксированных преступлений на 10000 человек, ед.; Ш – удельный вес учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся во вторую и третью смены, %; Э – улавливание загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников, тыс. тонн. При построении модели были использованы стандартизированные значения переменных, в силу того, что переменные имеют разную шкалу измерения.

С помощью метода обратного исключения были построены модели, отражающие смертность населения (С), рождаемость (Р) и миграцию населения города (М):

Pг=10015+853×Жг+1188×Гг-562×Шг-385×Эг

Сг=13178+623×Бг+819×Пг

Мг=2403+5496×Зг-6167×Ег-3823×Пг-2439×Ег

Таким образом, рождаемость населения      Оценка качества моделей представлена и сальдо миграции объясняется 4 пере-    в таблице:

менными, а смертность – 3 переменными.

Таблица 1. Оценка качества моделей Р,С и М

Название теста

Модель рождаемости, Р

Модель смертности, С

Модель миграции, М

t-тест

95%

90%

95%

F-тест

91

8,4

9,4

Скорректированный коэффициент детерминации

0,9

0,4

0,6

Тесты Дарбина-Уотсона, Броша-Погана и RESET-тест Рамсея также подтвердили отсутствие в моделях автокорреляции, ге-тероскедостичности и ошибок спецификации.

Объединенная эконометрическая модель изменения численности городского населения выглядит так:

⎧              Hг + 1 =H г + P г× H г - С г× H г г              

P г =10015+853×Ж г +1188×Г г -562×Ш г -385×Э г

⎨            С г =13178+623×Б г +819×П г            

М г =2403+5496×З г -6167×Е г -3823×П г -2439×Е г

Скорректированный коэффициент детерминации для объединенной модели равен 96.

Прогноз численности постоянного населения в городе Пермь на основе данной модели на 2020-2021 гг. показал, что в 2020 году согласно официальным данным численность населения города -1056,0 тыс. чел., в то время как по модели она составляет 1055,6, то есть отклонение составляет всего 0,04%. Аналогично для 2021 года: прогнозное значение численности населения - 1057,9 тыс. чел., значение по модели -1056,7, отклонение составляет 0,1%, что говорит о том, что прогнозирование по модели достаточно точно.

Таким образом, разработанная модель позволяет установить зависимость между объясняемой переменной (численностью постоянного населения города) и группой объясняющих факторов, регулируемых с помощью мероприятий муниципальных программ. Такая зависимость может быть использована органами местного самоуправления при разработке и оценке эффективности муниципальных целевых программ, как инструментов реализации стратегической установки на повышение качества жизни населения города.

Список литературы Эконометрическая модель изменения численности постоянного населения крупнейшего города

  • Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/2019093005 (дата обращения: 12.02.2020).
  • Города-миллионники РФ 2020 // Сайт о странах, городах и статистике населения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu (дата обращения: 12.02.2020).
  • Решение Пермской городской Думы от 22.04.2014 №85 "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. - 2014. - № 31.
  • Анимица Е.Г. Качество жизни населения крупнейшего города. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. ун-та. 2000. - 400 с.
  • Елохов А.М., Елохова Т.А. Стратегическое программно-целевое управление. НОУ ВПО ЗУИЭП. - Пермь, 2015. - 320 с.
  • Pringl D.G. Measuring the quality of life: some methodological problems // Collogium Geographicum. - 1982. - № 15. - P. 24.
  • Research on quality of life in urbansettlements in Sweden / Sweden National council for building research. - Stockholm, 1975. - P. 9-12.
  • Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №26 (часть I). - Ст. 3378.
  • Пермский край в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2017. - 180 с.
  • Итоги социально-экономического развития города Перми // Официальный сайт муниципального образования город Пермь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gorodperm.ru/actions/strategy/ (дата обращения 12.02.2020).
Еще
Статья научная